Новое

14 мнений шиитских учёных о том, как должен выплачиваться хумс в период сокрытия Имама Махди

Комментарии

Сокрытие двенадцатого Имама — Махди, да ускорит Аллах его приход, — тяжёлое и крайне специфическое время для шиитов, порождающее множество вопросов и сомнений относительно того, как нужно соблюдать религиозные предписания, например, выплачивать одну пятую часть годового дохода на нужды религии — хумс, который сейчас принято отдавать муджтахидам. Многие наши читатели знакомы с их постановлениями о хумсе, но хотели бы узнать, что думали на этот счёт великие учёные древности, такие как Маджлиси, Муфид, Туси, Хилли, Хурр аль-Амили и многие другие. По вашим многочисленным просьбам мы углубились в эту тему и перевели отрывок из книги шейха Юсуфа Бахрани «Аль-хадаик ан-надыра», в которой он собрал четырнадцать мнений о том, как следует распоряжаться хумсом в период сокрытия Имама нашего времени.

Биографическая справка Шейх Юсуф Бахрани (1695—1772) — известный шиитский учёный и мухаддис из Бахрейна, который в XVIII веке находился под властью Сефевидов. В связи с османским вторжением в Бахрейн его семья была вынуждена бежать в Кербелу, где он впоследствии стал одним из авторитетнейших учёных и написал несколько десятков книг, наиболее известная из которых — «Аль-хадаик ан-надыра» в двадцати пяти томах.

1

Первое мнение заключается в том, что обязанность выплаты хумса отменена. Необходимо завещать его и передавать доверенным лицам, и так до эпохи выхода из сокрытия Имама, да будет мир с ним. Этого мнения придерживался шейх Муфид в «Аль-Мукниа», где он писал: «Наши товарищи разошлись во мнениях относительно хумса во время сокрытия. Среди них были те, кто говорил об отмене обязательства выплаты хумса в эпоху сокрытия на основании преданий, другие считали, что его необходимо закапывать, толкуя таким образом предание: „Поистине, земля явит свои богатства во время Имама! Когда он восстанет, Аллах укажет ему на эти богатства, и он получит их отовсюду“. Третьи считали, что желательно раздавать его членам рода Пророка, да будет над ними всеми мир и благословение Аллаха, и беднякам из числа шиитов. Кто-то считал, что необходимо передать хумс Господину повеления следующим образом: перед смертью передавать хумс тому, в чьём разуме и в чьей религии есть уверенность, чтобы тот передал его Имаму, если застанет его восстание. Если же нет, то он должен передавать хумс другому доверенному лицу, и так пока Имам не выйдет из сокрытия. И это мнение я считаю более правильным, чем те, о которых было сказано ранее, поскольку хумс — это право его обладателя (Имама). Необходимо сохранять его до момента возвращения Имама и возможности передачи его ему или тому, кто сможет обеспечить передачу.

2

Второе мнение заключается в том, что обязанность выплаты хумса аннулировалась. Так считал [шейх] Салар [ад-Дейлами], что было передано от него в «Аль-Мухталиф» и других источниках. После упоминания о запрете распоряжения хумсом в эпоху присутствия Имама, кроме как с его дозволения, Салар писал:

«В наше время разрешается распоряжаться им в качестве щедрости и великодушия [со стороны Имамов] по отношению к нам».

Так же считал и Мухаммад Бакир аль-Хорасани и мухаддис шейх Абд-Аллах ибн Салих аль-Бахрани. Далее, если на то будет воля Аллаха, мы упомянем их слова, а также хадисы, на которые они опирались. Это мнение является распространённым, и его разделяет большинство наших современников.

3

Третье мнение заключается в необходимости закапывать хумс, как об этом было сказано ранее в цитате шейха Муфида. Его также передал шейх в «Ан-Нихая», опираясь на упомянутый ими хадис.

