Новое

Что это за упомянутое в Коране существо, не являющееся ангелом и превосходящее своим положением Джабраила и Микаила?

Комментарии

«И спрашивают они тебя о Духе. Скажи: „Дух от повеления Господа моего. И дано вам знание [о нём] очень малое“» (17:85). В высказываниях Ахль аль-Бейт об этом аяте «Дух» рассматривается как некое сотворённое существо из царства Аллаха, превосходящее своим положением Джабраила и Микаила, которое всегда сопровождает Пророка и Имамов, да будет над ними всеми мир и благословение Аллаха, защищает их, помогает им и сообщает информацию. Мы перевели об этом главу из сборника «Аль-Кафи», а также хадисы из других книг.

1. Было передано рядом сподвижников от Ахмада ибн Мухаммада, от Хусейна ибн Саида, от Надра ибн Сувейда, от Яхьи аль-Халяби, от Абу Сабаха аль-Кинани, от Абу Басыра, который сказал: «Я спросил Абу Абд-Аллаха (Имама Садыка), да будет мир с ним, о словах Всеблагого и Всевышнего Аллаха „И таким же образом, [как пророкам до тебя], внушили Мы в откровении тебе [Коран] Духом от повеления Нашего: не знал ты, что [есть] Писание, и не [знал о] вере“ (42:52). Он сказал: „Дух — это творение из творений Великого и Всемогущего Аллаха. Он величественнее Джабраила и Микаила. Он был с Посланником Аллаха, да благословит Аллах его и его род, сообщал ему вести, помогал ему. [А теперь] он — с Имамами после него“».

2. Было передано от Мухаммада ибн Яхьи, от Мухаммада ибн Хусейна, от Али ибн Асбата, от Асбата ибн Салима, который сказал: «Однажды [некий] человек из Хайта (поселения в Ираке — прим. пер.) спросил в моём присутствии Абу Абд-Аллаха (Имама Садыка), да будет мир с ним, о словах Великого и Всемогущего Аллаха „И таким же образом, [как пророкам до тебя], внушили Мы в откровении тебе [Коран] Духом от повеления Нашего“ (42:52). Он сказал: „С тех пор как Великий и Всемогущий Аллах отправил этого Духа к Мухаммаду, да благословит Аллах его и его род, он не возносился на небеса и [сейчас] находится с нами, [с Ахль аль-Бейт]“».

3. Было передано от Али ибн Ибрахима, от Мухаммада ибн Исы, от Юнуса, от Ибн Мускана, от Абу Басыра, который сказал: «Я спросил Абу Абд-Аллаха (Имама Садыка), да будет мир с ним, о словах Всеблагого и Всевышнего Аллаха «И спрашивают они тебя о Духе. Скажи: „Дух от повеления Господа моего. И дано вам знание [о нём] очень малое“» (17:85). Он сказал: «Дух — это творение более величественное, чем Джабраил и Микаил. Он был с Посланником Аллаха, да благословит Аллах его и его род, [а теперь] он — с Имамами. И он — из царства Аллаха».

4. Было передано от Али, от его отца, от Ибн Абу Умейра, от Абу Айюба аль-Хаззаза, от Абу Басыра, который сказал: «Я слышал, как Абу Абд-Аллах (Имам Садык), да будет мир с ним, сказал [об аяте] «И спрашивают они тебя о Духе. Скажи: „Дух от повеления Господа моего. И дано вам знание [о нём] очень малое“» (17:85): „[Тут говорится] о существе более величественном, чем Джабраил и Микаил. Оно не было [приставлено] ни к кому в прошлом, кроме Мухаммада и Имамов, которых оно защищает. И не всё, о чём желают [узнать люди], может быть явлено [и доступно их разуму]“».

5. Было передано от Мухаммада ибн Яхьи, от Имрана ибн Мусы, от Мусы ибн Джафара, от Али ибн Асбата, от Мухаммада ибн Фудейля, от Абу Хамзы, который сказал: «Я спросил Абу Абд-Аллаха (Имама Садыка), да будет мир с ним, о знании: „Это знание, которое учёные приобретают с уст людей, или это [знание] из вашего Писания, которое вы получаете, читая его?“. Имам сказал: „Это дело важнее этого и более обязательно. Разве ты не слышал слова Великого и Всемогущего Аллаха: «И таким же образом, [как пророкам до тебя], внушили Мы в откровении тебе [Коран] Духом от повеления Нашего: не знал ты, что [есть] Писание, и не [знал о] вере» (42:52)?“. Затем он спросил: „Что твои товарищи говорят об этом аяте? Читают ли они его так, что он пребывал в неведении и о Писании, и о вере?“. Я ответил: „Да буду я жертвой за тебя! Я не знаю, что они говорят“. Тогда он сказал: „Да, он пребывал в неведении и о Писании, и о вере, пока Всевышний Аллах не отправил [к нему] упомянутого в Писании Духа. Так что когда этот Дух снизошёл к нему, он получил через него знание и [верное] понимание [вещей], и это — Дух, которого Всевышний Аллах отправляет к кому пожелает. Таким образом, когда Он приставляет его к [Своему] рабу, тот обучает его [верному] пониманию [вещей]“».

