Что случится с землёй, если на ней не окажется Непорочного Имама?

Комментарии

Мы в Shia.world перевели для вас по главе из трёх старых авторитетных книг («Камаль ад-дин» шейха Садука, «Басаир ад-дараджат» шейха Саффара и «Аль-Кафи» шейха Кулейни), в которых затрагивается интересный вопрос: может ли земля существовать, если предположить, что на ней не останется ни одного живого Безгрешного Имама, проявленного или скрытого, а если не сможет, то что произойдёт с ней и с её обитателями?

1. Было передано от отца шейха Садука и Мухаммада ибн Хасана, от Са’да ибн Абд-Аллаха, от Мухаммада ибн Исы ибн Убейды и Мухаммада ибн Хусейна ибн Абу аль-Хаттаба, от Мухаммада ибн Фудейля, от Абу Хамзы ас-Сумали, который спросил Имама Садыка, да будет мир с ним: «Может ли земля остаться без Имама?». Он ответил: «Если на земле не будет Имама [хотя бы] на мгновение, она, воистину, исчезнет сама в себе!».

2. Было передано от Мухаммада ибн Хасана ибн Ахмада ибн Валида, от Мухаммада ибн Хасана ас-Саффара, от Аббаса ибн Ма’руфа, от Али ибн Махзияра, от Мухаммада ибн Хейсама, от Мухаммада ибн Фудейля, который сказал: «Я спросил Абу Хасана ар-Риду (Имама Резу), да будет мир с ним: „Может ли земля остаться без Имама?“. Он ответил: „Нет“. Тогда я сказал: „Было передано от Абу Абд-Аллаха (Имама Садыка), да будет мир с ним, что земля не останется без Имама, если только Аллах не разгневается на людей или Своих рабов“. Имам сказал: „Она не останется [без него, ибо если это произойдёт, она] исчезнет сама в себе“».

3. Было передано от отца шейха Садука и Мухаммада ибн Хасана, от Са’да ибн Абд-Аллаха, от Мухаммада ибн Исы ибн Убейды, от Абу Абд-Аллаха Закарийи ибн Мухаммада аль-Му’мина, от Абу Хараса, от Имама Бакира, да будет мир с ним, который сказал: «Если Имам на какое-то мгновение будет оторван от земли, то она исчезнет вместе со [всеми] её обитателями, подобно тому, как море, [взметнувшись], исчезает со всем, что в нём [находится]».

4. Было передано от отца шейха Садука, от Са’да ибн Абд-Аллаха, от Ахмада ибн Мухаммада ибн Исы и Ибрахима ибн Махзияра, от Хусейна ибн Саида, от Абу Али аль-Баджали, от Абана ибн Усмана, от Зурары ибн Уйюна, от Имама Садыка, который сказал в конце предания об Имаме Хусейне, да будет мир над ними обоими: «Если довода Аллаха не останется на земле, то она будет уничтожена вместе со [всем] тем, что [находится] в её недрах и на её поверхности, [ибо] земля не может быть лишена довода Аллаха [даже] на мгновение».

5. Было передано от отца шейха Садука, от Са’да ибн Абд-Аллаха, от Мухаммада ибн Хусейна ибн Абу аль-Хаттаба, от Абу Давуда Сулеймана ибн Суфьяна аль-Мустарика, от Ахмада ибн Умара аль-Халляля, который сказал: «Я спросил Абу Хасана ар-Риду (Имама Резу), да будет мир с ним, о том, [какое из утверждений], что были переданы от Абу Абд-Аллаха (Имама Садыка), да будет мир с ним, [верно]: „Земля не останется без Имама“ или „Она останется без Имама на ней“? Он ответил: „Упаси Аллах! Она не просуществует и мгновения, и воистину, поглотит саму себя!“».

