Новое

Доводы Абд-Аллаха ибн Джафара и Ибн Аббаса против Муавии

Комментарии

Когда Абд-Аллах ибн Джафар ибн Абу Талиб, племянник Имама Али, да будет мир с ним, пришёл на аудиенцию к Муавии ибн Абу Суфьяну, узурпатор обвинил его в «чрезмерном» почитании Хасана и Хусейна, да будет мир над ними обоими, которые в этот момент находились рядом. В результате Ибн Джафар и Ибн Аббас выступили с блестящими речами, опирающимися на Священный Коран и пророческую сунну, которыми вывели на чистую воду незаконность правления Муавии и его предшественников.

Абан ибн Абу Айяш передал от Сулейма ибн Кайса аль-Хиляли, который сказал: «Абд-Аллах ибн Джафар ибн Абу Талиб рассказал мне: „Я был у Муавии, со мной были Хасан и Хусейн, а возле него находились Абд-Аллах ибн Аббас и Фадль ибн Аббас. Муавия обратился ко мне, сказав: «О Абд-Аллах ибн Джафар, почему ты так почитаешь Хасана и Хусейна? Клянусь Аллахом, они не лучше тебя, а их отец не лучше, чем твой! Если бы их матерью была не Фатима, дочь Посланника Аллаха, то я бы сказал, что твоя мать Асма бинт Умейс не хуже неё!».

Меня охватила злость, с которой я не смог совладать, я разгневался и сказал ему: «Поистине, твоё знание о них ограничено, как и об их отце и матери! Клянусь Аллахом, они лучше меня, их отец лучше моего отца, а их мать лучше моей матери! Воистину, Муавия, ты пренебрёг словами, которые я слышал от Посланника Аллаха, да благословит Аллах его и его род, о них, их отце и матери, а я запомнил их, сохранил и передал!».

Муавия сказал: «Расскажи, что ты слышал, ибо тебя нельзя обвинить во лжи!». На этом собрании присутствовали также Хасан, Хусейн, Абд-Аллах ибн Аббас, Фадль ибн Аббас и Ибн Абу Ляхаб.

Омейяды — проклятое древо в Коране

Я сказал: «Я слышал, как Посланник Аллаха сказал, когда его спросили об аяте „И сделали Мы то видение, которое показали тебе, лишь искушением для людей, и то древо, проклятое в Коране“ (17:60):

„Поистине, я видел двенадцать мужчин — предводителей (имамов) заблуждения, что восходят на мой минбар и сходят с него, отвращая мою общину вспять [от религии]. Двое из них — курайшиты из племён Тейм и Ади, трое — из Омейядов, семеро — из рода Хакама ибн Абу аль-Аса“.

Я также слышал, как он сказал:

„Когда число потомков Абу аль-Аса достигнет тридцати, они сделают из книги Аллаха для себя доход, превратят рабов Аллаха в своих рабов, а богатства Аллаха сделают своей собственностью“.

Слова Посланника Аллаха о двенадцати Имамах

О Муавия, поистине, я слышал, как Посланник Аллаха спросил, находясь на минбаре, а я, Умар ибн Абу Саляма, Усама ибн Зейд, Са’д ибн Абу Вакас, Салман Фариси, Абу Зарр, Микдад и Зубейр находились перед ним: „Разве я не ближе к вам, чем вы сами?“. Мы ответили: „Да, о Посланник Аллаха!“. Он спросил: „Разве мои жёны не ваши матери?“. Мы ответили: „Да, о Посланник Аллаха!“. Затем он сказал:

„Кому я бы покровителем, тому и Али покровитель“.

Он ударил рукой по плечу Али и сказал:

„О Аллах, будь другом его друзьям и врагом для его врагов! О люди! Я ближе к верующим, чем они сами к себе, и нет у них [права] на правление наряду со мной: после меня это положение принадлежит Али, затем моему внуку Хасану, затем моему внуку Хусейну“.

