Новое

25 хадисов о достоинствах труда

Комментариев нет

Редакция нашего сайта составила и перевела для вас более двух десятков достоверных преданий от Посланника Аллаха и людей его дома, да будет мир над ними всеми, на, безусловно, важную тему в жизни каждого мужчины — о достоинствах труда и необходимости содержать свою семью.

Из этих хадисов вы узнаете о пяти нежелательных профессиях и об их недостатках, о профессиях, в которых заключено несомненное благо, о том, что в случае финансовых затруднений необходимо не только молиться и уповать на лучшее, но и искать любую дозволенную работу, и о том, что сам Пророк и Имамы его рода, да будет мир над ними всеми, несмотря на своё благородное происхождение, работали в поте лица, давая тем самым пример своим последователям.

1. Пророк Давуд, да будет мир с ним, увидев сапожника, сказал: «О мужчина! Работай и ешь! Поскольку любит Великий и Всемогущий Аллах того, кто работает и ест, но не любит едящего, но не работающего» («Танбих аль-хаватир», т. 1, с. 42).

2. Посланник Аллаха, да благословит Аллах его и его род, сказал: «Самый лучший заработок — это заработок верного работника» («Камиль аль-ахадис», с. 76).

3. Повелитель верующих Али, да будет мир с ним, вышел из дома, дабы работать в середине жаркого дня без нужды на то. И причина была в том, что он хотел, чтобы Аллах, свят Он и велик, видел его трудящимся, зарабатывающим удел дозволенным образом» («Ман ля йахдуруху аль-факих», т. 3, с. 163).

4. Имам Садык, да будет мир с ним, сказал: «Повелитель верующих Али, заработав собственным трудом средства, выкупил тысячу рабов и освободил их» («Тахзиб аль-ахкам», т. 6, с. 326).

5. Фазль ибн Абукурра передал: «Я подошёл к Имаму Садыку, да будет мир с ним, когда он трудился в саду и сказал: „Да принесёт Аллах меня в жертву за тебя! Разреши, чтобы я поработал за тебя или пусть работают твои слуги“. Имам ответил: „Нет, оставь меня в покое, ибо я хочу, чтобы Великий и Всемогущий Аллах видел меня трудящимся и зарабатывающим на пропитание“» («Ман ля йахдуруху аль-факих», т. 3, с. 163).

6. Один мужчина пришёл к Посланнику Аллаха, да благословит Аллах его и его род, и сказал: «Я дал своему сыну образование. И где теперь ему работать?». Пророк ответил: «Да помилует Аллах твоего отца! Поставь же его на любую работу, кроме работы ювелира, мясника, саййи, продавца пшеницы и продавца рабов». Мужчина спросил: «О Посланник Аллаха, кто такой саййа?». Пророк ответил: «Он продаёт саваны и желает смерти моей общины. Но я же люблю рождение детей из моей общины больше, чем сеяние солнца. Ювелир же проводит время в размышлениях о том, как обмануть мою общину. В сердце мясника не остаётся милосердия из-за многочисленных зарезанных им животных. Продавец пшеницы спекулирует над имуществом моей общины, придерживая товар до его подорожания. А что касается работорговца, то сказал Джабраил, да будет мир с ним, придя ко мне: „О Мухаммад! Наихудшие люди твоей общины — это те, которые занимаются продажей рабов“» («Бихар аль-анвар», т. 103, с. 77).