6. Было передано от отца шейха Садука, от Хасана ибн Ахмада аль-Малики, от его отца, от Ибрахима ибн Абу Махмуда, от Имама Резы, да будет мир с ним, который сказал: «Мы — доводы Аллаха над Его творениями, Его наместники над Его рабами и поверенные в Его тайнах, и мы — слово покровительства и твёрдая вервь, и мы — свидетели [величия] Аллаха и Его знамений среди Его творений. Через нас Аллах удерживает небеса и землю от разрушения. Ради нас ниспадают дожди и простирается Божья милость. И земля никогда не была лишена Каима из нас, [Ахль аль-Бейт], будь он явным иль скрытым, и если она останется без довода Аллаха [хотя бы] на один день, то обрушится вместе со [всеми] её обитателями, подобно тому, как море, [взметнувшись], исчезает со всем, что в нём [находится]».

7. Было передано от отца шейха Садука, от Са’да ибн Абд-Аллаха ибн Джафара аль-Химияри, от Ибрахима ибн Махзияра, от его брата Али ибн Махзияра, от Мухаммада ибн Абу Умейра, от Саида ибн Абу Халафа, от Хасана ибн Зияда, который сказал: «Я слышал, как Абу Абд-Аллах (Имам Садык), да будет мир с ним, сказал: „Земля никогда не может быть лишена учёного [из числа непорочных доводов Аллаха], поcкольку без него ни одна из земных систем не сможет функционировать и не будут исправлены людские [пороки]“».

8. Было передано от отца шейха Садука, от Са’да ибн Абд-Аллаха ибн Джафара аль-Химияри, от Ибрахима ибн Махзияра, от его брата Али ибн Махзияра, от Хасана ибн Али аль-Хаззаза, от Ахмада ибн Умара, который спросил Имама Казыма, да будет мир с ним: «Может ли земля остаться без Имама?». Он ответил: «Нет». Передатчик сказал: «До нас дошло, что этого не случится, если только Аллах не разгневается на Своих рабов». «[В таком случае] она не сможет остаться [в целости] и исчезнет, поглотив саму себя», — пояснил Имам.

9. Было передано от отца шейха Садука и Мухаммада ибн Хасана, от Са’да ибн Абд-Аллаха и Абд-Аллаха ибн Джафара, от Мухаммада ибн Исы и Мухаммада ибн Хусейна ибн Абу аль-Хаттаба, от Абу Абд-Аллаха аль-Му’мина и Хасана ибн Али ибн Фаддаля, от Абу Хараса, от Имама Бакира, да будет мир с ним, который сказал: «Если Имам будет изъят из земли, то она исчезнет вместе со [всеми] её обитателями, подобно тому, как море, [взметнувшись], исчезает со всем, что в нём [находится]».

10. Было передано от отца шейха Садука и Мухаммада ибн Хасана, от Са’да ибн Абд-Аллаха и Абд-Аллаха ибн Джафара, от Мухаммада ибн Исы и Мухаммада ибн Хусейна ибн Абу аль-Хаттаба, от Мухаммада ибн Синана, от Хамзы Тайяра, который сказал: «Я слышал, как Абу Абд-Аллах (Имам Садык), да будет мир с ним, сказал: „Если никого не останется на земле, кроме двоих, то один из них [непременно] будет доводом Аллаха“. Или же он сказал: „Второй из них — довод Аллаха“». И это сомнение — от Мухаммада ибн Синана.

11. Было передано от отца шейха Садука и Мухаммада ибн Хасана, от Са’да ибн Абд-Аллаха и Абд-Аллаха ибн Джафара, от Мухаммада бин Исы, от Юнуса ибн Абд ар-Рахмана, от Абу Саббаха, от Имама Садыка, да будет мир с ним, который сказал: «Воистину, Аллах, Свят Он и Велик, не оставляет землю, кроме как с учёным [из числа Своих непорочных доводов], который осведомлён обо всех преувеличениях и недостатках, так что если верующие будут излишествовать в каких-либо [убеждениях], он сможет вернуть их [к пределам, установленным Аллахом], а если у них есть несовершенство в чём-то, он сможет исправить его для них. И если бы это было не так, дела верующих были бы им неведомы».

12. Было передано от отца шейха Садука и Мухаммада ибн Хасана, от Са’да ибн Абд-Аллаха и Абд-Аллаха ибн Джафара, от Мухаммада ибн Исы, от Юнуса ибн Абд ар-Рахмана, от Ибн Мускана, от Абу Басыра, от Имама Садыка, да будет мир с ним, который сказал: «Воистину, Аллах, Всемогущ Он и Свят, не оставит землю без Имама! Если бы это произошло, то была бы неотличима правда ото лжи».

