Новое

Антон Веснин о шиизме в России

комментария 4

Редакция интернет-журнала «Мир шиизма» взяла интервью у русского исламского учёного и проповедника, основателя проекта «imam-ali.ru» шейха Антона Веснина. Антон работал программистом в крупной московской компании, а теперь живёт в Наджафе, учится религиозным наукам и делится полученными знаниями через свой сайт. Поскольку Антон — русский, мы задали ему несколько вопросов о проблемах и перспективах развития ислама в русскоязычной среде.

— Расскажите вашу историю о том, как вы пришли к исламу? Что повлияло: друзья, книги, интернет?

— Основным фактором были, конечно, книги. Я вообще такой человек, что книги оказывают на меня больше влияния, чем всё остальное. Но стоит отметить, что не будь бы некоторых друзей, возможно, нужные книги бы никогда не попали мне в руки. Так что оба фактора присутствовали. Наверное, можно тут, как в истории, поделить на причину и повод: поводом были некоторые друзья, а причиной — всё-таки литература.

— Вы русский шиит. Скажите, что вам известно о деятельности т. н. «Национальной организации русских мусульман» (НОРМ)? Что вы думаете об этом проекте и идеях его основателя?

— Когда-то давно мы довольно плотно общались: я знаком со многими, кто стоял у истоков НОРМ. Но с тех пор наши пути разошлись, и я совсем не интересуюсь их деятельностью, так что вся информация, что я помню, устарела лет эдак на семь, так что судить не возьмусь.

Конечно, взгляды у нас на многие вещи, мягко говоря, очень разные. Да и нелюбовь к шиизму в тех рядах проявлялась раньше довольно открыто. Но я, честно сказать, какой-то вражды или ненависти к ним не испытываю. Наоборот, прошу Всевышнего наставить их на истинный путь — путь Мухаммада и его семейства, да будет мир над ними всеми. Когда мы пересекались с некоторыми представителями НОРМ, мы вполне себе нормально общались, хотя, сами понимаете, насколько разные у нас взгляды.

— В сознании многих людей ислам ассоциируется с «восточностью»: с арабским языком, арабами и арабесками, то есть ислам для западных людей — это что-то вроде «религиозного этницизма». Поэтому когда русские люди, не имеющие в себе ничего «восточного», принимают ислам — это становится объектом пристального внимания. Объясните причину такого отношения и ответьте на вопрос: действительно ли ислам имеет какое-либо отношение к этнокультуре или он выше культурных рамок?

— Да, к сожалению это так, и виноваты во многом мы сами. Далеко не каждый мусульманин реально способен разделять между своими этническими традициями и исламом. Очевидный пример: некоторые шииты считают новруз исламским праздником, и пытаются даже соблюдать какие-то традиции с прыганьем через костёр, что явно имеет зороастрийские корни. Это, правда, не только у нас. Можно вспомнить сколько мусульман в России отмечают «исламский праздник „сабантуй“» — совершенно та же картина.

Ислам, конечно же, выше этнокультуры, хотя он и не имеет ничего против существования самих этнокультур в принципе. Важно только, чтобы люди брали ислам и исправляли свои культурные традиции в соответствии с его нормами, установленными Всевышним. А не наоборот, когда берут ислам и подгоняют его под свои сложившиеся традиции и обычаи. Это бывает, к сожалению, часто, и очень сильно портит ситуацию.

Исправить дело можно только повышая общий уровень религиозной грамотности, да и общий уровень образования в целом.

Антон Веснин во время хаджа

— Так уж сложилось, что ислам представлен в российском пространстве своей суннитской версией, и сунниты являются в нём одновременно теми, на кого оказывают влияние и кто оказывает влияние. Оказывают ли шииты какое-то влияние на российское пространство? И если нет, то в чём причины подобной замкнутости?

— А тут дело вовсе не в замкнутости. Просто важно понимать, что так называемых «суннитов» у нас в России почти в 30 раз больше. Мы делаем-то всё примерно одно и то же. Процент тех, кому есть хоть какое-то дело до религии — он тоже наверняка примерно одинаковый, хотя точно никто не считал. Просто наш голос теряется в общем информационном потоке. Это как с астрономическими наблюдениями в условиях города: засветка настолько сильная, что ничего не видно. Вот так и шиитский голос — теряется на фоне общего эха.

