Новое

90 хадисов о братстве в исламе

Комментариев нет

Редакция нашего интернет-журнала составила для своих читателей большую подборку преданий, из которой вы узнаете практически всё, что необходимо знать о братстве в исламе: что это такое, какие у него есть условия, какие бывают виды братьев, каких братьев следует сторониться, а каких, наоборот, искать, а также многое другое. Не забывайте делиться этой публикацией со своими братьями!

Верующий — брат другому верующему

«Воистину, верующие [являются] братьями. Исправляйте же [отношения] между братьями вашими, [и примиряйте их], и остерегайтесь [гнева] Аллаха, — быть может, вы будете помилованы» (49:10).

1. Посланник Аллаха, да благословит Аллах его и его род, сказал: «Верующие — братья между собой, кровью друг за друга поручающиеся, они — единый кулак против общего врага, нижайший из них может просить их покровительства» (Муфид, «Аль-Амали», 13/187).

2. Имам Али, да будет мир с ним, сказал: «Есть у тебя братья и из тех, кто не рождён твоей матерью» («Гурар аль-хикам», 5351).

3. Имам Садык, да будет мир с ним, сказал: «Верующий является братом верующего, они подобны телу единому: когда болит какое-либо место, то и другие части тела тоже болят. И, поистине, их дух (рух) — из духа Аллаха. Поистине, дух верующего связан с духом Аллаха сильнее, чем связаны солнечные лучи с солнцем» («Бихар аль-анвар», т. 71, с. 277).

4. Имам Садык, да будет мир с ним, сказал: «Воистину, верующие — братья, они — братья и по матери, и по отцу. Если кто-то из них попал в беду или заболел, то другие ради него проводят ночи бессонными» («Бихар аль-анвар», т. 71, с. 264).

5. Имам Бакир, да будет мир с ним, сказал: «Верующий является братом верующего по отцу и матери, так как Досточтимый и Достославный Аллах сотворил верующих из глины райской и впустил в души их ветер райский. Поэтому являются они братьями и по отцу, и по матери» («Бихар аль-анвар», т. 71, с. 271).

6. Имам Бакир, да будет мир с ним, сказал: «Верующий — брат верующего по отцу и по матери».

7. Имам Садык, да будет мир с ним, сказал: «Верующий — брат верующему, его око и проводник, не предаст его, не притеснит, не обманет, не прогонит, везде за ним последует».

8. Имам Садык, да будет мир с ним, сказал: «Верующий — брат верующего, словно единое тело, если пожалуется на что-либо от него, то отзовётся боль по всему телу, и души их — от души единой».

«Аль-Кафи», 2, 166 (2 и 7), 3, 4

Праведные братья

9. Посланник Аллаха, да благословит Аллах его и его род, сказал: «Умножайте число ваших братьев, поистине, каждому верующему [они будут] заступниками в День Воскресения» («Канз аль-уммаль», 24642).

10. Имам Али, да будет мир с ним, сказал: «Что до твоих праведных братьев, приобретай их себе как можно больше, поистине, они — помощники в обретении благополучия и щит при нашествии напастей» (Садук, «Аль-Амали», 8/250).

11. Имам Али, да будет мир с ним, сказал: «Пусть будут у тебя братья чистыми. Поистине, они являются опорой и поддержкой твоей, когда просишь ты их о помощи. Тысяча друзей и спутников — это вовсе не много, а один враг — много» («Васаиль аш-шиа», т. 12, с. 17, хадис 15523).

Братские узы

12. Имам Али, да будет мир с ним, сказал: «Да не будет брат твой предан тебе больше, нежели ты ему» («Бихар аль-анвар», 74/165/29).

13. Имам Али, да будет мир с ним, сказал: «Возлюби братьев своих по степени их богобоязненности».

14. Имам Садык, да будет мир с ним, сказал: «Любовь человека к религии проявляется в любви его к своему брату».

