Новое

Аяты и хадисы о «наилучшем из одеяний» — богобоязненности

Комментариев нет

Многие ли из вас задумывались о том, что значит остерегаться Божьего гнева? Каковы особенности этой добродетели и в чём её смысл? Чтобы дать исчерпывающие ответы на эти и многие другие вопросы, редакция Shia.world составила для своих читателей большую подборку из аятов Священного Корана и преданий от Святого Пророка и безгрешных Имамов, да будет над ними всеми мир и благословение Всевышнего Аллаха, посвящённую богобоязненности.

«И если бы жители поселений уверовали и остерегались [гнева Аллаха], непременно открыли бы Мы им [врата] благодати с неба и земли, но сочли они ложью [истину], посему наказали мы их за то, что совершали они!» (7:96).

«И [лишь] Аллаху [принадлежит] то, что на небесах, и то, что на земле, и ведь уже завещали Мы тем, которым дано Писание до вас, и вам, чтобы остерегались вы [гнева Аллаха]. И если не уверуете вы, [то не навредите вы Аллаху, и знайте], что [лишь] Аллаху [принадлежит] то, что на небесах, и то, что на земле, и [что] был [всегда] Аллах Ненуждающимся, Хвалимым» (4:131).

«О потомки Адама! Ведь ниспослали Мы вам одеяние [для того, чтобы] скрывало оно срамные части ваши, и для украшения. И одеяние богобоязненности — это [и есть] наилучшее [для вас]. Это — из знамений Аллаха. Быть может, они помянут [назидание]!» (7:26).

«О те, которые уверовали! Если будете вы остерегаться [гнева] Аллаха, установит Он для вас [средство] различение [истины ото лжи], и покроет вам [милостью Своею] злые [деяния] ваши, и простит вам. И Аллах — Обладатель благости великой!» (8:29).

«Эту обитель Последнюю — даём Мы её тем, которые не хотят возвышения [над другими] на земле и не [хотят распространения] порока. И конец [благой уготован] для остерегающихся [гнева Господа]!» (28:83).

1. Имам Али, да будет мир с ним, сказал: «Богобоязненность — вершина нравственных качеств» («Нахдж аль-балага», мудрость 410).

2. Имам Али, да будет мир с ним, сказал: «Поистине, богобоязненность — самое драгоценное сокровище, самая надёжная защита, самая великая сила, в ней — спасение для всякого беглеца, в ней — познание для всякого ищущего и победа всякого победителя» («Бихар аль-анвар», 77/374/36).

3. Имам Али, да будет мир с ним, сказал: «Бойся Аллаха хоть немного, и сделай между собой и Аллахом покрывало, пусть и тонкое» («Нахдж аль-балага», мудрость 242).

4. Имам Али, да будет мир с ним, сказал: «Поистине, богобоязненностью исчерпывается довольство Аллахом рабами и Его нужда в них» («Гурар аль-хикам», 3620).

5. Имам Али, да будет мир с ним, сказал: «Заповедую вам, о рабы Аллаха, богобоязненность пред Ним, которая есть поклажа, и через неё — вспомоществование: поклажа, до цели доводящая, и вспомоществование, успех приносящее» («Нахдж аль-балага», хутба 114).

6. Имам Али, да будет мир с ним, сказал: «Заповедую вам, о рабы Аллаха, богобоязненность перед Аллахом, поистине, она — вожжа тугая и стезя прямая, и заповедей её держитесь, и истинами её укрепитесь» («Нахдж аль-балага», хутба 195).

7. Имам Али, да будет мир с ним, сказал: «Заповедую вам богобоязненность пред Аллахом, ведь она — радость и успех стяжающего, просящего, и доверие убежища ищущего, и возьмите себе богобоязненность за внутреннее правило» («Аль-Кафи», 8/17/3).

