Аргументы Имама Али против Абу Бакра, Умара и Усмана

Комментарии

Эта большая глава из самого древнего сборника исламских преданий — «Книги Сулейма ибн Кайса аль-Хиляли» — поразит читателей откровенностью, с которой Повелитель верующих Али ибн Абу Талиб, да будет мир с ним, разоблачает в ней узурпировавших халифат троих самозванцев и лицемеров: Абу Бакра, Умара и Усмана. Его светлость не только обвиняет их в полной непригодности к правлению, сравнивает их с трусливыми овцами, постоянно убегающими с полей сражений, но и подробно рассказывает о том, как они продолжали поклоняться идолам даже после того, как формально «приняли» ислам!

Описание людей сражения

Абан ибн Абу Айяш передал от Сулейма ибн Кайса аль-Хиляли, который сказал: «Я слышал, как Али ибн Абу Талиб, да будет мир с ним, сказал перед сражением Сиффин: „Поистине, не придут эти люди к истине или единому мнению с нами, пока не атакуют их войска, не станут их преследовать отряды и не обрушатся на них со всех сторон, пока не повстречаются они [в бою] с людьми правды и терпения, которым гибель и смерть [их товарищей] на пути Аллаха лишь прибавляет стремления к подчинению Ему!

Искренние сподвижники Посланника Аллаха

С Посланником Аллаха убивали мы наших [неверующих] отцов, детей, братьев, дядей и членов наших семей, и от этого наша вера, преданность и подчинение Аллаху лишь возрастали! И если кто-то из нас вступал в бой с кем-то из наших врагов, то сражались они фанатично, каждый стремясь наполнить чашу смерти своего противника. Иногда мы одерживали победу, иногда — наш враг. Когда Аллах видел в нас искренность и терпение, то ниспосылал в Своей Книге похвалу в нашу честь и Своё довольство нами, и ниспосылал Он нам победу!

Бегство Абу Бакра и Умара с поля сражения и их поведение в мирное время

И не говорю я, что все, кто был рядом с Посланником Аллаха, были такими, но большинство из них были. Среди нас были те, кто не приносил нам никакой пользы. Всевышний Аллах сказал: «Уже проявилась ненависть из уст их, и то, что скрывает грудь их [и сердце, намного] больше [того, что изливается из уст их]» (3:118). Среди них были те, кого ты и твои товарищи, о Ибн Кайс, возвышаете, которые убегали с поля боя, ни разу не отправив во врага стрелу, не сразившись с ним мечом или копьём. Когда наступало время сражения, они прятались, подобно овце, скрывались и притворялись больными. Когда они встречались с врагом, то трусливо и подло бросались в бегство, так, что враг лишь видел их спины. В благополучные же времена они разговаривали так, как о них сказал Аллах: «И когда проходит страх, язвят они вам языками острыми, [требуя доли своей из трофеев и] скупясь на добро» (33:19).

Один из них не прекращал просить у Посланника Аллаха разрешения убить того, кого Посланник Аллаха не желал убивать, и он отказывал ему. Однажды Посланник Аллаха взглянул на него, вооружённого, и засмеялся, сказав: «Сегодня твой день!». Аль-Ашас сказал: «Не говори мне, кто это! Это тот, от кого убегает шайтан!»“.

Повелитель верующих описывает состояние своих сподвижников

Затем он сказал: „Если бы мы, будучи с Посланником Аллаха, преодолевая беды и трудности, были бы подобны вам, то религия не была бы утверждена ради Аллаха, и не укрепил бы Аллах [посредством нас] ислам! Запомните то, что я сейчас скажу! Настанут времена, и будут править вами худшие из вас, самозванцы, изгнанники и лицемеры. Поистине, они станут убивать вас, а вы — взывать к Аллаху, но Он не ответит вам и не избавит вас от беды, покуда вы не покаетесь и не вернётесь [на путь истинный]. Если же вы сделаете это, Аллах избавит вас от их смуты и заблуждений, их зла и невежества.