«Аль-Ихтисас», 226, 31

Условия постоянства братских уз

15. Имам Садык, да будет мир с ним, сказал: «О Ибн Ну’ман, если ты хочешь, чтобы простиралась на тебя любовь твоего брата, то не насмехайся над ним и не огорчай его, и не превозноси его, но и не выставляй его злодеем» («Бихар аль-анвар», 78/291/2).

16. Имам Садык, да будет мир с ним, сказал: «Ты нуждаешься в братьях своих в трёх вещах, которые следует использовать, проявлять и сторониться соответственно: оказание справедливости, оказание милости друг другу и уничтожение зависти» («Тухаф аль-‘укуль», 322).

Братство в Аллахе

17. Посланник Аллаха, да благословит Аллах его и его род, сказал: «Взгляд на твоего брата поможет тому в поклонении Всевышнему, Превелик Он и Преславен» («Бихар аль-анвар», 74/279/1).

18. Посланник Аллаха, да благословит Аллах его и его род, сказал: «Ничто из полезного в исламе не приносит человеку такой пользы, как брат, получивший пользу от него ради Аллаха» («Танбих аль-Хаватир», 2/179).

19. Посланник Аллаха, да благословит Аллах его и его род, сказал: «Брат — самая большая польза для мусульманина после ислама» («Васаиль аш-шиа», т. 12, с. 233).

20. Посланник Аллаха, да благословит Аллах его и его род, сказал: «Не войдёт в Рай тот, у кого нет доброго деяния и блага». Тогда спросили его: «У каждого есть доброе деяние и благо?». Пророк ответил: «Да, добрым деянием и благом каждого человека является его брат во имя Аллаха» («Васаиль аш-шиа», т. 12, с. 17).

21. Имам Реза, да будет мир с ним, сказал: «Тот, кто обретёт верующего брата ради Аллаха, обретёт дом в Раю» («Васаиль аш-шиа», т. 12, с. 16).

22. Имам Али, да будет мир с ним, сказал перед смертью: «Братайтесь с братьями во имя Аллаха и любите праведного за праведность его» («Бихар аль-анвар», т. 42, с. 203).

23. Имам Али, да будет мир с ним, сказал: «Укрепляй братские узы пред Аллахом, делая искренней свою любовь к брату».

 

24. Имам Али, да будет мир с ним, сказал: «Что до братьев пред Аллахом, то жива их любовь друг к другу, покуда жива причина, вызвавшая её».

«Гурар аль-хикам», 6191, 1795

25. Имам Садык, да будет мир с ним, сказал: «Не достигнет раб совершенства истинной веры, покуда не полюбит он брата своего по вере» («’Уддат ад-да’и», с. 187).

26. Имам Али, да будет мир с ним, сказал: «Братанием ради Аллаха братство плоды свои умножает».

Братство ради здешнего мира

27. Имам Али, да будет мир с ним, сказал: «Предостереги того, чья поддержка была не ради Аллаха, такая поддержка порицаема, такая дружба — презренна».

28. Имам Али, да будет мир с ним, сказал: «Кто побратался во имя Аллаха, тот снискал изобилие, кто побратался во имя дольнего мира, тот совершил деяние запретное».

29. Имам Али, да будет мир с ним, сказал: «Кто стал помощником тебе ради какого-то дела, отвернётся от тебя, когда дело закончится».

«Гурар аль-хикам», 4225, 8978, (7776—7777), 8552

Возвещение брату о своей любви

30. Посланник Аллаха, да благословит Аллах его и его род, сказал: «Если возлюбит кто-либо своего товарища и брата, пускай даст ему знать об этом» («Аль-Махасин», 1/415/953).

31. Однажды человек проходил по мечети, а Абу Джафар (Имам Бакир) сидел там с Абу Абдуллахом (Имамом Садыков), да будет мир над ними обоими, и сказали ему некоторые из участников собрания (маджлиса): «Поистине, я люблю этого человека!». Ответил ему Абу Джафар: «Так дай ему знать об этом, это сделает вашу дружбу продолжительнее, а вашу взаимную поддержку — прочнее» («Бихар аль-анвар», 74/181/1).