8. Имам Али, да будет мир с ним, сказал: «Заповедую вам… богобоязненность пред Аллахом… Так слухом своим к ней обратитесь, усилиями к ней устремитесь, сделав её заменой для всех прошедших [ошибок] предстоящими [праведными делами], для всех разногласий — согласованием. Ею ото сна пробудитесь, в денном бдении по ней устремитесь, в сердцах своих её ощутите, вины свои на ней омойте, ею боли свои утолите, по ней шаги свои к смерти устремите» («Нахдж аль-балага», хутба 191).

9. Имам Али, да будет мир с ним, сказал: «Поистине, сегодня богобоязненность вам щит и защиту даёт, а завтра — дорогой Рая вас поведёт. Следование по ней — ясно, следующий по ней — в прибыли» («Нахдж аль-балага», хутба 191).

10. Имам Али, да будет мир с ним, сказал: «Истинно, богобоязненность — ключ к наставлению, поклажа на день возвращения, от всякого рабства освобождение, спасение ото всякого уничтожения, ею стремящийся преуспевает, к ней убегающий прибегает, здесь всяк своей цели достигает» («Нахдж аль-балага», хутба 230).

11. Имам Али, да будет мир с ним, сказал: «Кто посадил деревья богобоязненности, соберёт плоды наставления по прямому пути» («Бихар аль-анвар», 78/90/95).

12. Имам Бакир, да будет мир с ним, сказал Сааду аль-Хейру: «Заповедую тебе быть богобоязненным пред Аллахом, поистине, в ней — безопасность от колебаний и добыча в результате» («Аль-Кафи», 8/52/16).

Богобоязненность — ключ благородства

«О люди! Поистине, Мы сотворили вас от мужчины и женщины и сделали вас народами и племенами, дабы знали вы друг друга. Поистине, самым почитаемым из вас пред Аллахом [является] наиболее остерегающийся [гнева Его]. Поистине, Аллах — Знающий, Ведающий!» (49:13).

13. Посланник Аллаха, да благословит Аллах его и его род, сказал: «Больше заботься о поступках, совершаемых в богобоязненности, нежели без неё — поистине, не будет малозначительным дело, вершимое с ней — а как будет малозначимым то, что принимается Аллахом? В соответствии с речением Всевышнего: „Воистину, принимает Аллах лишь от остерегающихся [гнева Его]“ (5:27)» («Бихар аль-анвар», 70/286/8).

14. Посланник Аллаха, да благословит Аллах его и его род, сказал: «Одно качество подчиняет себе весь этот мир и загробный, и помогает заработать радости Рая». И спросили люди: «Что это за качество, о Посланник Аллаха?». Он сказал: «Богобоязненность, и кто хочет быть величайшим из людей — пускай боится Аллаха», а затем прочитал: «И кто остерегается [гнева] Аллаха — установит Он для него выход [из положения] и наделит его [пропитанием], откуда он [и] не рассчитывает» (65:2—3) («Бихар аль-анвар», 70/285/7).

15. Имам Али, да будет мир с ним, сказал: «Нет достоинства выше богобоязненности» («Бихар аль-анвар», с. 288/16).

16. Имам Али, да будет мир с ним, сказал: «Ключ благородства — богобоязненность» («Бихар аль-анвар», 78/9/65).

17. Имам Али, да будет мир с ним, сказал: «Кто придерживается богобоязненности, от того сокроются всякие беды после их приближения, и станут сладостными дела его после их огорчения, и разверзнутся над ним волны после их сомкновения, и облегчатся ему трудности после их наступления, низвергаются на него щедроты после периода голодания, снисходит на него милость после нежелания, и забьёт ключом благодать после иссушения, и после скудости изольётся на него благословение» («Нахдж аль-балага», хутба 198).

18. Имам Али, да будет мир с ним, сказал: «Поистине, богобоязненность пред Аллахом — для сердец ваших лекарство исцеляющее, и слепоту сердечную прозревающее, целение болезни в ваших телесах, подавление бунта в ваших грудях, для душевной грязи очищение, для сумрака очей просветление, для страха сердечного успокоение, для тьмы невежества — просвещение» («Нахдж аль-балага», хутба 198).