Предания Посланника Аллаха о его мученической смерти, а также мученической смерти Имамов после него

Затем Посланник Аллаха сказал:

„О люди! Когда я стану мучеником, Али станет вашим покровителем. Затем станут мучениками Хасан, затем Хусейн, затем Али, сын Хусейна, и каждый из них будет вашим покровителем“.

Затем Посланник Аллаха обратился к Али: „О Али, ты застанешь его сына, так передай ему мир от меня. Затем его сын Мухаммад займёт его место, и ты, Хусейн, застанешь его, так передай ему мир от меня. Затем будут потомки Мухаммада, [приходящие] один за другим. Каждый из них будет ближе к верующим, чем они сами, и не будет у кого-либо наряду с ними [права] на правление — они будут наставленными [Аллахом] и наставляющими [Его творения]“.

Али ибн Абу Талиб встал, плача, и спросил: „Да будут мои родители жертвой за тебя, о Пророк Аллаха! Ты будешь убит?“. Посланник Аллаха ответил: „Да, я буду отравлен и погибну мучеником, а ты будешь убит мечом, и твоя борода окрасится кровью из твоей головы. Мой внук Хасан будет отравлен, а мой внук Хусейн будет убит мечом. Его убийца — тиран, сын тирана; самозванец, сын самозванца; лицемер, сын лицемера!“».

Смерть Абу Бакра, Умара и Усмана со слов Муавии

Муавия сказал: «О Ибн Джафар, ты сказал великую вещь, и если это правда, то погиб я и погибли трое, что были до меня, а также все, кто им подчинился, погибла община Мухаммада, все его сподвижники из мухаджиров и ансаров, кроме вас, Ахль аль-Бейт, ваших друзей и помощников!»“.

Ибн Джафар сказал: „Клянусь Аллахом, то, что я сказал, является правдой, и я слышал это от Посланника Аллаха!“. Муавия сказал: „Хасан, Хусейн, и ты, Ибн Аббас! Ибн Джафар говорит правду?“. Ибн Аббас сказал: „Если ты не веришь, то пошли за теми, о ком он сказал, и расспроси их об том“.

Муавия отправил за Умаром ибн Абу Салямой, Усамой ибн Зейдом и расспросил их. И они засвидетельствовали, что они слышали то, что рассказал Абд-Аллах ибн Джафар от Посланника Аллаха. Это было в Медине в первой год, когда община, [кроме немногих], сошлась на правлении Муавии“».

Сулейм сказал: «Я слышал, как Ибн Джафар рассказывал этот хадис в эпоху правления Умара ибн аль-Хаттаба».

Четырнадцать Непорочных — доводы Аллаха

Муавия, насмехаясь и не принимая его всерьёз, спросил: «О Ибн Джафар, ты слышал это о Хасане и Хусейне, а также об их отце. А что ты слышал об их матери?».

Абд-Аллах ибн Джафар сказал: «Я слышал, как Посланник Аллаха сказал: „Нет в Рае сада лучше, почтеннее и ближе к Трону моего Господа, чем тот, в котором буду находиться я. В нём будет четырнадцать человек: я, мой брат Али, который лучше остальных и более любим для меня, Фатима, Госпожа женщин Рая, Хасан, Хусейн и девять Имамов из числа потомков Хусейна. Все мы, четырнадцать человек, будем находиться там, очищенные Аллахом, наставленные и наставляющие.

Я — доносящий [истину] от Аллаха, а они — доносящие [истину] от меня и Аллаха. Они — доводы Аллаха над Его творениями, свидетели на Его земле, хранители Его знаний и Его мудрости. Кто подчинится им, тот подчинится Аллаху, а кто ослушается их, тот ослушается Аллаха. Земля не останется в сохранности и спокойствии, кроме как при их присутствии. Они будут оповещать общину о религии, дозволенном и запретном, направлять её к довольству Аллаха и отвращать от Его гнева. Они не будут разногласить между собой и не будет противоречий в их словах.