13. Было передано от отца шейха Садука и Мухаммада ибн Хасана, от Са’да ибн Абд-Аллаха и Абд-Аллаха ибн Джафара, от Якуба ибн Язида, от Ахмада ибн Хиляля, когда тот был на истинном пути, от Мухаммада ибн Абу Умейра, от Узайнаха, от Зурары, который спросил у Имама Садыка, да будет мир с ним: «Может ли Имам уйти из жизни, не оставив никого в наследники [после себя]?». Имам ответил: «Это невозможно». Зурара переспросил: «Может ли так случиться?». «Нет, это никогда не случится», — повторил Имам, а затем добавил: «Если только Аллах, Всемогущ Он и Свят, не разгневается на Свои творения и не расправится с ними, [забрав к Себе всех Имамов и не оставив ни одного из них на земле]».

14. Было передано от отца шейха Садука и Мухаммада ибн Хасана, от Абд-Аллаха ибн Джафара, от Мухаммада ибн Ахмада, от Абу Саида аль-Усфури, от Амра ибн Сабита, от его отца, от Имама Бакира, да будет мир с ним, который сказал: «Если земля останется без Имама из нас, [Ахль аль-Бейт, хотя бы] на один день, то провалится сама в себя со всеми своими обитателями и Аллах покарает их наихудшим из наказаний. Воистину, Аллах, Свят Он и Велик, установил нас Своими доводами на Своей земле и сделал нас покровителями её обитателей: пока один из нас присутствует [в этом мире], обитатели земли пребывают в безопасности, а когда Аллах намеревается уничтожить их, не дав им отсрочки, или желая им милости, то убирает нас от них и возносит к Себе, а затем делает всё, что Ему угодно!».

15. Было передано от отца шейха Садука и Мухаммада ибн Хасана, от Абд-Аллаха ибн Джафара аль-Химияри, от Ахмада ибн Хиляля, от Саида ибн Джанната, от Сулеймана аль-Джафари, который спросил Имама Резу, да будет мир с ним: «Может ли земля остаться без довода Аллаха?». Он ответил: «Если на земле не будет довода Аллаха хотя бы на мгновение, то она провалится сама в себя вместе со [всеми] её обитателями».

16. Было передано от Мухаммада ибн Хасана, от Са’да ибн Абд-Аллаха и Абд-Аллаха ибн Джафара аль-Химияри, от Мухаммада ибн Исы, от Али ибн Исмаила аль-Мисами, от Салабы ибн Маймуна, от Абд аль-Али ибн Айяна, от Имама Бакира, да будет мир с ним, который сказал: «Аллах не оставляет землю без учёного [из числа Своих непорочных доводов], который отсекал бы то, что они, [люди], преувеличивают [в религии], и дополнял бы то, что они [в ней] преуменьшают. И если бы это было не так, дела людей стали бы для них запутанными».

17. Было передано от отца шейха Садука, от Абд-Аллаха ибн Джафара аль-Химияри, от Ахмада ибн Мухаммада ибн Исы, от Хусейна ибн Саида, от Фаддаля ибн Айюба, от Давуда, от Фудейля ар-Рассана, который сказал: «Мухаммад ибн Ибрахим написал [в письме] Абу Абд-Аллаху (Имаму Садыку), да будет мир с ним: „Расскажи нам о превосходстве вас, Ахль аль-Бейт“. Абу Абд-Аллах ответил ему: „Воистину, звёзды помещены на небеса для сохранения обитателей небес, и если они исчезнут с небес, их обитатели получат то, что им было обещано! Посланник Аллаха, да благословит Аллах его и его род, сказал: «[Аллах] сделал моё [семейство], Ахль аль-Бейт, средством защиты для моей общины: когда оно исчезнет, людям воздастся то, что им было обещано»“».