Взаимная братская симпатия указывает братьям друг на друга

32. Имам Али, да будет мир с ним, сказал: «Устремите сердца свои к братству, ведь это — поддержка [искренняя], в подкупе не нуждающаяся» («Гурар аль-хикам», 5641).

33. Имам Бакир, да будет мир с ним, сказал: «Знай, что братские чувства в сердце твоего брата по отношению к тебе — по мере тех чувств, что испытываешь ты к нему в своём сердце» («Кашф аль-гумма», 2/331).

34. Имам Хади, да будет мир с ним, сказал: «Не жди искренности от того, кого ты огорчил, и не проси совета у того, к кому обратил свои дурные помыслы, ибо сердце другого взирает на тебя так, как взирает на него твоё собственное» («Бихар аль-анвар», 74/181).

35. Имам Али, да будет мир с ним, сказал: «Если желаешь ты разрыва со своим братом, то устремись к нему с себялюбивыми помыслами, так, чтобы стало ему однажды совершенно очевидно» («Нахдж аль-Балага», письмо 31).

36. Имам Али, да будет мир с ним, сказал: «Что может быть отвратительнее, чем разрыв после заключения уз, чем отчуждённость после братства, чем вражда после любви!» («Бихар аль-анвар»,  77/210/1).

37. Имам Садык, да будет мир с ним, сказал: «Кто не придаёт любви своей [к братьям] должного значения, тот делает шаг к разрыву» («Аль-Махасин», 1/415/950).

Братская привязанность

38. Имам Али, да будет мир с ним, сказал: «Да не будет привязанность брата твоего сильнее к тебе, нежели твоё стремление к разрыву, и да не будешь ты сильнее в неблагодарности в ответ на оказываемые благодеяния» («Нахдж аль-Балага», письмо 31).

39. Имам Хусейн, да будет мир с ним, сказал: «Поистине, самый стойкий в привязанности человек — тот, кто сумел [вновь] привязать к себе того, кто от него отстранился» («Бихар аль-анвар», 78/121/4).

40. Имам Али, да будет мир с ним, сказал: «Самыми слабыми людьми являются те, кто не может обрести братьев, а ещё более слабым, чем они, является тот, кто не может удержать братьев [рядом с собой]» («Васаиль аш-шиа», т. 12, с. 18).

Посещение братьев ради Аллаха

41. Посланник Аллаха, да благословит Аллах его и его род, сказал: «Кто посетит брата своего, придя в дом его, тому Досточтимый и Достославный Аллах скажет: „Ты — гость мой и посетитель. Приму Я тебя гостеприимно. Сделал Я для тебя Рай обязательным за любовь твою к нему“» («Васаиль аш-шиа», т. 14, с. 584).

42. Имам Садык, да будет мир с ним, сказал: «Тот, кто посетит своего брата во имя Аллаха и ради Аллаха, придёт в Судный день с двумя сияющими и развевающимися [по бокам] полотнами из света. Освещено будет всё, мимо чего бы этот человек ни проходил, пока не предстанет он пред Досточтимым и Достославным Аллахом, Который скажет ему: „Добро пожаловать!“. Сказав это, Аллах одарит его дарами щедрыми» («Аль-Кафи», т. 2, с. 177).

43. Имам Бакир, да будет мир с ним, сказал: «Поистине, когда мусульманин выходит из дома, намереваясь посетить брата своего ради Аллаха, а не ради чего-то иного, прося Лика и довольства Аллаха, и стремясь к тому, что у Него, тому Досточтимый и Достославный Аллах приставит семьдесят тысяч ангелов, которые до тех пор, пока не вернётся он к себе домой, будут говорить ему позади него: „Поистине, ты прекрасен! Благословлён для тебя Рай!“» («Аль-Кафи», т. 2, с. 177).