7. Мухаммад ибн Мункадир сказал: «Я не думал, что Имам Саджад, да будет мир с ним, оставит после себя потомка более достойного, чем он сам, пока я не увидел его сына Мухаммада ибн Али, да будет мир с ним. Я хотел дать ему наставление, но наставление дал мне он». Его спутники спросили его: «Что же он сказал тебе в наставлении?». Он сказал: «В жаркое время дня я вышел в окрестности Медины и встретил Абу Джафара Мухаммада ибн Али, опиравшегося на двух чёрных слуг или вольноотпущенников, и он был крупным и тяжёлым мужчиной. Я сказал про себя: „Пречист Аллах! Мужчина в возрасте из числа курайшитской знати усердствует в этот час и в этом состоянии, желая ближнего мира — мне нужно дать ему наставление!“. Я приблизился к нему и поприветствовал его. Он ответил на моё приветствие, прерывисто дыша и обливаясь потом. Я сказал: „Да облагодетельствует тебя Аллах! Ты — мужчина в возрасте из числа курайшитской знати, и усердствуешь в этот час и в этом состоянии, желая ближнего мира. Что ты будешь делать, если к тебе явится смерть, а ты пребываешь в этом состоянии?“. Он сказал: «Если ко мне явится смерть, и я буду в этом состоянии, то она явится ко мне, когда я буду находиться в подчинении Великому и Всемогущему Аллаху, ибо своим усердием я удерживаю себя и свою семью от обращения к тебе и к людям. Но я страшусь того, что смерть придёт ко мне, а я буду находиться в ослушании Аллаха». Я сказал: «Ты прав, да помилует тебя Аллах! Я хотел дать тебе наставление, но наставление дал мне ты» («Аль-Кафи», т. 5, с. 73).

8. Имам Садык, да будет мир с ним, сказал: «Повелитель верующих Али работал. копая землю лопатой. Посланник Аллаха смачивал семена своим ртом и сажал их, и вскоре они восходили. Повелитель верующих освободил тысячу рабов на свои деньги и заработанную своими руками плату» («Аль-Кафи», т. 5, с. 74).

9. Али ибн Абу Хамза передал: «Я видел Имама Казыма, да будет мир с ним, работающего на своей земле, и его ноги были мокрыми от пота. Я сказал ему: „Да стану я жертвой за тебя! Где же мужчины?“. Он сказал: „О Али, своими руками на земле работал тот, кто был лучше меня и моего отца“. Я спросил его: „Кто же он?“. Он ответил: «Посланник Аллаха, Повелитель правоверных и мои предки, да будет мир с ними, — все они работали своими руками. И это из деяний пророков, посланников, преемников и праведников» («Аль-Кафи», т. 5, с. 75).

10. Зурара передал, что к Имаму Садыку, да будет мир с ним, пришёл мужчина и сказал: «Я не владею должным образом каким-либо ремеслом и не умею должным образом вести торговлю: я лишённый и нуждающийся». Имам сказал: „Работай. Носи груз на своей голове и будь независим от людей. Посланник Аллаха носил камень на плече для стены из своих стен. И этот камень всё ещё на своём месте. И неизвестно, насколько он глубоко в земле, но он по-прежнему там» («Аль-Кафи», т. 5, с. 76).

11. Умар ибн Язид передал: «Я сказал Имаму Садыку, да будет мир с ним: „Мужчина говорит: «Я буду сидеть дома, буду молиться, поститься и поклоняться моему Господу, и мой удел скоро придёт ко мне»“. Имам Садык сказал: „Это один из троих, мольба которых останется без ответа“» («Аль-Кафи», т. 5, с. 77).

12. Муалля ибн Хунейс передал: «Я был рядом с Имамом Садыком, да будет мир с ним, когда он спросил об одном мужчине. Ему сказали: «Его постигла нужда». Он спросил: «Что же он делает сегодня?». Ему сказали: «Поклоняется дома своему Господу». Он спросил: «Откуда он берёт пропитание?». Ему сказали: «У некоторых из своих братьев». Имам сказал: «Клянусь Аллахом, тот, кто даёт ему пропитание, поклоняется усердней, чем он!» («Аль-Кафи», т. 5, с. 78).

13. Имам Бакир, да будет мир с ним, сказал: «Кто добивается удела в ближнем мире для того, чтобы не зависеть от людей, умножить блага для своей семьи и оказать милость своему соседу, тот в Cудный день встретит Великого и Всемогущего Аллаха с лицом, подобным луне в лунную ночь» («Аль-Кафи», т. 5, с. 78).

14. Посланник Аллаха, да благословит Аллах его и его род, сказал: «Поклонение состоит из семидесяти частей, наилучшей из которых является добывание удела дозволенным путём» («Аль-Кафи», т. 5, с. 78).

15. Имам Реза, да будет мир с ним, сказал: «Кто ищет из милостей Великого и Всемогущего Аллаха то, что обеспечит его семью, награда того будет величественней награды воина на пути Великого и Всемогущего Аллаха» («Аль-Кафи», т. 5, с. 88).