18. Было передано от Мухаммада ибн Умара аль-Хафиза аль-Багдади, от Ахмада ибн Абд-Аллаха аль-Азиза ибн Джа’ди Абу Бакра, от Абд ар-Рахмана ибн Салиха, от Убейдуллаха ибн Мусы, от Мусы ибн Убейды, от Ияаса ибн Саламаха, от его отца в хадисе, восходящему к Непорочному Имаму, да будет мир с ним, который привёл слова Пророка Мухаммада, да благословит Аллах его и его род: «Звёзды служат безопасности обитателей небес, а моё [семейство], Ахль аль-Бейт, является [залогом] сохранения моей общины».

19. Было передано от Мухаммада ибн Умара, от Абу Бакра Мухаммада ибн Сирри ибн Сахля, от Аббаса ибн Хусейна, от Абд аль-Малика ибн Харуна ибн Антары, от его отца, от его деда, от Имама Али, да будет мир с ним, который привёл слова Пророка Мухаммада, да благословит Аллах его и его род: «Звёзды оберегают жителей небес, и если они исчезнут, то жители небес исчезнут [вместе с ними], а моё семейство, Ахль аль-Бейт, является [залогом] сохранения жителей земли: когда оно исчезнет, [вслед за ним] исчезнут и [все] люди».

20. Было передано от отца шейха Садука, от Са’да ибн Абд-Аллаха, от Ахмада ибн Мухаммада ибн Исы, от Аббаса ибн Ма’руфа, от Абд-Аллаха ибн Абд ар-Рахмана аль-Басри, от Абу Магры аль-Хумаиды ибн Мусанны аль-Иджли, от Абу Басыра, от Хейсама Джуфи, от Имама Бакира, да будет мир с ним, который сказал: «Мы — „Сторона Аллаха“ („Джамбуллах“). Мы — Его водоём и Его избранники. Мы — преемники [всех] пророков. Мы — доверенные лица Аллаха, Всемогущего и Возвышенного. Мы — Его [убедительные] доводы. Мы — столпы веры. Мы — основа ислама. Мы — милость Аллаха к Его творениям. Мы — те, посредством которых всё началось и посредством которых всё завершится. Мы — Имамы [прямого] руководства. Мы — свет во мраке. Мы — минареты наставления. Мы — первые и последние. Мы — [живой] пример для подражания. Тот, кто привязался к нам [своим сердцем и возлюбил нас], приобрёл истину, а тот, кто оставил нас [и отверг], утонул [в заблуждении]. Мы — вожди с белыми лбами. Мы — лучшие творения Аллаха. Мы — ясная и прямая дорога к Нему. Мы — Его щедрость, [проявленная] к творению. Мы — освещённый путь. Мы — залежи пророчества и место его размещения. Мы — те, кого навещают ангелы. Мы — светильники [мудрости] для тех, кто признаёт наш свет. Мы — стезя истины для тех, кто следует за нами. Мы являемся проводниками в Рай и [твёрдой] вервью ислама. Мы — мост, по которому пройдут непревзойдённые, и который оставят погубленные. Мы — высочайшие вершины. Мы — те, через кого Аллах посылает Своим [рабам] милость и через кого проливает [на землю] дождь. Мы — те, [по причине существования которых] от вас отвращается наказание. Тот, кто познал и признал нас, понял наши права и принял наше руководство, — из нас и [ведёт других] к нам».

21. Было передано от отца шейха Садука, от Са’да ибн Абд-Аллаха, от Ахмада ибн Мухаммада ибн Исы, от Хусейна ибн Саида, от Хаммада ибн Исы, от Ибрахима Умара аль-Йамани, от Абу Туфейля, от Имама Бакира, да будет мир с ним, который сказал: «Посланник Аллаха велел Повелителю верующих, да будет над ними обоими мир и благословение Аллаха: „Запиши то, что я тебе продиктую“. „О Посланник Аллаха, ты опасаешься, что я забуду [это]?“ — спросил Али. „Нет, — ответил Пророк. — Я не беспокоюсь о том, что ты [можешь] запамятовать [мои слова] — я молю Аллаха, чтобы Он сделал вас помнящими [их] и защитил вас от забывчивости, но ты [должен] записать [это] для своих соучастников“. „Кто мои соучастники?“ — спросил Али. Посланник Аллаха ответил: „[Одиннадцать] Имамов из твоего потомства, благодаря которым на мою общину будут [проливаться] дожди, посредством которых будут приняты мольбы [верующих], через кого Аллах отвратит от них бедствия и ради которых на землю будет снисходить [Божья] милость“. И он указал на Хасана и заявил: „Он будет первым [Имамом]“, потом махнул рукой в сторону Хусейна и сказал: „[Остальные девять] Имамов произойдут из его потомства“».

