25 хадисов о достоинствах суры «Аль-Фатиха» («Открывающая»)

Комментарии

Каждый мусульманин как минимум десять раз в день повторяет суру «Аль-Хамд», более известную как «Аль-Фатиха» («Открывающая»). В этой суре заложено столько смыслов, что Имам Али, да будет мир с ним, говорил: «Если я пожелаю, то могу дать столько толкований суре „Аль-Фатиха“, что потребуется семьдесят верблюдов, чтобы понести их вес» («Абакат аль-анвар», с. 552). Мы настоятельно рекомендуем всем верующим внимательно ознакомиться с этими переведёнными нашим проектом преданиями, дабы не повторять бездумно эту суру в своих ежедневных молитвах, но понимать хотя бы малую часть таящейся в ней мудрости.

1. Джабир ибн Абд-Аллах аль-Ансари передал от Пророка Мухаммада, да благословит Аллах его и его род, хадис аль-кудси, в котором Всевышний Аллах говорит: «Поистине, Я даровал твоей общине одно из сокровищ Моего Трона — [суру] „фатихат аль-китаб“ („Открывающее Писание“)!».

2. Имам Садык, да будет мир с ним, сказал: «Четыре раза Иблис издавал пронзительный крик [отчаяния]: в день, когда был проклят, когда был низвергнут на землю, когда был отправлен [посланником] Мухаммад и когда была ниспослана „Умм аль-Китаб“ („Мать Писания“)».

3. Саляма ибн Махраз передал: «Я слышал, как Имам Абу Джафар (Имам Бакир), да будет мир с ним, сказал: „Если человека не излечит сура «Аль-Хамд» («Прославление»), то его не излечит больше ничто другое“».

4. Имам Садык, да будет мир с ним, сказал: «Если прочитать семьдесят раз суру „Аль-Хамд“ над покойником, а затем к нему вернётся душа, то в этом не будет ничего удивительного».

«Нур ас-сакалейн», т. 1, с. 4

5. Муавия ибн Аммар передал слова Имама Садыка, да будет мир с ним: «[Выражение] „Именем Аллаха, Всемилостивейшего, Милостивого!“ — это величайшее имя Аллаха» («Нур ас-сакалейн», т. 1, с. 6).

6. Имам Садык, да будет мир с ним, сказал: «Благодарить [Аллаха] за Его Милость следует воздержанием от запретных деяний, а совершенством благодарности являются [следующие] слова: „[Вся] хвала [принадлежит лишь] Аллаху — Господу миров“ (1:2)» («Аль-Кафи», т. 2, с. 78).

7. Имам Садык, да будет мир с ним, сказал: «Тот, кого настигнет болезнь, пусть семь раз прочитает суру „Аль-Хамд“ в своём сердце, и болезнь уйдёт, а если нет, то ему следует прочитать её семьдесят раз, и я гарантирую, что он исцелится» (Туси, «Аль-Амали», т. 1, с. 290).

8. Пророк Мухаммад, да благословит Аллах его и его род, сказал Джабиру ибн Абд-Аллаху: «О Джабир, обучить тебя наилучшей суре, которую Аллах ниспослал в Своей Книге?». Джабир сказал: «Да будут мои родители жертвой за тебя, Посланник Аллаха, обучи!». И Пророк обучил его суре «Аль-Хамд», а затем спросил: «Рассказать ли тебе о ней?». Джабир ответил: «Расскажи, Посланник Аллаха!». Пророк сказал: «Она — исцеление от всякой болезни, кроме смерти!» («Макарим аль-ахляк», с. 418).

9. Пророк Мухаммад, да благословит Аллах его и его род, сказал: «Если верующий [в Судный день], проходя по Мосту, [протянутому над Адом и ведущему в Рай], скажет: „Именем Аллаха, Всемилостивейшего, Милостивого!“ (1:1), то затухнет пламя [адского] огня и скажет [оно ему]: „Проходи, верующий, ибо [исходящий от] тебя свет потушил меня!“» («Джами аль-ахбар, т. 1, с. 120).