Это, кстати, не только у нас так, это почти везде по миру. Я даже не уверен, что это всегда плохо. Но всё-таки нам нужно как-то качественно улучшить подачу информации, и тогда мы чётко сможем донести свою идею до всех, кому это потенциально интересно. Качественные изменения, на мой взгляд, — это единственный возможный путь, потому что любому здравомыслящему человеку очевидно, что получить количественное преимущество на сегодняшний день в ближайшее время никак не выйдет. Может, это и хорошо, потому что должно заставить нас развиваться.

— Как должен развиваться шиизм в русскоязычном пространстве? Какие есть недостатки, что надо преодолеть? Какие стоят цели?

Мне кажется, что поставленный вопрос уже содержит в себе один из основных недостатков: нам не нужно пытаться «развиваться в русскоязычном пространстве» — мы должны думать о том, как вообще развивать шиизм в мире, как интегрироваться в мировое шиитское сообщество, от которого мы далеки. Конечно, учитывать особенности нашей среды и культурные особенности аудитории необходимо, но отделять себя в какой-то особый «русскоязычный шиизм» явно не стоит.

Основные наши проблемы, мне кажется, следующие:

Всем всё равно

Многие у нас этакие «шииты на 10 дней» (Ашура), некоторые — на месяц (Мухаррам или Рамадан), а в остальное время им нет дела до религии вовсе. Прошу заметить, я всё ещё считаю таких людей шиитами, но с таким сообществом каши не сваришь. Отношение нужно менять. Тут, конечно, во многом годы советской власти виноваты, но нам бы не виноватых искать, а исправлять ситуацию.

Неправильные приоритеты

Многие ищут как бы им приспособить шиизм под свой привычный образ жизни, а вовсе не хотят менять себя и окружающий мир в соответствии с нормами истинного ислама, т. е. шиизма. Речь идёт о таких ситуациях, когда человек пытается искать удобные фетвы или какие-то варианты, чтобы оставить всё как есть. Запретили в учебном заведении ходить в хиджабе — сразу идёт вопрос, а можно ли в такой ситуации снять? Может, есть какие-то варианты и т. п. Хотя, в первую очередь, должен стоять вопрос «как сделать так, чтобы этот запрет исчез».

Общее отделение основной своей жизни от религии

У нас во многом в обществе отношение к религии, как к хобби. Вот я живу обычной жизнью, а по пятницам — хожу в мечеть, там я занимаюсь религией. Это в корне неверно. Ислам имеет уникальные рецепты для многих жизненных ситуаций, и нужно всю свою жизнь выстраивать по его принципам.

Я не имею в виду, что все должны вдруг пойти учиться и стать «шейхами». Наоборот, я и сам долгое время занимался совершенно светской деятельностью. Более того, я считаю, что духовному лицу крайне полезно поработать хотя бы какое-то время на обычных работах, чтобы иметь представление о том, как живёт большинство паствы, какие у них трудности и как их решать.

Но важно, чтобы каждый человек старался посвятить всего себя служению Всевышнему, которое может выражаться не только в молитвах, но и в просто качественном выполнении своей работы, без нарушения рамок шариата: врач, который спасает жизни, при этом делая это ради довольства Всевышнего, а не потому, что за это деньги платят, он ещё, может, получше многих шейхов будет…

Низкий уровень религиозной грамотности и отсутствие нормальной образовательной программы

Нам просто необходимо своё хорошее шиитское учебное заведение, а ведь такого в достойном виде нет на всю страну и одного. Это очень печально.

