Новое

Дискуссия Абана ибн Абу Айяша с Хасаном аль-Басри об узурпации власти после смерти Посланника Аллаха

Комментарии

В этом длинном предании Хасан аль-Басри — противник руководства Ахль аль-Бейт, пользующийся непререкаемым авторитетом среди приверженцев девиантных исламских течений (суфиев, мутазилитов, кадаритов и т. п.), спорит с Абаном ибн Абу Айяшем, передатчиком «Книги Сулейма ибн Кайса», о тех, кто отнял законную власть у Имама Али после смерти Пророка Мухаммада, да будет над ними обоими мир и благословение Аллаха, прикрывая своё лицемерие ложным представлением о такыйе — вынужденном сокрытии убеждений перед угрозой физической расправы.

Благословение посредством земли, на которую ступала нога Повелителя верующих

Сулейм ибн Кайс аль-Хиляли сказал: «Я слышал, как Салман передал, что Посланник Аллаха, да благословит Аллах его и его род, сказал Али: „Если бы я не опасался, что люди из моей общины скажут о тебе то, что сказали христиане об Исе, сыне Марьям, то я сообщил бы им то, из-за чего они целовали бы следы твоих ног на земле“».

Достоинства Повелителя верующих со слов Хасана аль-Басри

Абан ибн Абу Айяш сказал: «Я рассказал Хасану ибн Абу Хасану, который находился в доме Абу Халифы, этот хадис. Хасан сказал: „Клянусь Аллахом, я слышал об Али два хадиса, которые я никому не рассказывал!“. Он рассказал хадис о приветствии ангелами Али и хадис о сражении в Ухуде. Затем я обнаружил оба [эти] хадиса в книге Сулейма, которые он передавал от Али.

Ложь Хасана аль-Басри, используемая им для оправдания своего лицемерия

Когда он рассказал нам эти хадисы, все покинули его, кроме меня и Абу Халифы, и я провёл ночь в его доме. Он сказал той ночью: „Если бы не некоторые хадисы, которые передают люди от Пророка, то я бы решил, что все люди с момента смерти Посланника Аллаха, кроме Али и его шиитов, погибли“. Я спросил: „О Абу Саид, Абу Бакр и Умар тоже?“. Он сказал: „Да“. Я спросил: „Что это за хадисы, о Абу Саид?“. Он ответил: „Слова Хузейфы: «Группа людей спасётся, а их последователи погибнут». Его спросили: «Как такое возможно?». Он сказал: «Если группа людей, у которых были заслуги в прошлом, совершат нечто [дурное], и за ними последуют те, у кого нет заслуг в прошлом, то те, у кого они были, спасутся, а их последователи — погибнут».

Также слова Посланника Аллаха Умару, когда он просил разрешения убить Хатиба ибн Абу Бальта: «Откуда тебе знать, Умар? Возможно Аллах сказал о воевавших при Бадре, и ангелы были свидетелями: „Я простил их, и пусть они делают, что пожелают!“». Также хадис Джабира ибн Абд-Аллаха аль-Ансари о том, что Посланник Аллаха упомянул два деяния. Люди спросили: «Что это за деяния?». Посланник Аллаха сказал: «Кто встретит Аллаха, не придавая ему сотоварища, войдёт в Рай, а кто встретит Его, являясь многобожником, войдёт в Ад». И лишь благодаря этим хадисам я полагаю, что Абу Бакр, Умар, Усман, Тальха и Зубейр спасутся»“.

Я спросил: „Ты считаешь, что поступки Абу Бакра и Умара подобны поступкам Усмана, Тальхи и Зубейра, если власть принадлежала Али по праву от Аллаха и Его Посланника?“. Он ответил: „О глупец! Не говори «если», ибо, клянусь Аллахом, власть принадлежала Али, исключая их всех! Как же может быть иначе, если ему были присущи четыре достоинства?“. Я спросил: „О каких четырёх достоинствах ты говоришь?“. Он ответил: „Слова Посланника Аллаха об Али и его назначение преемником в Гадир Хуме. Слова Посланника Аллаха при завоевании Табука: «Ты по отношению ко мне подобен Харуну по отношению к Мусе, кроме пророчества». Если бы было что-то ещё, кроме пророчества, то Посланник Аллаха сообщил бы об этом, а нам известно, что власть (халифат) — это не пророчество.

Также последняя проповедь Посланника Аллаха к людям, после которой он вошёл в свой дом и больше не выходил из него: «О люди, я оставляю вам две вещи, ухватившись за которые, вы никогда не заблудитесь — Книгу Аллаха (Коран) и Ахль аль-Бейт! Милостивый сообщил мне, что они не разделятся, пока не встретятся со мной у райского водоёма. Не разделятся, вот так (и он соединил два указательных пальца), а не так (и он соединил указательный палец и средний), ибо один из них предшествует второму. Не опережайте их, ибо погибнете, и не стремитесь учить их, ибо они более знающие, чем вы!».