Повелитель верующих говорит о непригодности Абу Бакра, Умара и Усмана для правления

Поистине, удивительны поступки заблудших невежд этой общины, её предводителей, подгоняющих людей в Ад, ибо они слышали, как Посланник Аллаха сказал:

«Если общину возглавит какой-либо человек, и при этом в ней будет кто-то умнее, то дела этой общины будут становиться хуже и хуже, пока они не вернутся к тому, что оставили».

И, [тем не менее], они передали власть тем троим, что были до меня (Абу Бакру, Умару и Усману), в то время как среди них не было того, кто собрал бы Коран, утверждал бы, что у него есть знания о Книге Аллаха или сунне Его Пророка! Им было известно, что в знании Книги Аллаха и сунны Его Посланника, а также их понимании, я всех превосхожу, что я более всех знаком с Книгой Аллаха и строже в исполнении Его законов, и что никто из них троих не опередил меня в добрых деяниях с Посланником Аллаха, усердии в помощи ему во всех его делах! Никто из них ни разу не пустил во врага стрелу и не сражался с ним мечом или копьём, но они лишь трусливо прятались, опасаясь за свои жизни!

Они знали, что сам Посланник Аллаха участвовал в сражениях, он убил Убая ибн Халяфа и Масджа ибн Ауфа, и он был самым храбрым человеком, страстно стремившимся к встрече с Аллахом. Они знали, что нет среди них кого-то, чьё положение было бы подобно моему, что никто не одерживал победы и не захватывал крепости, кроме меня. Всякий раз, когда с Посланником Аллаха случалось несчастье или горе, он говорил:

«Где мой брат Али? Где мой меч? Где моё копьё? Где тот, кто избавляет меня от печали?».

Он выдвигал меня вперёд, и я шёл, готовый пожертвовать собой ради него, и Аллах посредством меня убирал с его лица печаль.

Когда при завоевании Хандака к одному из них обратился Ибн Абд Вад, он отвернулся и спрятался за своими друзьями, так, что Посланник Аллаха улыбнулся, видя его трусость, и сказал: «Где мой любимый [брат] Али? Выйди, о Али!».

Абу Бакр и Умар поклоняются идолам

В тот день он сказал своим четырём товарищам: «Клянусь Аллахом, если мы передадим им Мухаммада, то спасёмся от этого!». Это было тогда, как враг напал на нас сверху и снизу. Всевышний Аллах говорит: «И стали вы помышлять об Аллахе мыслями [неподобающими]. Там были испытаны верующие и подверглись потрясению сильному! И [вспомни], как говорили лицемеры и те, в чьих сердцах болезнь: „Не обещал нам Аллах и Посланник Его [ничего], кроме обмана!“» (3:10—12). Его товарищ ответил ему:

«Нет, мы возьмём большого идола, которому поклоняемся. Ибо мы не надеемся, что Ибн Абу Кабша (Пророк) победит, и [если он проиграет], то и мы погибнем. Этот идол станет для нас щитом: если победят курайшиты, то мы покажем им, что поклоняемся идолу и никогда не покидали нашу религию, а если же победит Ибн Абу Кабша, то мы продолжим поклоняться этому идолу втайне!».

Спустился Джабраил и оповестил Посланника Аллаха об этом. Затем, после убийства Ибн Абд Вада, Посланник Аллаха спросил у них: «Скольким идолам вы поклонялись во времена невежества?». Они ответили: «Не упрекай нас за то, что мы делали во времена невежества!». Посланник Аллаха спросил: «А скольким идолам вы поклоняетесь сейчас?». Они сказали:

«Клянёмся Тем, Кто ниспослал тебя с истиной в качестве Пророка, мы не поклонялись никому, кроме Аллаха, с тех пор, как приняли твою религию!».

