Новое

40 хадисов об этике ношения колец

Комментарии

Нас так часто спрашивают о роли колец в исламе, что мы взялись за перевод хадисов на эту тему. К нашему удивлению их оказалось так много, что было решено начать составление небольшой книги, состоящей из трёх частей, посвящённых этике ношения колец, описанию той пользы, которую приносят вставленные в них драгоценные и полудрагоценные камни, а также надписям и гравировкам.

Ношение колец — сунна

1. Было передано от Мухаммада ибн Якуба, от Абу Али аль-Ашари, от Хасана ибн аль-Куфи, от Исы ибн Хишама, от Хусейна ибн Ахмада аль-Мункари, от Юнуса ибн Зайбана, что Имам Садык, да будет мир с ним, сказал: «Ношение колец — из нашей сунны» («Васаиль аш-шиа»).

2. Было передано от Абу Али аль-Ашари, от Хасана ибн Али аль-Куфи, от Убейса ибн Хишама, от Хусейна ибн Ахмада аль-Минкари, от Юнуса ибн Забьяна, что Имам Садык, да будет мир с  ним, сказал: «Из сунны — ношение кольца» («Аль-Кафи», т. 6, глава 21, хадис 3).

3. Имам Садык, да будет мир с ним, сказал: «Ношение колец на пальцах — традиция пророков» («Тухаф аль-укуль»).

Предпочтительность ношения серебряных колец и запрет на ношение колец из золота, стали и железа

4. Было передано от Мухаммада ибн Яхьи, от Ахмада ибн Мухаммада, от Ибн Фаддаля, от Галиба ибн Усмана, от Равха ибн Абд аль-Рахима, что Имам Садык, да будет мир с ним, сказал: «Посланник Аллаха сказал Повелителю верующих, да будет над ними обоими мир и благословение Аллаха: „Не носи золотое кольцо, ибо это твоё украшение в будущей жизни“» («Аль-Кафи», т. 6, глава 21, хадис 5).

5. Было передано от Ахмада ибн Мухаммада, от Хусейна ибн Саида, от Назара ибн Сувейда, от Касима ибн Сулеймана, от Джарраха аль-Мадаини, что Имам Садык, да будет мир с ним, сказал: «Не надевай на свою руку кольцо из золота» («Аль-Кафи», т. 6, глава 21, хадис 7).

6. Бурр’а ибн Азиб в сборнике «Аль-Хисаль» передал, что Пророк Мухаммад, да благословит Аллах его и его род, запретил носить золотые кольца [мужчинам] и пить из серебряных и золотых изделий.

7. Было передано от Са’да ибн Абд-Аллаха, от Мухаммада ибн Хусейна ибн Абу аль-Хаттаба, от Сафвана ибн Яхьи, от Альсари ибн Халида, от Имама Садыка, который привёл слова Посланника Аллаха, да будет над ними обоими мир и благословение Аллаха: «Рука считается нечистой, если на ней надето кольцо из стали или железа» («Васаиль аш-шиа»).

8. Было передано от Мухаммада ибн Яхьи, от Ахмада ибн Мухаммада, от Касима ибн Яхьи, от его деда Хасана ибн Рашида, от Абу Басыра, что Имам Садык, да будет мир с ним, сказал: «Повелитель верующих, да будет мир с ним, наказал не носить кольца, [сделанного] не из серебра, потому что Посланник Аллаха, да благословит Аллах его и его род, сказал: „Рука считается нечистой, когда на ней [надето] железное кольцо“» («Аль-Кафи», т. 6, глава 21, хадис 6; «Васаиль аш-шиа»; «Тухаф аль-укуль»).

9. Было передано от Али ибн Ибрахима, от его отца, от Ибн Абу Умейра, от Хишама ибн Салима, что Имам Садык, да будет мир с ним, сказал: «Кольцо Посланника Аллаха, да благословит Аллах его и его род, было сделано из серебра» («Аль-Кафи», т. 6, глава 21, хадис 1; «Васаиль аш-шиа»).