44. Имам Садык, да будет мир с ним, сказал, обращаясь к Хусайме: «О Хусайма, передай салам (приветствие) друзьям нашим и заповедуй им остерегаться гнева и наказания Аллаха Великого! Пусть богатый среди них навещает бедного, сильный — слабого. Пусть живые приходят на похороны мёртвых». Затем он поднял руки свои и изрёк: «Да смилостивится Аллах над тем, кто оживит дело наше!» («Бихар аль-анвар», т. 71, с. 223).

Разные виды братьев

45. Посланник Аллаха, да благословит Аллах его и его род, сказал: Меньшее из того, что может ожидать в День Воскресения — брат доверенный или дирхам, честно заработанный».

46. Имам Садык, да будет мир с ним, сказал: «Братья бывают трёх видов, и первый — подобен пропитанию, в котором нуждаются во всякое время, и это — брат разумный, другой же — подобен недугу, и это — брат неразумный, третий же — подобен лекарству, и это — брат проницательный, [чуткий, отзывчивый]».

47. Имам Садык, да будет мир с ним, сказал: «Братья бывают трёх видов: от души своей и от имущества своего помогающие, и это — двое искренних в братстве, третий же — возьмёт у тебя что-либо, да замыслит получить через тебя какое-либо благо — и такого не считай из числа людей доверенных».

«Тухаф аль-‘укуль», 54, 323, 324

О том, что некоторых братьев надлежит сторониться

48. Имам Али, да будет мир с ним, сказал: «Не брат тебе тот, кто заставляет тебя вертеться вокруг него» («Гурар аль-хикам», 7503).

49. Имам Али, да будет мир с ним, сказал: «Не братайся с тем, кто покрывает твои благородные качества и открыто тебя поносит» («Гурар аль-хикам», 1042).

50. Имам Бакир, да будет мир с ним, сказал: «Недобрый брат, что заботится о тебе в богатстве и порывает с тобой в бедности» («Аль-Иршад», 2/166).

51. Имам Бакир, да будет мир с ним, сказал: «Не сходись и не братайся с четырьмя: с дураком, с жадным, с трусом и со лжецом» («Аль-Хисаль», 244/100).

52. Имам Садык, да будет мир с ним, сказал: «Остерегайся брататься с теми, кому ты нужен для удовлетворения алчности, или избавления от страха, или исполнения какого иного желания, или кто желает получить с тебя пропитание или питьё, но стяжай братания с людьми богобоязненными, даже в самые мрачные времена, и пусть даже вся жизнь твоя пройдёт в их поиске» («Бихар аль-анвар», 84/282/3).

Сохранение старых братских уз

53. Посланник Аллаха, да благословит Аллах его и его род, сказал: «Поистине, Аллах любит поддержание старых братских уз, так поддерживайте их» («Канз аль-уммаль», 24759).

54. Имам Али, да будет мир с ним, сказал: «Среди всяких вещей ищи новейшую, но среди братьев держись старейших» («Гурар аль-хикам», 2461).

Истинное братство

55. Имам Али, да будет мир с ним, сказал: «Твой истинный брат — тот, кто прощает тебе твои ошибки и прикрывает твои просчёты, и принимает твои извинения, и покрывает твой стыд, и избавляет тебя от страха, и оправдывает твои надежды» («Гурар аль-хикам», 3645).

56. Имам Али, да будет мир с ним, сказал: «Брат твой — тот, кто в притеснении тебя не оставляет, и при совершении преступления тобой не пренебрегает, и когда просишь его о чём-либо, тебя не предаёт» («Бихар аль-анвар», 77/269/1).

57. Имам Садык, да будет мир с ним, сказал: «Мусульманин является братом мусульманина, и обязанностью мусульманина по отношению к своему брату является то, что он не должен быть сытым, когда брат голодает, не должен утолять жажду, когда брат жаждет воды, не должен одеваться, когда брат его наг. Какими же великими являются права мусульманина по отношению к его брату-мусульманину!» («Бихар аль-анвар», т. 71, с. 221).