И Посланник Аллаха велел Абу Бакру и Умару признать Али Повелителем верующих. Клянусь Аллахом, если дозволено нам просить прощения за Усмана, Тальху и Зубейра, когда мы знаем, сколько они всего натворили, то мы можем просить и за них двоих!

Что касается Тальхи и Зубейра, то они присягнули Али добровольно, и я был свидетелем этого. Никто не принуждал их. Затем они нарушили присягу и пролили кровь, которую Аллах запретил проливать, стремясь к этому миру и желая власти, и нет большего греха после многобожия, чем пролитие крови, которую Аллах запретил проливать!

Что касается Усмана, то он приблизил к себе презренных и отдалил благочестивых. Он дал приют тем, кого изгнал Посланника Аллаха, и изгнал друзей Аллаха, таких как Абу Зарр и группу [других] благочестивых. Он наделял богатых имуществом и правил не в соответствии с тем, что ниспослал Аллаха. Его проступки многочисленны, их невозможно сосчитать. Самый большой из них — сожжение Книги Аллаха, и ещё хуже — прочтение молитвы в четыре рак’ата, в противовес тому, как поступал Посланник Аллаха“.

Я спросил: „И после этого ты просишь Аллаха его помиловать и говоришь о его преимуществе [над Али]?“. Он ответил: „Я поступаю так, чтобы это услышали его сторонники, эти угнетатели и тираны — Хаджадж, Ибн Зияд до него и его отец. Если бы ты знал, что того, кого заподозрят в ненависти к Усману и любви к Али и Ахль аль-Бейт они истязают, увечат и убивают! Ведь Посланник Аллаха сказал: «Верующий не должен принижать себя»“. Я спросил: „Как верующий может принизить себя?“. Он сказал: „Столкнуться с испытанием и не иметь возможности вынести его и преодолеть. Я слышал, как Али, в день, когда был убит Усман, передал слова Посланника Аллаха: «Такыйя (сокрытие убеждений) — часть религии Аллаха, и нет религии у того, у кого нет такыйи. Клянусь Аллахом, если бы не такыйя, то никто не поклонялся бы Аллаху в царстве Иблиса!». Его спросили: «Что такое „царство Иблиса“?». Посланник Аллаха сказал: «Когда людьми правит имам заблуждения — это царство Иблиса, [возобладавшее] над Адамом, а когда ими правит Имам наставления — это царство Адама, [возобладавшее] над Иблисом». Затем он (Али) шепнул кое-что Аммару и Мухаммаду ибн Абу Бакру, и я услышал. Он сказал: «С момента смерти вашего Пророка вы живёте в царстве Иблиса из-за того, что оставили меня и последовали за другими».

О присяге людей Али после убийства Усмана

Затем он избегал людей в течение трёх дней, они искали его, нашли в хижине, принадлежавшей племени Бану Наджар и сказали: «Мы советовались в течение трёх дней о власти, и поняли, что никто не достоин её более, чем ты! Именем Аллаха, не дай общине Мухаммада пропасть! Никто не должен быть правителем, кроме тебя!». Они присягнули ему, и первыми, кто это сделал, были Тальха и Зубейр. Затем они прибыли в Басру, лживо утверждая, что были принуждены к присяге.

Затем пришёл человек из Махры и встал сбоку от Мухаммада ибн Абу Бакра. Али спросил его: «О брат из Махры, ты пришёл присягнуть?». Он ответил: «Да». Али спросил: «Ты присягаешь мне, признавая, что власть после смерти Посланника Аллаха должна была перейти мне, а Ибн Абу Куфаха (Абу Бакр) несправедливо и враждебно отнял её у меня, а затем после него [то же самое сделал] Умар?». Человек ответил: «Да», и присягнул ему добровольно, не будучи принуждённым»“.

Я спросил Хасана: „И все присягнули ему на основании этого?“. Он сказал: „Нет — лишь те, кто верил в него и доверял ему!

О брат из племени Абд аль-Кайс, если нам позволено просить прощения за Усмана, когда он совершил множество грехов и нечестивых поступков, то позволено попросить прощения и за них двоих, ведь они не проливали кровь, были добродетельными в правлении и поведении и не вершили тех преступных деяний, которые вершил Усман. Они не нарушали присягу, подобно Тальхе и Зубейру, не проливали кровь, стремясь к этому миру и власти, хотя оба и слышали, как Посланник Аллаха предостерегал от того, что они совершили, и оставили повеление Аллаха и Его Посланника после донесения до них довода и разъяснения. Если ты скажешь, что Абу Бакр и Умар слышали, что Посланник Аллаха сказал об Али, то это слышали и Усман с Тальхой и Зубейром, а затем пролили кровь в войнах, чего не делали Абу Бакр и Умар.