Посланник Аллаха сказал:

«О Али, возьми меч, отправляйся в такое-то место, достань идола, которому они поклоняются, и сломай его! Если же кто-то попытается тебе помешать, то убей его!».

Они упали на колени перед Посланником Аллаха и сказали:

«Не выдавай нашу тайну! Пусть Аллах сохранит твою!».

Я сказал им:

«Дайте обещание перед Аллахом и Его Посланником, что не будете впредь поклоняться кому-либо, кроме Аллаха!».

И они дали обет перед Посланником Аллаха. Я отправился к указанному месту, достал идола, разбил его лицо и руки и отрезал ноги, а затем вернулся к Посланнику Аллаха. Клянусь Аллахом, я видел на их лицах [презрение] ко мне за это, пока они оба не умерли!

Абу Бакр и Умар используют аргумент Али перед ансарами

Затем он и его товарищи, когда скончался посланник Аллаха, выступили перед ансарами, воспользовавшись моим правом. Если они сказали правду, заявив, что имеют больше прав, чем ансары, потому что они из племени Курайш, и сам Посланник Аллаха был из племени Курайш, то самый близкий человек к посланнику Аллаха — самый достойный для того, чтобы быть правителем. И таким образом они пренебрегли моим правом. Если же они солгали, то они пренебрегли правом ансаров. Аллах рассудит между нами и теми, кто узурпировал наше право, посадив людей на наши спины!

Любовь общины к тем, кто сбил её с верного пути

Поразительно, как сердца людей из этой общины питают любовь к ним, к тем, кто сбил их с пути Господа и отвернул их от их религии! Клянусь Аллахом, если бы все люди из этой общины встали, осыпали свои головы песком, обратились к Аллаху с мольбой против тех, кто сбил их с пути Аллаха, призвал их в Ад, навлёк гнев их Господа на них, повлёкший за собой наказание за те преступления, что они совершили, [то даже] этого было бы недостаточно!

Причина, по которой Повелитель верующих проявлял предосторожность

Это потому, что правдивый сторонник истины и познавший Аллаха и Его Посланника боится привнести [в религию] что-либо из их нововведений и традиций, и люди враждуют с ним из-за этого, предают его, противоречат ему, отрекаются от него и отделяются от его истины. Если же он примет их нововведения, утвердит их и сделает частью религии, то они полюбят его, возвеличат и отдадут ему предпочтение. Клянусь Аллахом, если бы я обратился к своему войску с истиной, которую Аллах ниспослал Своему Пророку, призвал бы к ней и разъяснил бы её в соответствии с тем, что я слышал от Посланника Аллаха, то осталась бы в нём лишь малая часть, и отделились бы они от меня! Если бы не завет Посланника Аллаха, то я бы сделал это. Но посланник Аллаха сказал мне: «Мой брат, если человек вынужден что-то делать, то это дозволено Аллахом для него!». Я также слышал, как он сказал: «Поистине, предосторожность (такыйя) — часть религии Аллаха, и нет религии у того, у кого нет предосторожности!»“.

Трудности, которые доставили Повелителю верующих наихудшие из людей

Али сказал представителям, [когда было принято решение о третейском суде]: „Судите по Книге Аллаха и сунне Его Посланника, даже если из-за этого будет перерезано моё горло, ибо те, кто предоставил это им, имеет дурные намерения!“.

Один человек из ансаров сказал: „Что это за совещание, о котором мне сообщили, будто ты его проводишь? Нет никого в общине более подходящего для решения вопроса, чем ты! Так почему же возникли разногласия и потребовалось совещание?“. Али сказал: „Я — твой товарищ, и ты меня знаешь! Но я окружён наихудшими из людей, созданных Аллахом. Если я поступлю по-своему, они отвергнут это, а если соглашусь с ними, они покинут меня“».

«Книга Сулейма ибн Кайса аль-Хиляли», хадис 15

Поделиться
Отправить
Вотсапнуть
Класснуть
Плюсануть


Комментарии приветствуются

Scroll Up