10. Абу Басыр передал слова Имама Садыка, да будет мир с ним: «Слова „[Вся] хвала [принадлежит лишь] Аллаху“ (1:2) означают, что всякая благодарность — для Аллаха; „Господу миров“ — Творцу всего на свете; „Всемилостивейшему“ — ко всем творениям; „Милостивому“ — исключительно к верующим» («Тафсир Кумми», т. 1, с. 28).

11. Имам Казым передал от своего отца Имама Садика, да будет мир над ними обоими, который сказал Абу Ханифе: «Назови суру, начало которой — восхваление [Всевышнего Аллаха], середина — искренность, а конец — молитва (дуа)». Абу Ханифа, растерявшись, ответил: «Я не знаю, что это за сура». Имам Садык сказал: «Это сура „Аль-Хамд“».

12. Хасан ибн Харзад передал от Имама Садыка, да будет мир с ним, который сказал: «Во время коллективной молитвы приходит Иблис и спрашивает у [одного из] шайтанов: „Упомянул ли он Аллаха?“. То есть зачитал ли он [слова]: „Именем Аллаха, Всемилостивейшего, Милостивого!“? Если зачитал, то Иблис оставляет имама, а если нет, то садится ему на шею, свешивает ноги ему на грудь, становясь имамом для людей до тех пор, пока они не завершат свою молитву».

13. Иса ибн Абд-Аллах передал от своего отца, от его деда, от Имама Али, да будет мир с ним, который, когда до него дошло, что люди не читают аят «Именем Аллаха, Всемилостивейшего, Милостивого!», сказал: «Это — аят из Книги Аллаха! Сам шайтан заставил их забыть его!».

14. Пророк Мухаммад, да благословит Аллах его и его род, сказал: «Поистине, слова „[Вся] хвала [принадлежит лишь] Аллаху — Господу миров“ (1:2) — это молитва обитателей Рая, благодарящих Всевышнего Аллаха за те блага, которыми Он одарил их».

«Тафсир Айяши», т. 1, с. 20—22

15. Имам Али, да будет мир с ним, сказал: «Если я пожелаю, то могу дать столько толкований суре „Аль-Фатиха“, что потребуется семьдесят верблюдов, чтобы понести их вес!» (Хинди, «Абакат аль-анвар», с. 552).

16. Пророк Мухаммад, да благословит Аллах его и его род, сказал: «Мусульманин, читающий суру „Аль-Фатиха“, будет вознаграждён точно так же, как тот, кто прочитал две трети Корана. Награда ему будет такой же, как если бы он одарил добровольным пожертвованием каждого правоверного мусульманина, будь то мужчина или женщина» (Табарси, «Маджма’ аль-байан», т. 1, с. 17).

17. Пророк Мухаммад, да благословит Аллах его и его род, сказал: «Клянусь именем Того, в Чьей длани моя жизнь, ничего подобного этой суре („Аль-Фатиха“) Аллах не ниспосылал ни в Торе, ни в Евангелии, ни в Псалмах, ни даже в самом Коране! Воистину, она — Умм аль-Китаб (Мать и Суть Писания)» (Табарси, «Маджма’ аль-байан», т. 1, с. 17).

18. Имам Али, да будет мир с ним, сказал: «Все тайны Аллаха сокрыты в Священных книгах, содержание всех Священных книг заключено в Коране, весь смысл Корана сосредоточен в суре „Аль-Фатиха“, вся суть суры „Аль-Фатиха“ выражена в „бисмиллях“, а всё, что содержит в себе „бисмиллях“, выражено буквой „б“ (первой буквой фразы „бисмиллях“)…» (Нусрат Амин, «Махзан аль-‘ирфан», т. 1, с. 28).

19. Имам Али, да будет мир с ним, сказал: «„Именем Аллаха, Всемилостивейшего, Милостивого“ — это аят из суры „Аль-Фатиха“, что включает в себя семь аятов, которые достигают совершенства с аятом „Именем Аллаха, Всемилостивейшего, Милостивого“. Я слышал, как Посланник Аллаха, да благословит Аллах его и его род, сказал: „Аллах сказал мне: «И ведь дали Мы тебе семь повторяемых [аятов при молитве обрядовой] и Коран Великий» (15:87). И Он одарил только меня сурой «Аль-Фатиха», и сделал её равноценной Великому Корану“.