Первый, кто создал заблуждение в общине

Если ты скажешь, что они были первыми, кто открыл двери для этого, основал это и привнёс смуту в эту общину, присвоив себе то, что они определённо знали им не принадлежит, но Аллах определил это для другого, а также что они признали Али Повелителем верующих, а затем спросили Посланника Аллаха: «От Аллаха ли это и Его Посланника?», и Посланник Аллаха ответил: «Да, от Аллаха и Его Посланника», то это будет справедливо. Абу Зарр, Микдад и Салман рассказали мне после признания Али Повелителем верующих, что Посланник Аллаха сказал: «Если общину возглавляет человек, и при этом есть кто-то умнее него, то их дело будет ухудшаться, покуда они не вернутся к тому, что оставили».

Признание Али наместником (халифом) Посланника Аллаха всеми сподвижниками

О брат из племени Абд аль-Кайс, Абу Бакр, Умар, Усман, Тальха, Зубейр и все сподвижники Посланника Аллаха не сомневались и не разногласили в том, что Али ибн Абу Талиб раньше всех принял ислам, обладал большими знаниями, [чем они], был усерднее в борьбе на пути Аллаха, был великим воином и защищал Посланника Аллаха ценой своей жизни. И когда с Посланником Аллаха случалось несчастье, близилось сражение или завоевание крепости, он отправлял Али в первом ряду, доверяя ему и зная о его достоинствах. Он был самым знающим о Книге Аллаха и сунне Его Посланника, самым дорогим человеком для Посланника Аллаха и его преемником.

Каждый день и каждую ночь он уединялся с Посланником Аллаха. Когда спрашивал он, Посланник Аллаха отвечал, а если он молчал, то Посланник Аллаха сам начинал [обучать его]. Он не нуждался ни в ком после Посланника Аллаха относительно знаний и правильного понимания, но все люди нуждались в нём. У него были заслуги и достоинства, не описанные в Коране, которых больше не было ни у кого. Он был самым щедрым и великодушным, а также самым храбрым сердцем. Не было у него подобия в его наилучших качествах, в его аскетизме и усердии. Среди его особого положения, дарованного ему Аллахом, — то, что в первую пору (до того, как Посланник Аллаха покинул этот мир) никто не опередил его в благих поступках, и никого Посланник Аллаха не назначал над ним главным и не ставил впереди него в молитве“».

Ответ на «достоинство» Абу Бакра из-за молитвы, которую Абу Бакр возглавил, когда умирал Посланник Аллаха

Абан сказал: «Я спросил: „О Абу Саид, разве Посланник Аллаха не велел Абу Бакру возглавить молитву?“. Он ответил: „Куда тебя занесло, Абан? Али не находился с людьми, с которыми Абу Бакру было велено совершать молитву, — он был с Посланником Аллаха, ухаживал за ним, принимал завет Посланника Аллаха и молился с ним. Кроме того, Абу Бакр не возглавил молитву, ибо пришёл Посланник Аллаха, отодвинул его и возглавил молитву [сам]. Клянусь Аллахом, я слышал как Али сказал: «Посланник Аллаха во время своей болезни открыл для меня тысячу дверей знаний, каждая из которых открывает ещё тысячу»!

Затем, после смерти Посланника Аллаха, он (Али) проявлял терпение перед угнетением, а когда нашёл себе сторонников, он сражался за толкование Корана, как когда-то сражался [вместе с Посланником Аллаха] за его ниспослание. Он призывал к благому и отвращал от порицаемого, сражался на пути Аллаха, покуда не принял мученическую смерть. Он встретил Аллаха чистым, непорочным, счастливым, мучеником, благим. Он сражался с теми, с кем велел ему сражаться Аллах и Его Посланник: «Нарушителями [присяги], отклонившимися и отступниками»“».

Хасан аль-Басри выдаёт своё лицемерие за сокрытие убеждений

Абан сказал: «Хасан рассказал мне это в первую эпоху деятельности Хаджаджа. Он прятался в доме Абу Халифы и был тогда шиитом. Когда он стал взрослым человеком и обрёл известность, я услышал те [нехорошие вещи], что он говорит об Али, уединился с ним и напомнил ему о том, что он мне рассказывал про Али раньше. Он сказал: „Не выдавай меня! Я сделал то, что сделал, лишь для того, чтобы уберечь свою жизнь! Если бы я не сделал этого, меня бы повесили!“».

«Книга Сулейма ибн Кайса аль-Хиляли», хадис 58

Поделиться
Отправить
Вотсапнуть
Класснуть
Плюсануть


Комментарии приветствуются

Scroll Up