19. Имам Али, да будет мир с ним, сказал: «И держитесь за богобоязненность пред Аллахом, ведь у неё — вервь, корень которой крепок, а конец — статен, неуязвим» («Нахдж аль-балага», хутба 190).

20. Имам Саджад, да будет мир с ним, сказал: «Достоинство курайшита или араба — по мере его скромности, благородство его — по степени богобоязненности» («Бихар аль-анвар», 70/288/19).

21. Имам Бакир, да будет мир с ним, написал в письме к Сааду аль-Хейру: «Поистине, через богобоязненность Аллах открывает рабу Своему то, что непостижимо его разуму, и рассеивает богобоязненностью его слепоту и невежество, богобоязненностью был спасён Нух и все, кто с ним был в ковчеге, и Салих, и все, кто с ним, в ущелье, богобоязненностью будут облагодетельствованы терпеливые, и эти люди будут спасены от погибели» («Аль-Кафи», 8/52/16).

22. Имам Садык, да будет мир с ним, сказал: «Кто богобоязненностью своей держится Аллаха, того Аллах оградит, а у кого Аллах принимает деяния и ограждает его, того уже не волнует, даже если небеса обрушатся на землю, или обрушится на всех людей земли всеобщее бедствие — для него в богобоязненности защита ото всякого бедствия. Разве не говорит Всевышний Аллах: „Поистине, остерегающихся [гнева Аллаха ожидает] спасение“ (78:31)?» («Иддат ад-даи», 288).

Особенности богобоязненных

«Не [заключается] добро [и благочестие в том], чтобы поворачивали вы лица ваши [во время молитвы] в сторону востока и запада, но [настоящее] добро [приобрёл тот], кто уверовал в Аллаха, и в день Последний, и в ангелов, и в Писания, и в пророков, кто раздавал имущество, [несмотря] на любовь свою к нему, [родственникам] ближайшим, и сиротам, и беднякам, и путникам [бедным], и просящим [подаяние], и для [освобождения] рабов, и совершал молитву [обрядовую], и давал [милостыню] очистительную, и верные завету своему, когда заключали [его], и терпеливые в нужде, и в горестях, и во время [сражения] тяжкого. Эти — те, которые оправдали [веру свою поступками], и эти — они [и есть] остерегающиеся [гнева Аллаха]» (2:177).

«Поистине, остерегавшиеся [гнева Аллаха пребудут] в садах [райских] и [среди] источников, получая то, что дал им Господь их. Поистине, были они пред этим [в мире земном] благотворящими. Были они [такими, что лишь] малую [часть] ночи спали и в предрассветные [часы] (в конце ночи) просили о прощении. И в имуществах их [была] доля [определённая] для просящего и лишённого» (51:15—19).

«[Друзья Аллаха — это те], которые уверовали и остерегались [гнева Его]» (10:63).

23. Посланник Аллаха, да благословит Аллах его и его род, сказал: «За богобоязненных, которые боятся Аллаха, не приходится страшиться, что они окажутся во власти сомнений» («Танбих аль-хаватир», 2/62).

24. Посланник Аллаха, да благословит Аллах его и его род, сказал в завещании Абу Зарру: «О Абу Зарр, богобоязненный человек должен спрашивать с себя строже, чем соучастник спрашивает со своего соучастника — откуда у того еда, питьё или одежда? На разрешённое приобретено или на запретное?» («Канз аль-уммаль», 8501).