Поистине, сура „Аль-Фатиха“ — самое благородное среди того, что есть в сокровищницах Престола, и Аллах выделил и почтил ею Мухаммада. Никто из Его пророков не является его соучастником в ней, помимо Сулеймана, да будет мир с ним, потому что Аллах даровал ему из неё слова „Именем Аллаха, Всемилостивейшего, Милостивого“. Билькайс сказала: „Сказала [царица]: «О знать! Поистине, брошено мне письмо почтенное. Поистине, оно от Соломона, и, поистине, оно [начинается словами]: „Именем Аллаха, Всемилостивейшего, Милостивого“»“ (27:29—30). Тому, кто прочтёт эту суру, будучи убеждённым в руководстве Мухаммада и его рода, следуя за их повелением и веруя в их скрытое и явное, — Аллах дарует лучшее из богатств и благ, что есть в ближнем мире. Тот же, кто будет слушать читающего её, получит ту же награду, что и читающий. Так пусть же каждый из вас использует это благо, дарованное вам, ибо это — богатство: да не уйдёт оно от вас, иначе в сердцах ваших останется сожаление!» («’Уйун ахбар ар-Рида», т. 1, с. 301).

20. Имам Садык, да будет мир с ним, сказал о словах «Именем Аллаха, Всемилостивейшего, Милостивого»: «„Ба“ (в выражении „бисм“) — „сияние“ („баха“) Аллаха, „син“ — величие (сана’) Аллаха, „мим“ — царство (мульк) Аллаха, и Аллах — Бог всякой вещи, и Он — Всемилостивейший для всех творений и Милостивый лишь для верующих» («Аль-Кафи», т. 1, с. 89).

21. Пророк Мухаммад, да будет с ним мир и благословение Аллаха, сказал: «Когда правоверный раб произнесёт „Хвала Аллаху, Господу миров“ (1:2), славя Господа так, как Он того достоин, ангелы не смогут ничего записать ему по поводу этого восхваления. Аллах спросит у них, почему они не записали на счёт верного раба Его никакой награды за произнесённые слова. И ангелы, объясняя, почему они не записали никакого вознаграждения, спросят, как же они могут понять и каким мерилом измерить высочайшую ценность слов, содержащих хвалу, которой может быть удостоен только Он один? Тогда Аллах Всевышний скажет им, чтобы они записали произнесённые слова, а Он одарит Своего раба за похвалу, как Сам сочтёт нужным» («Ма’ани аль-ахбар», с. 32).

22. В одном из преданий говорится: «Когда правоверный раб Божий сталкивается с трудностью, он читает этот священный аят („Хвала Аллаху, Господу миров“) и всё становится простым и лёгким» (Кашани, «Минхадж ас-садыкин»).

23. В одном из преданий говорится: «„Прямой путь“ — это путь Мухаммада и его потомков» («Бихар аль-анвар», т. 24, с. 16).

24. Имам Садык, да будет мир с ним, сказал: «Путь (сират) — это дорога к познанию Аллаха, и таких путей два: путь в ближнем мире и путь в будущем мире. Путь в ближнем мире — это Имам, подчинение которому обязательно. Тот, кто познает его в ближнем мире и будет следовать его руководству, — тот пройдёт по пути в будущем мире, который есть мост над Геенной. Тот же, кто не познает его в ближнем мире, — его ноги соскользнут с пути в мире будущем, и он упадёт в огонь Геенны» («Ма’ани аль-ахбар», т. 1, с. 32).

Там же передаётся хадис в котором Имам Садык также сказал: «Выражение „Веди нас путём прямым“ (1:6) означает „наставь нас на то, чтобы держаться пути, ведущего к Твоей любви, приводящего к Твоему Раю, ограждающему от того, чтобы нам последовать за своими страстями, и ограждающему от того, чтобы мы придерживались собственных измышлений, и потонули в многообразии смыслов».

Поделиться
Отправить
Вотсапнуть
Класснуть
Плюсануть


Комментарии приветствуются

Scroll Up