4

Четвёртое мнение заключается в том, что необходимо выплачивать долю хумса трём категориям людей. Что касается доли Имама, то следует, как уже было сказано, передавать её доверенному лицу и так до момента, когда хумс дойдёт до Имама в эпоху его прихода. Этого мнения придерживался шейх Туси. Он писал об этом в «Ан-Нихая»: «Наши товарищи разошлись во мнениях относительно того, на что из хумса у людей есть право в эпоху сокрытия, и нет по этому поводу какого-либо чёткого указания, кроме того, что каждый из них говорил в соответствии с предосторожностью. Некоторые из них сказали, что в эпоху сокрытия нам дозволен хумс за некоторых женщин и с товаров. Другие сказали, что необходимо сохранить хумс, а перед смертью передать его доверенному человеку из своих братьев и так до момента выхода Повелителя повеления из сокрытия. Третьи сказали, что необходимо зарывать хумс, поскольку земля явит свои богатства во время восстания Имама. Четвёртые сказали, что необходимо разделить хумс: [одну] половину, что принадлежит Имаму, следует закопать или передать доверенному лицу, а [другую] половину разделить между сиротами из рода Мухаммада, да благословит его Аллах, бедняками и нуждающимися. И это — то, что необходимо совершать, поскольку эти три категории людей имеют право на получение хумса, хоть распорядитель этого дела и не проявлен среди людей, также, как и закят необходимо выплачивать тем, кому он предназначен, хоть распорядитель этого дела и скрыт от людских глаз. Если же человек поступит в соответствии с предосторожностью и последует одному из указанных ранее мнений, таких как захоронение хумса или передача его доверенному лицу, он не совершит греха. Что касается распоряжения хумсом, которое было описано в первом мнении, то это не соответствует предосторожности и необходимо воздерживаться от этого».

Из его слов следует дозволенность поступать в соответствии с первым мнением, но это является нежелательным. Подобное он также писал в книге «Аль-Мабсут», кроме того, что он запретил там поступать в соответствии с первым мнением. Он также писал: «Если человек зароет хумс или передаст его доверенному лицу, то в этом нет проблемы». Он, так же как и наш шейх Муфид, в упомянутых вопросах о том, как следует поступать в эпоху сокрытия в ситуациях, относительно которых нет явного текста, говорил следовать тому, что ближе к предосторожности.

5

Пятое мнение подобно предыдущему относительно выплаты трём категориям людей. Что касается доли Имама, то необходимо сохранять её, пока она не будет передана ему. Такого мнение придерживался Абу Салях, Ибн аль-Баррадж, Ибн Идрис, а также одобрял алляма Аль-Хилли в «Аль-Мунтаха» и выбрал его в «Аль-Мухталиф». Абу Салях жёстко высказывался в пользу запрета распоряжения хумсом, говоря: «Если человек не выполнит своего долга относительно хумса, он тем самым ослушается Аллаха, будет проклят каждым мусульманином, что проклинает угнетателей рода Мухаммада, и заслужит наказание за оставление обязательства, поскольку обязанность выплаты хумса — это постановление, утверждённое Кораном и единодушным мнением (иджма) уммы, хоть и имеются разногласия относительно того, кому он предназначен. И не разрешается оставить это обязательство, опираясь на незначительное число преданий. Алляма в своей книге «Аль-Мухталиф» после упоминания мнения Салара ад-Дейлами о дозволенности хумса в эпоху сокрытия, а также хадисов, доказывающих эту точку зрения, писал: «Знай же, что данная точка зрения далека от истины из-за слабости доводов, противоречащих указу Корана, а также единогласному мнению о запретности распоряжаться имуществом другого человека без его разрешения. И мнение о закапывании хумса также является далёким от верного. Что касается мнения о передачи всего хумса доверенным лицам перед смертью, то оно также не лишено слабости из-за того, что препятствует хашимитам получить их долю, несмотря на их сильную потребность в этом и распространённую среди них бедность. Наиболее верным решением является разделение хумса на две части и распределение доли сирот, бедняков и нуждающихся из рода Мухаммада между ними в соответствии с их потребностями. Что касается доли Имама, то её следует передать ему самому, если человек застанет его, или же путём передачи от одного доверенного лица к другому.

6

Шестое мнение подобно предыдущим по отношению к доли трёх категорий людей. Что касается доли Имама, то согласно этому мнению, её следует разделить между хашимитами. Этого мнения придерживался мухаккык в «Аш-Шараи’», и оно было распространено среди поздних учёных, как об этом сообщил шейх Зейн ад-Дин аль-Амили (аш-шахид ас-сани) в «Ар-Рауда». Сообщается, что наш шейх Сулейман ибн Абд-Аллах аль-Бахрани также придерживался этого мнения.