16. Имам Садык, да будет мир с ним, сказал: «Когда мужчина, оказавшийся в трудном положении, будет трудиться настолько, что сможет прокормить себя и свою семью, не желая при этом запрещённого, он подобен воину на пути Аллаха» («Аль-Кафи», т. 5, с. 88).

17. Повелитель верующих Али, да будет мир с ним, сказал: «Воистину, Великий и Всемогущий Аллах любит надёжного человека, обладающего ремеслом». В другом хадисе сказано: «Воистину, Всевышний Аллах любит верующего, обладающего ремеслом» («Аль-Кафи», т. 5, с. 113).

18. Исхак ибн Аммар передал: «Я вошёл к Имаму Садыку, да будет мир с ним, и известил его о том, что у меня родился мальчик. Он спросил: „Ты назвал его Мухаммадом?“. Я сказал: „Я уже сделал это“. Он сказал: „Тогда не бей Мухаммада и не ругай его. Пусть Аллах сделает его радостью твоих глаз в твоей жизни и твоим праведным преемником после тебя“. Я сказал: „Да стану я жертвой за тебя! Какое занятие мне выбрать для него?“. Он сказал: „Если ты отстранишь его от пяти вещей, то выбери для него любое занятие, какое пожелаешь. Не делай его менялой, ибо меняла не избежит ростовщичества. Не делай его продавцом саванов, ибо владельца саванов радует чума, когда она распространяется. Не делай его продавцом еды, ибо он не избежит придерживания товара до его подорожания. Не делай его мясником, ибо мясник лишается сострадания. И не делай его работорговцем, ибо Посланник Аллаха сказал: «Худшим из людей является тот, кто продаёт людей“» («Аль-Кафи», т. 5, с. 114).

19. Мухаммад Зафарани передал слова Имама Садыка, да будет мир с ним: «Кто стремится к торговле, тот не будет нуждаться в людях». Я спросил: «Даже если он беден?». Он сказал: «Даже если он беден. Воистину, девять из десяти частей удела заключены в торговле» («Аль-Кафи», т. 5, с. 148).

20. Повелитель верующих Али, да будет мир с ним, сказал: «Ведите торговлю, ведь в ней для вас заключено отсутствие нужды в том, что имеется в руках людей» («Аль-Кафи», т. 5, с. 149).

21. Фузейл ибн Ясар передал: «Я сказал Имаму Садыку, да будет мир с ним: „Я прекратил вести торговлю и отказался от неё“. Он сказал: „Почему? Разве ты ослаб? Вот так пропадает ваше имущество. Не прекращайте вести торговлю и ищите милостей Великого и Всемогущего Аллаха“» («Аль-Кафи», т. 5, с. 149).

22. Имам Садык, да будет мир с ним, сказал: «Причин счастья три: благочестивая жена, праведные дети, и когда мужчина добывает средства жизни в своём городе, покидая утром свою семью и возвращаясь к ним вечером» («Аль-Кафи», т. 5, с. 258).

23. Имам Саджад, да будет мир с ним, сказал: «К счастью мужчины относится то, что он ведёт торговлю в своём городе, его друзья праведны, и у него есть дети, к которым он обращается за помощью. И к несчастью мужчины относится то, что у него есть жена, которой он восторгается, а она предаёт его» («Аль-Кафи», т. 5, с. 258).

24. Имам Садык, да будет мир с ним, сказал: «Воистину, Аллах установил удел Своих пророков в посевах и скоте, чтобы они не питали отвращение даже к капле дождя с неба» («Аль-Кафи», т. 5, с. 260).

25. Саяба передал: «Некий мужчина сказал Имаму Садыку, да будет мир с ним: „Да стану я жертвой за тебя! Я слышал некоторых людей, которые говорят, что земледелие нежелательно“. Он сказал: „Возделывайте землю и сажайте посевы. Клянусь Аллахом, люди не делали чего-либо дозволеннее и лучше этого! Клянусь Аллахом, даже после выхода даджаля они непременно будут возделывать землю, и непременно будут сажать пальмы!» («Аль-Кафи», т. 5, с. 260).

Поделиться
Отправить
Класснуть
Плюсануть

Похожие публикации

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Scroll Up