10. Было передано от Мухаммада ибн Яхьи, от Ахмада ибн Мухаммада, от Ибн Махбуба, от Абд-Аллаха ибн Синана и Муавии ибн Вахаба, что Имам Садык, да будет мир с ним, сказал: «Кольцо Посланника Аллаха, да благословит Аллах его и его род, было сделано из серебра». Муавия спросил: «Был ли в нём камень?». Он ответил: «Нет» («Аль-Кафи», т. 6, глава 21, хадис 2; «Васаиль аш-шиа»).

11. Было передано от ряда сподвижников, от Сахля ибн Зияда, от ряда его товарищей, от Василя ибн Сулеймана, от Абд-Аллаха ибн Синана, который сказал: «Мы обсуждали кольцо Посланника Аллаха и Имам Садык, да будет над ними обоими мир и благословение Аллаха, спросил: „Хотите ли вы, чтобы я показал вам это кольцо?“. Мы ответили: „Да, пожалуйста“. Имам попросил принести ему маленькую коробочку. [Когда она оказалась у него в руках], он сломал печать [и открыл] её. Внутри было кольцо, обёрнутое тканью. Это было серебряное кольцо с [нанесённой на него] в две строки надписью „Мухаммад — Посланник Аллаха“. „В его кольце — чёрный камень“, — сказал Имам» («Васаиль аш-шиа», хадис 5971).

Предпочтительность круглого камня в оправе кольца

12. Было передано от Мухаммада ибн Якуба, от Мухаммада ибн Яхьи, от Мухаммада ибн Хусейна, от Абд аль-Рахмана ибн Абу Хишама, от Абу Хадиджы, что Имам Садык, да будет мир с ним, сказал: «Камень [в кольце] должен быть круглым, [ибо] таким было кольцо Святого Пророка, да благословит Аллах его и его род» («Васаиль аш-шиа», хадис 5970).

13. Было передано от Мухаммада ибн Яхьи, от Мухаммада ибн Хусейна, от Абд аль-Рахмана ибн Абу Хашима, что Абу Хадиджа сказал: «Камень [в кольце] должен быть овальной формы, [поскольку] таким было кольцо Посланника Аллаха, да благословит Аллах его и его род» («Аль-Кафи», т. 6, глава 21, хадис 4).

Предпочтительность ношения кольца на правой руке

14. Было передано от Мухаммада ибн Хасана, от его отца, что Имам Аскари, да будет мир с ним, сказал: «Существует пять признаков верующего, один из которых — ношение кольца на правой руке» («Васаиль аш-шиа», хадис 5979).

15. Было передано от Абд аль-Вахида ибн Мухаммада ибн Абдуса, от Али ибн Мухаммада ибн Кутейбы, от Фаддаля ибн Шазана, от Мухаммада ибн Абу Умейра, спросившего у Имама Резы, да будет мир с ним: «Сообщи мне о кольце Повелителя верующих, да будет мир с ним: было ли оно на правой руке или [на левой]?». Он ответил: «Он носил его на правой руке, потому что Имам — „обладатель правой стороны“ (56:8) после Посланника Аллаха, да благословит Аллах его и его род, ибо восхвалены обладатели правой стороны и осуждены обладатели левой стороны. Пророк носил кольцо на правой руке, ибо это — признак наших последователей, по которому они будут узнаны, наряду с соблюдением времени их молитв, выплачиванием милостыни беднякам, утешением их братьев, наслаждением благими [вещами] и отстранением от запретного» («Васаиль аш-шиа», хадис 5981).

16. Было передано от Абд-Аллаха ибн Мухаммада ибн Абд аль-Ваххаба, от Мухаммада ибн Ибрахима, от Абу Курайша, от Абд аль-Джаббара и Мухаммада ибн Мансура, от Абд-Аллаха ибн Маймуна аль-Кадды, от Джафара ибн Мухаммада, от его отца, от Джабира ибн Абд-Аллаха, что Пророк Мухаммад, да благословит Аллах его и его род, носил кольцо на правой руке («Васаиль аш-шиа», хадис 5982).