58. Имам Бакир, да будет мир с ним, сказал: «Люби брата-мусульманина, и желай ему того, чего желаешь самому себе, и не желай ему того, чего не хочешь для себя. Когда появляется у тебя нужда, попроси его, если же у него есть какая-то нужда, то ты помоги ему» («Бихар аль-анвар», т. 71, с. 222).

59. Имам Али, да будет мир с ним, сказал: «Тот, у кого будет шесть качеств, будет пред Аллахом и справа от Него. Поистине, Аллах любит мусульманина, который желает брату своему того, чего желает самому себе, и не желает ему того, чего не хочет для себя, и который даёт своему брату совет придерживаться бескорыстных братских отношений» («Бихар аль-анвар», т. 71, с. 226).

60. Посланник Аллаха, да благословит Аллах его и его род, сказал: «Верующий является братом верующего: он желает добра ему, когда тот отсутствует, а когда присутствует, устраняет от него то, что ему не по нраву. Верующий даёт место своему брату на собраниях» («Бихар аль-анвар», т. 71, с. 233).

Выбор брата

61. Имам Али, да будет мир с ним, сказал: «Кто сторонится братьев из-за малейшей провинности, у того немного друзей останется» («Гурар аль-хикам», 8166).

62. Имам Садык, да будет мир с ним, сказал: «Кто не братается ни с кем, кроме тех, за ком не замечено прегрешений, немного у него друзей» («А’лям ад-дин», 304).

Брать на себя провинности брата

63. Имам Али, да будет мир с ним, сказал: «Прикрывай прегрешения друга, покуда не одолеешь врага» («Бихар аль-анвар», 74/166/29).

64. Имам Али, да будет мир с ним, сказал: «Разделение ноши — лучший вид дружбы» («Гурар аль-хикам», 752).

65. Имам Али, да будет мир с ним, сказал: «Кто не брал на себя провинностей друга, умрёт одиноким» («Гурар аль-хикам», 9079).

Лучшие из братьев

66. Посланник Аллаха, да благословит Аллах его и его род, сказал: «Лучшие из братьев — те, кто споспешествовал тебе в поклонении Аллаху, удерживал тебя от совершения прегрешений перед Ним, и повелевал тебе творить то, чем Он будет доволен» («Танбих аль-хаватир», 2/123).

67. Имам Али, да будет мир с ним, сказал: «Лучший из братьев — тот, кто меньше всех проявляет витиеватость в наставлениях» («Гурар аль-хикам», 4978).

68. Имам Али, да будет мир с ним, сказал: «Лучший из братьев — тот, кто тебя утешает, а лучший из них — кто тебе поддержку оказывает, а если потребуется — от беды тебя избавит» («Гурар аль-хикам», 4988).

69. Имам Али, да будет мир с ним, сказал: «Лучший из братьев — тот, чья дружба — во имя Аллаха» («Гурар аль-хикам», 5017).

70. Имам Али, да будет мир с ним, сказал: «Лучший из братьев — тот, кто, стремясь к добру, увлекает тебя за собой, призывает тебя к праведности и помогает тебе на этом пути» («Гурар аль-хикам», 5021).

71. Имам Али, да будет мир с ним, сказал: «Лучший из братьев — тот, кто не скупясь бранит тебя за дело» («Гурар аль-хикам», 5009).

72. Имам Али, да будет мир с ним, сказал: «Лучший из братьев — тот, кто не даёт братьям своим испытывать нужду в чём-либо, кроме себя самого» («Гурар аль-хикам», 4985).

73. Имам Садык, да будет мир с ним, сказал: «Для меня лучший из братьев — тот, кто открывает мне глаза на мои недостатки» («Бихар аль-анвар», 74/282/4).

Худшие из братьев

74. Имам Али, да будет мир с ним, сказал: «Худший из братьев — тот, кто собой других обременяет» («Нахдж аль-Балага», мудрость 479).

75. Спросили у Повелителя верующих, да будет мир с ним: «Какой из друзей худший?». Он ответил: «Тот, кто приукрашивает в твоих глазах прегрешения пред Аллахом» («Маани аль-ахбар», 4/198).