25. Сообщается, что один из сподвижников Повелителя верующих, да будет мир с ним, по имени Хаммам был из числа людей набожных, и обратился к нему со словами: «О Повелитель верующих, опиши мне праведных людей так, как будто я сам взираю на них…» — и тогда он восславил Аллаха и вознёс Ему хвалу, и послал приветствия Пророку, да благословит Аллах его и его род, и произнёс такую речь:

«…И богобоязненные в нём — из числа людей, обладающих преимуществами: слово их метко, одеяние — скромно, шаг — мерный. Удерживают взоры свои от того, что запретил им Аллах, и останавливают слух свой на знании, что полезно для них. Погружаются души их [в пучину] испытаний подобно тем, что погружаются в отдохновение. И если бы не срок, предписанный для них Аллахом, не остались бы души их в их телах ни на мгновение ока, стяжая вознаграждение и страшась наказания…

И из признаков каждого из них — то, что ты в узришь в нём в религии крепость, в поступках — снисходительность, в вере — убеждённость, в знании — укреплённость, в целях — устремлённость, в богатстве — скромность, в поклонении — преданность, при потерях — великодушия проявление, в испытаниях — терпение, в дозволенном — снискание, в прямом пути — старание, от алчности — отстранение. Совершает праведные деяния, но пребывает в трепете. С вечера заботит его благодарность, поутру — вспоминание [Всевышнего]. Отходит ко сну в трепете и просыпается в радости; в трепете — за ночь, проведённую в забытье, а в радости — за постигшие [поутру] милость и благодать. Если душа его не любимым ею отягощается, то отказывает он ей и в том, чем она довольствуется. Прохлада очей его — в том, что не преходяще, аскетизм его — в том, что вовек не останется. Преобразует он мечтание в знание, а речение — в делание. Надежды его — близки, недостатки — легки, сердце его подчиняется, душа — преклоняется, пропитание его — скудно, дело его — легко, религия его — охраняема, страсть — умерщвляема, а гнев — укрощаемый. Добро от него ожидается, зло же — не предвидится. Если и обнаружится он среди пренебрегающих, то запишется в числе [Аллаха] вспоминающих, если же окажется среди вспоминающих, то не запишется пренебрегающим. Он — притесняющих его прощающий, и отказывающим ему — дающий, и прибегающий к отвращающимся. Разврат ему отвратителен, речь его — снисходительна, неодобряемое в нём — закрыто, поощряемое в нём — открыто, добро ожидает его впереди, зло осталось у него позади. Исполнен достоинства при потрясении, терпения — при притеснении, благодарности при отдохновении. На врага он гнев не проявит, любимому зла не причинит. Узнаваем он по истине прежде, чем её о нём засвидетельствуют, не теряет того, что ему доверяют, не забывает того, о чём ему напоминают, прозвищами обидными никого не унижает, соседу своему убытка не причиняет, к неудачам чужим злорадства не проявляет, не входит в суету и не выходит из истины. Если молчит, молчание его не тяготит, если смеётся, то голос его не превознесётся, если же на него посягнут, он терпение проявит, покуда Аллах не будет тем, кто отомстит за него. Душа его от себя самого в трепете пребывает, люди же в его присутствии отдохновение испытают. Душу свою он ради других утруждает, люди же от его души отдохновение черпают. Отдаление его от тех, кто от него отдалился — аскетизм и отречение, приближение же к тем, кто к нему устремился — милость и снисхождение. Отдаление его — не величание и не превознесение, а приближение его — не обман и не предательства проявление» («Нахдж аль-балага», хутба 193).

26. Имам Бакир, да будет мир с ним, сказал: «Поистине, люди богобоязненные легче всех в мире идут на сближение и скорее всех спешат на помощь, когда ты их вспоминаешь — они тебе помогают, когда ты их забываешь — они о тебе вспоминают, о повелении Аллаха изрекают и сообразно ему поступают, свои привязанности привязанностью к Господу своему обрезают, страшатся этого мира ради повиновения его Повелителю, и обращаются к Аллаху и любви к Нему своими сердцами, зная, что Он на них взирает со Своего высокого положения» («Аль-Кафи», 2/133/16).