22. Было передано от Мухаммада ибн Ахмада аль-Шайбани, от Ахмада ибн Яхьи ибн Закарийи аль-Каттана, от Бакра ибн Абд-Аллаха ибн Хабиба, от Фадля ибн Сакра аль-Абди, от Абу Муавии, от Сулеймана ибн Мехрана аль-А’маша, от Имама Садыка, от его отца Имама Бакира, от его отца Имама Саджада, да будет мир над ними всеми, который сказал: «Мы, [Ахль аль-Бейт], — предводители мусульман и доводы Аллаха для всего мироздания. Мы — вожди верующих и блистательные руководители, и у нас — абсолютная власть над верующими. Мы — такой же [залог] безопасности для людей на земле, как звёзды — для обитателей небес, а также те, ради кого Всевышний Аллах удерживает небо от падения на землю и защищает жителей земли от землетрясения; благодаря нам выпадают дожди, а из земли выводятся и распределяются [всевозможные] блага. Если никто из нас не останется на земле, то она поглотит [всех] своих обитателей. Всемогущий Аллах [никогда] не оставлял землю без [Своего] довода [в лице Непорочного Имама] со времён сотворения пророка Нуха, будь то видимого и явного или невидимого и сокрытого, и земля не будет лишена [такого] довода вплоть до Судного дня. И если бы его не было, никто бы не стал поклоняться Аллаху». Некто спросил: «Тогда как же люди извлекают пользу от невидимого и скрытого довода?». «Так же, как они получают пользу от солнца, скрытого за облаками», — ответил Имам.

23. Было передано от отца шейха Садука, от Са’да ибн Абд-Аллаха, от Ибрахима ибн Хашима, от Исмаила ибн Маррара, от Юнуса ибн Абд ар-Рахмана, от Юнуса ибн Якуба, который сказал: «Группа сподвижников собралась вокруг Абу Абд-Аллаха (Имама Садыка), да будет мир с ним, и среди них были: Хумран ибн Айян, Мухаммад ибн ан-Ну’ман, Хишам ибн Салим и Ат-Тайяр; с ними [также] был Хишам ибн аль-Хакам, который был [ещё] молод. Абу Абд-Аллах сказал ему: „О Хишам! Не расскажешь ли ты, как спорил с Амром ибн Убейдом? О чём ты его спрашивал?“. „О сын Посланника Аллаха! Я очень уважаю тебя, но мой язык связан из-за стеснения перед тобой…“, — признался Хишам. „Делай так, как тебе велено“, — потребовал Абу Абд-Аллах, и Хишам стал рассказывать: „До меня дошла весть о положении Амра ибн Убейды, что он сидит в мечети Басры, [обучая других людей]. Это обеспокоило меня, поэтому я отправился на встречу с ним. В пятницу я уже был в Басре. Когда я пришёл в тамошнюю мечеть, то обнаружил большое скопление [людей], окруживших Амра ибн Убейду, который был одет в чёрную шерстяную ткань, [обхватывающую] его талию, а другая [была] за плечами. Люди задавали ему вопросы. Я попросил тех, кто стоял вокруг него освободить мне дорогу, что они и сделали, и я сел на колени в заднем ряду [среди] учащихся. И тогда я обратился [к Амру ибн Убейде]: «О знающий учёный! Я — незнакомец, [пришедший издалека]. Позволишь ли ты мне задать вопрос?». Он ответил: «Да». Я спросил его: «У тебя есть глаза?». Он ответил: «О мой сын! Что это за вопрос? Как ты можешь сомневаться в [очевидных вещах], которые видишь?». «Но таков мой вопрос», — возразил я. Он сказал: «О сын мой, спрашивай, хоть твой вопрос и глуп!». «Тогда ответь на мой вопрос», — настоял я. «Задай [его снова]», — попросил он. Я спросил: «У тебя есть глаза?». Он ответил: «Да». Тогда я спросил: «Что ты делаешь ими?». Он ответил: «Я смотрю ими». Тогда я спросил: «Есть ли у тебя нос?». Он ответил: «Да». Тогда я спросил: «Что ты делаешь им?». Он ответил: «Я ощущаю им запахи». Тогда я спросил: «Есть ли у тебя уши?». Он ответил: «Да». Тогда я спросил: «Для чего они тебе?». Он ответил: «Я слышу ими». Тогда я спросил: «Есть ли у тебя сердце?». Он ответил: «Да». Тогда я спросил: «Что ты делаешь им?». Он ответил: «Я различаю [им] всё, что предоставляют мои чувства и части тела». Тогда я спросил: «Разве дело обстоит не так, что имея части своего тела, [у человека] нет потребности в сердце?». Он ответил: «Нет, [не так]». Тогда я спросил: «Как это возможно, ведь они крепки и здоровы?». Он ответил: «О мой сын! Когда части тела сомневаются во всём том, что пахнет, попробовано [на вкус] или услышано, они обращаются к сердцу, чтобы устранить сомнение и заменить его на определённость»“.