17. Было передано в сборнике «’Уйун ахбар ар-Рида» от Мухаммада ибн Али ибн Аслама аль-Джа’би, от Хасана ибн Мухаммада ибн Абд-Аллаха аль-Рази, от его отца, от Имама Резы и его благочестивых предков, что Пророк Мухаммад, да будет над ними всеми мир и благословение Аллаха, носил кольцо на правой руке («Васаиль аш-шиа», хадис 5984).

18. Хусейн ибн Халид ас-Сайрафи спросил у Имама Резы, да будет мир с ним: «Да буду я жертвой за тебя! Разве это не так, что Пророк Аллаха и твои отцы делали это во время ношения своих колец?». Имам ответил: «Да, но они носили свои кольца на правой руке», а затем добавил: «Остерегайся [гнева] Аллаха и заботься о себе» («’Уйун ахбар ар-Рида»).

19. Было передано от ряда сподвижников, от Сахля ибн Зияда, от Джафара ибн Мухаммада аль-Ашари, от Ибн аль-Кадды, что Имам Садык, да будет мир с ним, сказал, что Пророк Мухаммад, да благословит Аллах его и его род, носил кольца на правой руке («Аль-Кафи», т. 6, глава 21, хадис 11; «Васаиль аш-шиа», хадис 5986).

20. Было передано от ряда сподвижников, от Ахмада ибн Мухаммада ибн Халида, от Мухаммада ибн Али, от Аль-Азрами, что Имам Садык, да будет мир с ним, сказал: «Повелитель верующих, да будет мир с ним, носил кольца на правой руке» («Аль-Кафи», т. 6, глава 21, хадис 16; «Васаиль аш-шиа», хадис 5985).

21. Было передано от Сахля ибн Зияда, от Мухаммада ибн Исы, от Хусейна ибн Халида, что Имам Абу аль-Хасан, да будет мир с ним, сказал: «Святой Пророк, Повелитель верующих и Имамы, да будет над ними всеми мир и благословение Аллаха, носили кольца на правой руке» («Васаиль аш-шиа», хадис 5987).

22. Было передано от Али ибн Ибрахима, от Салиха ибн ас-Санди, от Джафара ибн Башира, от Абд аль-Рахмана ибн Мухаммада аль-Азрами, что Имам Садык, да будет мир с ним, сказал: «Али ибн Хусейн [Саджад], да будет мир с ним, носил кольца на правой руке («Аль-Кафи», т. 6, глава 21, хадис 15; «Васаиль аш-шиа», хадис 5988).

23. Было передано от Сахля ибн Зияда, от Джафара ибн Мухаммада аль-Ашари, от Абу аль-Кадды, что Имам Садык, да будет мир с ним, сказал: «Али, Хасан и Хусейн, да будет мир над ними всеми, носили кольца на правой руке» («Васаиль аш-шиа», хадис 5975).

24. Было передано от Ахмада, от Ахмада ибн Мухаммада ибн Абу Насра, от Абана, от Яхьи ибн Абу аль-А’ля, что Имам Садык, да будет мир с ним, сказал: «Хасан и Хусейн, да будет мир над ними обоими, носили кольца на правой руке» («Васаиль аш-шиа», хадис 5974).

Предпочтительность ношения кольца на левой руке

25. Было передано от Хасана ибн Али ибн Ши’бы в сборнике «Тухаф аль-укуль», что Имам Аскари, да будет мир с ним, сказал своим последователям в 260-м году по хиджре: «Мы велели вам носить кольцо на правой руке, и это было [в то время], когда мы находились среди вас открыто, а сейчас, во время нашего отсутствия, мы приказываем вам носить его на левой руке до тех пор, пока Аллах не проявит наш приказ и ваш, и это будет служить доказательством вашей приверженности нашему, Ахль аль-Бейт, руководству». После этих слов присутствующие сняли свои кольца с правых рук и одели их на левые. «Передайте это нашим приверженцам», — сказал Имам («Васаиль аш-шиа», хадис 5978).