До Судного дня они наследуют то, что мой брат Али написал своей рукой под мою диктовку. Все люди на земле будут блуждать и находиться в растерянности, кроме них, а также их последователей (шиитов) и друзей. Они не станут нуждаться в ком-либо из людей в вопросах религии, но люди будут нуждаться в них. Они — те, подчинение кому Аллах связал в Своей Книге с подчинением Ему и Его Посланнику, сказав: «О те, которые уверовали! Повинуйтесь Аллаху и повинуйтесь Посланнику [Его] и обладателям [права] повеления1 из [семьи Пророка] вашего» (4:59)“».

Муавия посмотрел на Хасана, Хусейна, Ибн Абасса, Фадля ибн Аббаса, Умара ибн Абу Саляму и Усаму ибн Зейда и спросил: «Вы все подтверждаете то, что сказал Ибн Джафар?». И все ответили: «Да». Муавия сказал:

«О потомки Абд аль-Мутталиба, поистине, вы приписываете себе великое дело и опираетесь на сильные доводы, если они правдивы! Если то, что вы рассказали, является правдой, то погибла община Мухаммада, отступила от своей религии, а также нарушила завет их Пророка! Все, кроме вас, Ахль аль-Бейт, а также тех, кто разделяет ваше мнение, а таких мало среди людей!».

Доводы Ибн Аббаса против Муавии

Ибн Аббас посмотрел на Муавию и сказал: «Всевышний Аллах сказал в Своей Книге: „И не [будет] большинство людей, даже если [этого] страстно жаждешь ты, верующими!“ (12:103). Он также сказал: „Кроме тех, которые уверовали и совершали [деяния] праведные, — и мало их“ (38:24). Он сказал Нуху, да будет мир с ним: „И уверовало [вместе] с ним лишь малое [количество людей]“ (11:40).

И после этого ты удивляешься, Муавия? Ещё более удивителен пример сынов Израилевых, когда маги сказали Фараону: „Выноси же решение, какое [хочешь] ты исполнить! Воистину, [можешь] судить ты лишь в этой жизни ближайшей. Поистине, мы уверовали в Господа нашего“ (20:72—73). Они уверовали в Мусу, да будет мир с ним, поверили ему и последовали за ним. Муса отправился с ними и теми, кто последовал за ним из сынов Израилевых, перед ними разверзлось море, и видели они множество чудес, они уверовали в него, в Тору и его религию.

Как-то раз они проходили мимо людей, которые поклонялись идолам, и среди последователей Мусы нашлись такие, которые сказали: „О Муса! Сделай нам бога [подобно тому], как есть у них божества“ (7:138). Они создали тельца и стали поклоняться ему, все, кроме Харуна и его семейства (Ахль аль-Бейт). И самаритянин сказал им: „Это — бог ваш и бог Мусы“ (20:88). Затем Муса сказал им: „О народ мой! Войдите в землю святую, в которую предписал Аллах [войти] вам“ (5:21). Они ответили ему: „О Муса! Поистине, в ней [обитают] люди притесняющие, и мы никогда не войдём в неё, покуда не выйдут они оттуда. Если же выйдут оттуда, тогда мы войдём“ (5:22). И Муса сказал: „Господь мой! Не обладаю я [властью над кем-либо], кроме [как над] собою и братом моим: отдели же нас от [этого] народа нечестивого“ (5:25).

Эта община последовала их дурному примеру. У них были заслуги перед Посланником Аллаха, были они близки к нему. Они признавали религию Мухаммада и признавали Коран, пока Пророк не покинул их, а затем они разделились и ослушались своего Имама и Повелителя, и никто из них не остался верен завету их Пророка, кроме немногих людей, а остальные обратились вспять, как это сделали сподвижники Мусы, став поклоняться тельцу, кроме Харуна, его потомков и немногих членов его семьи.

Наш Пророк назначил [своим преемником] наилучшего человека в Гадир Хуме и других местах. Он велел людям подчиняться ему и оповестил их, что по отношению к нему самому он подобен Харуну по отношению к Мусе, а также, что он — покровитель каждого верующего после него, его преемник и наместник. Он сообщил, что всякий, кто подчинится ему, подчинится Аллаху, а кто ослушается его, ослушается Аллаха. Но [затем] они отвергли это, отступили и подчинились другим людям.