Хишам продолжил: „Я спросил у него: «Разве Аллах не назначил сердце, дабы устранить сомнения, [которые могут испытывать части] тела?». Он ответил: «Да». Тогда я спросил: «И без сердца части [тела] не смогут достичь определённости?». Он ответил: «Да». Тогда я сказал: «О Абу Марван! Аллах, Благословенный и Возвышенный, не оставил части тела без назначенного для них руководящего [органа] (имама), чтобы они смогли убедиться в истине и достичь уверенности о том, в чём сомневались. Как же тогда Он мог оставить все Свои творения в растерянности, сомнениях и разногласиях, не назначив никого Руководителем (Имамом), к которому они могли бы обратиться со своими сомнениями и смятениями, в то время как Он дал частям твоего тела руководство [сердца], к которому ты обращаешься со своими сомнениями и замешательством?». Он промолчал и ничего не ответил. Через какое-то время он повернулся ко мне и спросил: «Ты Хишам ибн аль-Хакам?». Я ответил: «Нет». Он спросил: «Ты один из его друзей?». Я ответил: «Нет». Он спросил: «Откуда ты?». Я ответил: «Я из людей Куфы». «Тогда ты, без сомнения, он», — заключил Ибн Убейда, обнял меня и освободил для меня своё место. И он ничего не говорил, пока я не встал»”».

Передатчик добавил: «Абу Абд-Аллах улыбнулся и поинтересовался: „О Хишам! Кто научил тебя этому?“. „Это — то, что я узнал и собрал от вас, [Ахль аль-Бейт]“, — ответил Хишам. Имам сказал: „Клянусь Аллахом, это записано в книгах Ибрахима и Мусы!“.

«Камаль ад-дин», т. 1, глава 21, хадисы 1—23

24. Было передано от Мухаммада ибн Хасана, от Абу Давуда аль-Мустарака, от Ахмада ибн Умара, который сказал: «Я спросил Абу Хасана (Имама Казыма), да будет мир с ним: „[Может ли] земля остаться без Имама, ведь мы передавали от Абу Абд-Аллаха (Имама Садыка), да будет мир с ним, [хадис, гласящий] что земля не останется [без Имама], если только Аллах не уничтожит [Своих] рабов?“. Он ответил: „Она не сможет существовать [без него] и взметнётся, [уничтожив всех своих обитателей, если его не будет]“».

25. Было передано от Мухаммада ибн Исы, от Мухаммада ибн Фудейля, от Абу Хамзы ас-Сумали, который сказал: «Я спросил Абу Абд-Аллаха (Имама Садыка), да будет мир с ним: „Может ли земля остаться без Имама?“. Он ответил: „Если бы земля осталась без Имама, она бы взметнулась [и уничтожила всех своих обитателей]“».