26. Было передано от ряда сподвижников, от Ахмада ибн Мухаммада ибн Халида, от Али ибн Хакама, от Абана, от Яхьи ибн Абу аль-А’ля, который сказал: «Имам Садык, да будет мир с ним, был спрошен о [дозволенности] ношения кольца на правой руке, и я сказал: „Я видел, что хашимиты носят кольца на правой руке“. На что Имам сказал: „Мой отец [Имам Бакир] носил кольца на левой [руке], а он выше их [положением] и более сведущ“» («Аль-Кафи», т. 6, глава 21, хадис 8; «Васаиль аш-шиа», хадис 5973).

27. Было передано от ряда сподвижников, от Сахля ибн Зияда, от Джафара ибн Мухаммада аль-Ашари, от Ибн аль-Кадды, что Имам Садык, да будет мир с ним, сказал: «Али, Хасан и Хусейн, да будет мир над ними всеми, носили кольца на левой руке» («Аль-Кафи», т. 6, глава 21, хадис 12).

28. Было передано от Хусейна ибн Мухаммада, от Мо’алы ибн Мухаммада, от Аль-Ваши. от Мусни аль-Ханната, от Хатима ибн Исмаила, что Имам Садык, да будет мир с ним, сказал: «Хасан и Хусейн, да будет мир над ними обоими, носили кольца на левой руке» («Аль-Кафи», т. 6, глава 21, хадис 13).

29. Было передано от ряда сподвижников, от Ахмада ибн Мухаммада ибн Халида, от Ахмада ибн Мухаммада ибн Абу Насра, от Абана, от Яхьи ибн Абу аль-А’ля, что Имам Садык, да будет мир с ним, сказал: «Хасан и Хусейн, да будет мир над ними обоими, носили кольца на левой руке» («Аль-Кафи», т. 6, глава 21, хадис 14).

30. Было передано от Хусейна ибн Мухаммада, от Мо’алы ибн Мухаммада, от Аль-Ваша’, от Мушта аль-Ханата, от Хатима ибн Исмаила, что Имам Садык, да будет мир с ним, сказал: «Хасан и Хусейн, да будет мир над ними обоими, носили кольца на левой руке» («Васаиль аш-шиа», хадис 5976).

Допустимость ношения колец на любой из обеих рук

31. Было передано от Мухаммада ибн Якуба, от ряда сподвижников, от Ахмада ибн Мухаммада ибн Халида, от Мухаммада ибн Али ибн Асбата, от Али ибн Джафара, спросившего своего брата Имама Казыма, да будет мир с ним, о ношении кольца на правой руке. «Если человек хочет, он может носить его на правой руке», — ответил Имам. Али ибн Джафар спросил: «А если он предпочитает носить его как на правой руке, так и на левой?». На что его светлость ответил: «[Он может носить кольцо] как на правой руке, так и на левой» («Васаиль аш-шиа», хадис 5972).

32. Было передано от Мухаммада ибн Али, от Али ибн Асбата, что Али ибн Джафар сказал: «Я спросил своего брата [Али ибн] Мусу о [дозволенности] ношения кольца на правой руке, и он сказал: „Если хочешь, можешь носить его на правой руке, а если хочешь — на левой“» («Аль-Кафи», т. 6, глава 21, хадис 9).

33. Мухаммад ибн Идрис написал в конце своей подборки, что Ахмад ибн Мухаммад ибн Абу Базанти, сподвижник Имама Резы, да будет мир с ним, сказал человеку, спросившего о [дозволенности] ношения мужчиной кольца на правой руке: «Он может носить его на правой руке, если желает, или на левой» («Васаиль аш-шиа», хадис 5977).