«Аль-Кафи», т. 1, глава 56, хадисы 1—6

6. Было передано от Мухаммада ибн Яхьи, от Мухаммада ибн Хусейна, от Али ибн Асбата, от Хусейна ибн Абу аль-А’ля, от Са’да аль-Аскафа, который сказал: «[Некий] человек пришёл к Повелителю верующих Али, да будет мир с ним, и спросил его о Духе: „Джабраил ли это?“. Он ответил: „Джабраил из числа ангелов, а Дух — это не Джабраил“. „Ты сказал нечто удивительное, — заявил тот. — Никто не думает, что Дух — это не Джабраил!“. Повелитель верующих ответил: „Ты — заблудший, который пересказывает от заблудших. Аллах сказал Своему Пророку: «Пришло повеление Аллаха — не пытайтесь же ускорить его! Пречист Он и превыше [всего] того, что придают [Ему] в сотоварищи! Ниспосылает [Аллах] ангелов с Духом» (16:1—2). Дух — не ангел“» («Аль-Кафи», т. 1, глава 56, хадис 6).

7. Было передано от Ахмада ибн Мухаммада ибн Хусейна ибн Саида, от Фадалята ибн Айюба, от Умара ибн Абана аль-Кальби, от Абу Басыра, который спросил Имама Садыка, да будет мир с ним, об аяте  «И спрашивают они тебя о Духе. Скажи: „Дух от повеления Господа моего. И дано вам знание [о нём] очень малое“» (17:85). Имам сказал: «Это — творение более великое, нежели Джабраил и Микаил. Оно было с Посланником Аллаха, да благословит Аллах его и его род, и прислуживало ему, [а теперь] оно с нами, Людьми [его] Дома (Ахль аль-Бейт)» («Басаир ад-дараджат», глава 18, хадис 5).

8. Было передано от Али ибн Хасана, от Али ибн Атийи аз-Зията через непрерывающуюся цепочку передатчиков, восходящую к Имаму Али, да будет мир с ним, который сказал: «Поистине, у Аллаха есть река под Его Троном (Арш), озаряемая Его светом, и на её краях — два сотворённых духа: Святой Дух и Дух от Его повеления» («Басаир ад-дараджат», глава 9, хадис 15).

9. Рассказывается, что к Имаму Садыку, да будет мир с ним, подошёл некий человек и спросил, означает ли слово «Рух» («Дух») то же самое, что и Джабраил, на что его светлость ответил: «Джабраил — это лишь один из ангелов, тогда как рух стоит выше ангелов. Разве не сказал Всевышний Аллах: „Ниспосылаются ангелы и Дух“ (97:4)?» («Аль-Бурхан», т. 4, с. 481).

10. Имам Бакир, да будет мир с ним, сказал об аяте «Ниспосылает [Аллах] ангелов с Духом по повелению Своему кому пожелает из рабов Своих» (16:2): «Джабраил нисходит к пророкам, а Дух присутствует с ними и с [их] преемниками и не оставляет их» (Кумми, «Мухтасар аль-басаир». с. 3).

11. У Имама Садыка, да будет мир с ним, спросили о словах Аллаха «Я сотворю человека из сухой [звонкой] глины, из очернённой [грязи] изменённой. Когда же завершу Я его [создание] и вдуну в него от Духа Моего, падите же пред ним ниц» (15:28—29): «Каким было это вдыхание?». Он сказал: «Дух (Рух) постоянно движется, как и ветер (рих), и он назван „Духом“ („Рух“), потому что это слово взято от „ветра“ („рих“). Это связано с тем, что Дух похож на ветер. Аллах приписал его Себе, сказав „Духа Моего“, потому что Он превознёс его над другими духами, подобно тому как Каабу он назвал „Своим домом“ среди прочих домов, а Посланника — „Своим Посланником“ среди прочих посланников. И всё это — сотворено, создано, преходяще и находится под властью Господа» («Аль-Кафи», т. 1, с. 103).

Поделиться
Отправить
Класснуть
Плюсануть


Комментарии приветствуются

Scroll Up