Проблема «отцов и детей»

А именно, когда старшее поколение часто мешает своим детям соблюдать все предписания Всевышнего, причём не совсем даже понятно по какой причине. Вы даже не представляете, как часто мне пишут, например, девушки, которым родители запрещают надевать хиджаб. И дело доходить чуть ли не до побоев или скандалов: «Ты мне не дочь — выгоню из дома!». И это всё при том, что такие родители номинально считают себя мусульманами и шиитами! Иногда даже ходят в мечеть или хусейнию на Ашуру. Ну или когда сына заставляют сбрить бороду или устроить свадьбу с алкоголем, потому что иначе «родственники не поймут»! Это ведь просто ужасно, и по сути такие дети никак не защищены от этого. Особенно молодые девушки. Что они могут сделать? Куда им пойти? По-быстрому выйти замуж за кого-нибудь, лишь бы переехать от таких родителей? Во-первых, это не очень хорошая идея — подходить к вопросу брака «лишь бы выйти», ведь с этим человеком потом ещё и жить, а, во-вторых, для брака может потребоваться разрешение родителей, и, сами понимаете, что его можно просто не получить.

Нам просто необходимо создать какие-то социальные рычаги давления на таких людей. Общество должно само породить какой-то метод порицания такого поведения, чтобы можно было защитить таким образом молодёжь, желающую идти истинным путём. Да, нет принуждения в религии, и мы не можем, да и не должны заставлять каждого всё соблюдать. В конце концов, это его душа, ему потом отвечать, но вот не позволять никому принуждать кого-либо пойти против законов Аллаха — наш священный долг.

Отсутствие развитой экономической инфраструктуры

Нам нужно, чтобы любой желающий шиит мог спокойно найти себе работу по образованию и призванию в верующем и соблюдающем коллективе. Или хотя бы пусть не совсем соблюдающем, но со всеми условиями для соблюдения предписаний ислама на рабочем месте. Это не так уж и трудно, но надо работать в этом направлении. Само ничего не произойдёт, и за нас никто ничего не сделает.

Тут я, наверное, остановлюсь, хотя могу ещё много говорить на эту тему, но тогда получится, что большая часть интервью занята описанием проблем, а это тоже неправильно.

— Что шиитский ислам может предложить русскому человеку, воспитанному в христианской культуре?

Ислам не должен предлагать что-то особенное русскому или какому-то другому человеку. Ислам предлагает всем людям одно и то же — путь к спасению и счастью в этой и последующей жизни.

Можно привести грубое сравнение: почти каждый производитель какого-то сложного товара прикладывает к нему инструкцию, чтобы покупатель знал как им пользоваться и как не вывести его из строя. С исламом примерно такая же ситуация: Всевышний сотворил этот мир и нас в том числе, а ислам — это такая инструкция как всем пользоваться, чтобы всё было хорошо. Причём инструкция и по отношению к нам самим, ведь мы тоже часть Вселенной; она универсальна и не нуждается в особых этнических адаптациях.

Другое дело, что перед нами, как перед исламскими проповедниками, стоит нелёгкая задача: донести эту инструкцию для своей аудитории так, чтобы они её, во-первых, поняли, во-вторых, поняли правильно, а в-третьих, наконец-то начали применять в своей жизни и пришли к счастью и успеху.

Пока мы, на мой взгляд, не очень-то преуспели в этом, так что работы впереди ещё много. Попросим же вместе Всевышнего помочь нам в этом, ибо без его помощи мы вряд ли способны на что-то…

Поделиться
Отправить
Класснуть
Плюсануть

Похожие публикации

Комментариев — 4

  1. Sevda пишет:

    Очень хотелось бы что бы были открыты спец школы или курсы на крайний случай. Желательно для всех возрастных категорий . Что бы и дома между поколениями была связь. Но что делать тем кто живет долеко??? Очень большая прозьба к Антону Веснену — сделайте интернет школу на сколько это возможно… Ваш сайт очень поучительный. Очень нужный. Хотелось бы пошаговое учение всех предметов. Да бедет доволен Вами Аллах

  2. Mushfiq пишет:

    Salam Aleykum napishite pojalista e-mail Antona

  3. Реза Кербелаи пишет:

    Уа алейкум ас-салам! Можете написать Антону на contact@imam-ali.ru.

  4. Skaypovskij Whatsapp: +32489306072 пишет:

    Privet

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Scroll Up