Предпочтительность ношения кольца на основании пальца

34. Было передано от Мухаммада ибн Али ибн Хусейна в сборнике «Аль-Хисаль», от его отца, от Са’да, от Ахмада ибн Мухаммада ибн Исы, от Ахмада ибн Мухаммада ибн Абу Насра аль-Базанти, от человека из Хазы, от Аслами, от его отца, что Имам Садык, да будет мир с ним, сказал: «Изучайте арабский язык, ибо это речь, с помощью которой Аллах говорит со Своими творениями [в Священном Коране], и вещайте, нося кольцо на основании пальца» («Васаиль аш-шиа», хадис 5989).

P. S. Шейх Садук пояснил, что причина этого заключается в том, что ношение колец на кончиках пальцев было традицией проклятого и уничтоженного за грехи народа Лута, да будет мир с ним.

Предпочтительность непостоянного ношения кольца

35. Было передано от Али ибн Ибрахима, от его отца, от Ибн Абу Умейра, от Али ибн Атийи, от Имама Садыка, да будет мир с ним, который сказал: «Посланник Аллаха, да благословит Аллах его и его род, надевал кольцо лишь на некоторое время, пока не оставил это» («Аль-Кафи», т. 6, глава 21, хадис 10).

Запрет на ношение кольца на указательном и среднем пальцах и пожелание не оставлять без кольца мизинец

36. Хасан ибн Фадль ат-Табарси в сборнике «Макарим аль-ахляк» передал слова Имама Садыка, да будет мир с ним: «Посланник Аллаха, да благословит Аллах его и его род, сказал: „Я удерживаю свою общину от ношения кольца на указательном и среднем пальцах!“» («Васаиль аш-шиа», хадис 6028).

37. Хасан ибн Али ибн Ша’бат в сборнике «Тухаф аль-укуль» передал слова Пророка Мухаммада, обращённые к Повелителю верующих, да будет над ними обоими мир и благословение Аллаха: «О Али, не носи кольцо на указательном и среднем пальцах, ибо так поступал народ Лута, и не оставляй [без кольца] мизинец!» («Васаиль аш-шиа», хадис 6029).

Недопустимость поворачивания кольца на пальце, чтобы не забыть чего-либо, кроме ведения таким образом счёта совершённых рака’тов в намазе

38. Было передано в сборнике «Ма’ани аль-ахбар» от Мухаммада ибн Али, от Али ибн Хусейна, от Мухаммада ибн Хасана, от Аль-Асфара, от Якуба ибн Язида, от Мухаммада ибн Абу Умейра, от Абд аль-Хамида ибн Абу аль-А’ля, что Имам Садык, да будет мир с ним, сказал: «Есть многобожие более лёгкое, чем муравьиная поступь, и это — когда человек поворачивает кольцо на пальце, чтобы не забыть чего-либо, [поскольку] в этом [действии заложено] сомнение». Передатчик добавил: «[Тем не менее] это означает, что дозволено [поворачивать] кольцо [на пальце], чтобы помнить о количестве [совершённых] рака’тов в намазе» («Васаиль аш-шиа», хадис 6032; «Ма’ани аль-ахбар», т. 1, с. 379).

Стоимость кольца Имама Садыка

39. Было передано от Сахля ибн Зияда, от Мухаммада ибн Исы, от Сафвана, что Имам Реза, да будет мир с ним, сказал: «Кольцо Абу Абд-Аллаха (Имама Садыка) было оценено, и мой отец [Имам Казым], да будет мир над ними обоими, приобрёл его за семь [монет]». «За семь дирхамов?» — спросил Сафван. «За семь динаров», — ответил Имам («Аль-Кафи», т. 6, глава 21, хадис 17).

Поделиться
Отправить
Вотсапнуть
Класснуть
Плюсануть


Комментарии приветствуются

Scroll Up