26. Было передано от Мухаммада ибн Исы, от Му’мина, от Абу Хара’са, который передал слова Имама Бакира, да будет мир с ним: «Если Имам будет изъят из земли [хотя бы] на мгновение, она взметнётся [и уничтожит всех] своих жителей так же, как морские волны [поглощают] своих обитателей».

27. Было передано от Мухаммада ибн Али ибн Исмаила, от Аббаса ибн Ма’руфа, от Али ибн Махзияра, от Мухаммада ибн Хейсама, от Мухаммада ибн Фудейля, который сказал: «Я спросил Абу Хасана ар-Риду (Имама Резу), да будет мир с ним: „Останется ли когда-нибудь земля без Имама?“. Он ответил: „Нет, [иначе] она погибнет вместе со [всеми] её обитателями“».

28. Было передано от Мухаммада ибн Сулеймана, от Са’да ибн Са’да, от Ахмада ибн Умара, который сказал: «Я спросил Абу Хасана ар-Риду (Имама Резу), да будет мир с ним: „[Может ли] земля остаться без Имама, ведь мы передавали от Абу Абд-Аллаха (Имама Садыка), да будет мир с ним, [хадис, гласящий], что земля не останется [без Имама], если только Аллах не уничтожит [Своих] рабов“. Он ответил: „Если бы земля осталась без Имама, она бы взметнулась [и уничтожила всех своих обитателей]“».

29. Было передано от Хусейна ибн Мухаммада, от Му’алы ибн Мухаммада, от Хасана ибн Али аль-Ваша, который сказал: «Я спросил [Имама] Резу, да будет мир с ним: „[Может ли] земля остаться без Имама?“. Он ответил: „Нет“. Я сказал, что мы передавали [хадис, гласящий], что земля не останется [без Имама], если только Аллах не уничтожит [Своих] рабов, на что он сказал: „Она не останется [без Имама. А если это случится, то] она взметнётся [и уничтожит всех своих обитателей]“».

30. Было передано от Мухаммада ибн Мухаммада, от Абу Тахира Мухаммада ибн Сулеймана, от Ахмада ибн Хиляля, от Саида, от Сулеймана аль-Джафари, который сказал: «Я спросил Абу Хасана ар-Риду (Имама Резу), да будет мир с ним: „Будет ли земля свободна от довода Аллаха?“. Он ответил: „Если земля останется без довода Аллаха хотя бы на мгновение ока, то взметнётся со [всеми] её обитателями“».

«Басаир ад-дараджат», с. 508

31. Имам Реза, да будет мир с ним, сказал: «Довод Аллаха к людям не утверждается без Имама, пока он не будет познан».

32. Имам Садык, да будет мир с ним, сказал: «Земля не останется без того, чтобы на ней не было Имама, ибо если верующие привнесут что-либо [лишнее], он отвергнет это, а если они убавят что-то [установленное Аллахом], он дополнит [это] для них».

33. Имам Садык, да будет мир с ним, сказал: «На земле никогда не переставал присутствовать довод Аллаха, который разъясняет людям дозволенное и запретное и призывает их [встать] на путь Аллаха».

34. Имам Бакир, да будет мир с ним, сказал: «Клянусь Аллахом, с момента смерти Адама, да будет мир с ним, Всевышний не оставлял землю без Имама, через которого находится путь к Нему; он является доводом Аллаха к Его рабам, и земля не остаётся без Имама — довода Аллаха к Его рабам».

35. Имам Бакир, да будет мир с ним, сказал: «Если Имам на короткое время будет удалён из земли, то она взметнётся со [всеми] своими обитателями, как взметается море со своими».

36. Имам Садык, да будет мир с ним, сказал: «Если всё человечество будет состоять из двух людей, то один из них [обязательно] будет Имамом». Он также сказал: «Последним, кто умрёт, будет Имам, дабы никто не мог заявить Великому и Всемогущему Аллаху, что Он оставил его без Своего довода к нему».

«Аль-Кафи», т. 1, с. 177—180

Поделиться
Отправить
Вотсапнуть
Класснуть
Плюсануть


Комментарии приветствуются

Scroll Up