Испытание братьев

76. Посланник Аллаха, да благословит Аллах его и его род, сказал: «Если увидишь в брате своём три достоинства, то водись с ним: скромность, доверие, правдивость, а если не найдёшь их в нём, то не водись с ним» («Канз аль-уммаль», 24755).

77. Имам Али, да будет мир с ним, сказал: «Кто побратался с человеком после тщательного его испытания, то дружба эта будет долговечна, а в поддержке его не будет сомнения, но кто побратается с кем-либо непроверенным, тот навлечёт на себя неприятности» («Гурар аль-хикам», 8921 и 8923).

78. Имам Садык, да будет мир с ним, сказал: «Испытывайте братьев своих на наличие двух достоинств, и добро, если найдёте их в них, но если нет, то — прочь от таких братьев, прочь, прочь: совершение молитв в предписанное для них время и праведность поведения с братьями как в часы лёгкости, так и в принуждении» («Аль-Кафи», 2/682/7).

Наставление братьев на прямой путь

79. Посланник Аллаха, да благословит Аллах его и его род, сказал: «Верующий — зеркало для своего верующего брата: он наставляет его наедине, и устраняет его видимые пороки».

80. Имам Али, да будет мир с ним, сказал: «Кто наставляет брата своего наедине, тот представляет его в лучшем свете, кто же наставляет брата своего на людях, тот его оскорбляет».

81. Имам Садык, да будет мир с ним, сказал: «Кто видел брата своего, совершающего недостойное, и не отвратил его от совершения этого, имея таковую возможность, тот предал своего брата».

«Бихар аль-анвар», 74/233/29 и с. 166/29, 75/65/2

Почитание братьев и их восхваление

82. Посланник Аллаха, да благословит Аллах его и его род, сказал: «Нет в моей общине такого верующего, кто, оказав милость в чём-либо своему брату, не обрёл бы от Аллаха милость со стороны прислужников Рая» («Аль-Кафи», 2/206/4).

83. Имам Садык, да будет мир с ним, сказал: «К кому придёт его брат-мусульманин и он окажет ему почтение, тот выразит почтение самому Аллаху, Великому и Всевышнему» («Бихар аль-анвар», 74/298/32).

Удовлетворение нужд своих братьев

84. Имам Али, да будет мир с ним, сказал: «Да не поколеблется никто из вас в удовлетворении просьбы брата, когда узнает, что тот в нужде пребывает» («Бихар аль-анвар», с. 166/29).

85. Имам Садык, да будет мир с ним, сказал: «Аллах поможет верующему по мере того, как тот помогает своим братьям» («Бихар аль-анвар», с. 322/89).

86. Имам Садык, да будет мир с ним, сказал: «Кто удовлетворит нужду брата своего, тому Аллах Всевышний и Преславный удовлетворит сто тысяч нужд в Судный день» («Бихар аль-анвар», с. 89/90).

87. Имам Садык, да будет мир с ним, сказал: «Довольно человеку, дабы удостовериться, что он может положиться на своего брата, уверенности в том, что он не оставит его в нужде» («Аль-Кафи», 2/198/8).

Этика общения с братьями

88. Посланник Аллаха, да благословит Аллах его и его род, сказал: «Если кто братается с человеком, пускай спросит его имя, имя его отца и племени, и дома его. Поистине, это требование — справедливо во имя чистоты братства, иначе это — безрассудная дружба» («Бихар аль-анвар», 74/166/30).

89. Посланник Аллаха, да благословит Аллах его и его род, сказал: «Встречай брата своего с улыбкой» («Бихар аль-анвар», 74/171/38).

90. Когда не было видно его брата в течение трёх дней, Посланник Аллаха, да благословит Аллах его и его род, спрашивал о нём, и если тот отсутствовал, он посылал ему приглашение, если же присутствовал, то навещал его и помогал ему, если тот был нездоров («Бихар аль-анвар», 16/233/35).

Поделиться
Отправить
Класснуть
Плюсануть

Похожие публикации

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Scroll Up