26. Имам Бакир, да будет мир с ним, сказал: «Бывало, Повелитель верующих говаривал: „У людей богобоязненных есть признаки, по которым они распознаются: правдивость речи, доверенность и соблюдение договоров… малая привязанность к женщинам, творение одобряемого, добрый нрав, широкая душа и следование за знанием, приближающим к Аллаху“» («Аль-Хисаль», 483/56).

Что мешает богобоязненности

27. Имам Али, да будет мир с ним, сказал: «Запрещено богобоязенности селиться во всяком сердце, привязанном к этому миру» («Гурар аль-хикам», 4904).

28. Имам Али, да будет мир с ним, сказал: «Аллах свидетель, не вижу я раба, кому богобоязненность принесёт пользу прежде, чем он научится придерживать свой язык» («Нахдж аль-балага», хутба 176).

29. Имам Али, да будет мир с ним, сказал: «Не боится Аллаха человек склочный» («Нахдж аль-балага», мудрость 298).

30. Имам Аскари, да будет мир с ним, сказал: «Кто не стесняется предстать перед людьми, тот не боится Аллаха» («Бихар аль-анвар», 78/377/3).

Истинность богобоязненности

«О те, которые уверовали! Остерегайтесь [гнева] Аллаха истинным предостережением и умирайте лишь будучи покорившимися [воле Аллаха]» (3:102).

31. Имам Садык, да будет мир с ним, сказал, будучи спрошен о речении Всевышнего: «Остерегайтесь [гнева] Аллаха истинным предостережением» (3:102): «Повинуйтесь и не грешите, поминайте и не забывайте, благодарите и не отвергайте» («Бихар аль-анвар», 70/291/31).

32. Абу Басыр передал: «Я спросил Абу Абдуллаха (Имама Садыка), да будет мир с ним, о речении Всевышнего: „Остерегайтесь [гнева] Аллаха истинным предостережением“ (3:102)», и он сказал: „Этот аят — отменённый“. Я спросил: „А какой отменяющий его?“. Он сказал: „Остерегайтесь же [гнева] Аллаха как можете“ (64:16)» («Бихар аль-анвар», 70/287/12).

Пояснение смысла богобоязненности

33. Посланник Аллаха, да благословит Аллах его и его род, сказал: «Совершенство богобоязненности — в познании неведомого и в поступках сообразно полученному знанию» («Танбих аль-хаватир», 2/120).

34. Имам Али, да будет мир с ним, сказал: «Богобоязненность — это когда человек боится всего, что вводит его в грех» («Гурар аль-хикам», 2162).

35. Имам Али, да будет мир с ним, сказал: «Кто совладал со своей страстью — обрёл богобоязненность» («Гурар аль-хикам», 8284).

36. Имам Садык, да будет мир с ним, сказал, будучи спрошен о пояснении смысла богобоязненности: «Чтобы Аллах находил тебя там, где повелел тебе быть, и не видел тебя там, где быть запретил» («Бихар аль-анвар», 70/285/8).

37. Имам Садык, да будет мир с ним, сказал: «Да не введёт тебя их плач в заблуждение — ведь богобоязненность — в твоём сердце!» («Бихар аль-анвар», с. 286/9).

Самый богобоязненный человек

38. Посланник Аллаха, да благословит Аллах его и его род, сказал: «Самый богобоязненный человек — тот, кто говорит правду, будь она за него или против него» (Садук, «Аль-Амали», 27/4).

39. Посланник Аллаха, да благословит Аллах его и его род, сказал: «Соблюдай обязанности перед Аллахом — и будешь самым богобоязненным из людей» («Бихар аль-анвар», 71/196/4).

40. Посланник Аллаха, да благословит Аллах его и его род, сказал: «Кто хочет быть самым богобоязненным из людей, тот пускай во всём полагается на Аллаха» («Маани аль-ахбар», 196/2).

Поделиться
Отправить
Класснуть
Плюсануть

Похожие публикации

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Scroll Up