7

Седьмое мнение также подобно предыдущим относительно доли трёх категорий людей. Долю Имама следует передать ему, если будет возможность. Если не будет, то распределить между тремя категориями. При наличии трудностей предоставления им этой доли или отсутствии в этом нужды, она становится дозволена шиитам. Такого мнения придерживался шейх Мухаммад ибн Хасан Хурр аль-Амили в «Васаиль аш-шиа».

8

Восьмое мнение подобно предыдущим, кроме доли Имама, обязанность взимания которой с шиитов отменена Имамами, да будет мир над ними всеми. Эту точку зрения разделял сейид Мухаммад ибн Али аль-Амили (сахиб аль-мадарик) в «Аль-Мадарик», где писал: «Наиболее правильным является дозволенность распоряжаться долей Имама, о чём говорят и на что указывают многие предания». Затем он приводит некоторые из этих преданий, а после этого говорит: «Из преданий следует вывод о дозволенности того, на что они обладают правом. А Аллах знает лучше!». Так же считал мухаддис Кашани в «Аль-Мафатих». После упоминания нескольких точек зрения по данному вопросу, он пишет: «Я заявляю, что, по моему мнению, наиболее верным является отмена выплаты доли Имама, поскольку Имамы дозволили эту часть шиитам, а также [заявляю] о необходимости выплачивать остальную часть тем, кому она предназначается, если нет факторов, препятствующих этому». Затем он писал: «Если предоставить весь хумс им, то это было бы лучше и соответствовало бы предосторожности». Он также писал:

«Что касается нашего времени, когда мы не имеем непосредственного доступа к Имамам, обязанность выплаты их доли отменяется, однако, необходимо выплачивать другую часть тем, кому она предназначена. Если же кто-то выплатит им обе части, то это будет лучше и в соответствии с предосторожностью. А истинное знание у Аллаха!».

9

Девятое мнение подобно предыдущим, кроме того, что долю Имама следует распределить среди его познавших приближённых. Об этом писал Ибн Хамза:

«Я считаю самым правильным распределить долю Имама среди близких к нему людей, познавших его право, из числа нищих, благочестивых и благоразумных».

10

Десятое мнение заключается в том, что хумс с прибыли принадлежит только Имаму. Что касается других составляющих хумса, то они распределяются между Имамами и остальными категориями людей. Этого мнения придерживался шейх Хасан, сын шейха Зейн ад-Дина аль-Амили (аш-шахида ас-сани), в своей книге «Мунтакы аль-джуман».

11

Одиннадцатое мнение заключается в том, что пользоваться хумсом запрещено, даже с жилищ, товаров и женщин, несмотря на то, что большинство наших товарищей считают дозволенным хумс с этого, а также утверждают, что существует единодушное мнение относительно дозволенности хумса за женщин. Такого мнения придерживался Ибн Джунейд.

12

Двенадцатое мнение заключается в том, что хадисы о дозволении разрешают лишь распоряжаться вещами, с которых необходимо выплатить хумс, прежде его выплаты. Так считал шейх Маджлиси, чьи слова об этом будут упомянуты далее, если на то будет воля Аллаха.

13

Тринадцатое мнение заключается в том, что необходимо выплатить хумс трём категориям людей, а относительно доли Имама следует выбрать между закапыванием, завещанием доверенному лицу и выплатой упомянутым категориям людей, если имеется нужда в этом, с дозволения заместителя Имама в эпоху сокрытия, которым является факих. Этого мнения придерживался шейх Шамс ад-Дин аль-Амили (аш-шахид аль-авваль) в «Ад-Дурус».

14

Четырнадцатое мнение заключается в необходимости выплаты доли трёх категорий людей на обязательном или желательном основании и сохранении доли Имама до его прихода. Если же учёные распределят долю Имама среди тех, кому из числа трёх категорий не досталась его часть, то это дозволено.

Юсуф Бахрани, «Аль-хадаик ан-надыра»

Поделиться
Отправить
Класснуть
Плюсануть


Комментарии приветствуются

Scroll Up