Посланник Аллаха отвергает избрание наместника (халифа) людьми

О Муавия, не известно ли тебе, что Посланник Аллаха, отправив отряд к Муте, назначил главным над ними Джафара ибн Абу Талиба, а затем сказал: „Если погибнет Джафар ибн Абу Талиб, то главным будет Зейд ибн Харис, а если погибнет он, — то Абд-Аллах ибн Раваха“. Он не принял того, чтобы они сами избрали себе предводителя, так мог ли он оставить свою общину, не назначив своего преемника? Напротив, он назначил, но люди оболгали Посланника Аллаха, и тем самым погибли, а вместе с ними [погибли и] их сторонники; заблудились [они] и ввели в заблуждение своих последователей».

Муавия сказал: «О Ибн Аббас, ты приводишь веские доводы, но объединиться под нашим руководством лучше, чем находиться в разногласии, а тебе известно, что твой люди не довольны твоим товарищем!».

Ибн Аббас сказал: «Я слышал, как Посланник Аллаха сказал:

„Не было общины, которая разногласила бы после её Пророка, чтобы последователи лжи не одержали верх над последователями истины“.

Эта община сошлась во многих вещах, таких, как свидетельство, что нет божества, [заслуживающего поклонения], кроме Аллаха, а Мухаммад — Его Посланник, пять молитв, закят, пост в месяц Рамадан, хадж к Дому Аллаха и многих других вопросах. Она также сошлась в запретности вина, прелюбодеяния, воровства, убийства, лжи, предательства и многих других вещей.

Но она разделилась в двух вопросах: из-за первого они стали сражаться друг с другом, проклинать друг друга и отрекаться друг от друга. Второй не стал причиной сражения, и некоторые из них дали свободу другим в этом вопросе, это — Книга Аллаха и сунна Его Пророка. И если происходило что-то новое, то они полагали, что об этом не сказано в Книге Аллаха и сунне Его Пророка. Что же до первого, то это — власть и наместничество (халифат), и то, что люди возомнили, что имеют на них больше прав, чем семейство (Ахль аль-Бейт) пророка.

Кто придерживался того, в чём нет разногласий между мусульманами, и оставил решение о том, в чём они имеются, на суд Аллаха, спасся от Огня, и Аллах не спросит его за то, в чём он сомневался относительно двух различных решений. А те, кому помог Аллах, и осветил их сердца, оповестив, кто является обладателями власти и хранителями знаний, будут счастливыми и друзьями Аллаха.

Все знания — у Ахль аль-Бейт

Имамы Ахль аль-Бейт — хранители [Божественного] послания, [в их дом] снисходило откровение и спускались ангелы, и лишь они обладают правом [повеления], ибо Аллах выделил их и заявил об их достоинствах в Своей Книге и посредством Своего Пророка. Знания находятся у них, и они — обладатели знаний, что знают внешнее и скрытое, явное и иносказательное, отменяющее и отменённое.

Собрание Корана

О Муавия, поистине, Умар ибн аль-Хаттаб в эпоху своего правления отправил меня к Али ибн Абу Талибу со словами: „Я желаю собрать Коран, пришли нам то, что у тебя записано из Корана“. Али сказал: „Отруби мне голову, но я не стану отправлять его ему!“. Я спросил: „Почему?“. Он ответил: „Поистине, Всевышний Аллах сказал в Коране: «Прикасаются к нему лишь очищенные» (56:79). Никто не получит его, кроме очищенных, то есть нас, [Ахль аль-Бейт], кого Аллах очистил всецело. «Затем дали Мы в наследие Писание тем рабам Нашим, которых избрали Мы» (35:32). Мы являемся теми, кого избрал Аллах, и к нам снисходило откровение“. Умар разгневался и сказал: „Поистине, Али ибн Абу Талиб считает, ни у кого нет знаний, кроме него! Всякий, кто что-то читает из Корана, должен прийти ко мне с этим!“. И Умар записывал, если двое зачитывали одно и то же, в ином случае — не записывал.

О Муавия, кто скажет, что что-то из Корана было потеряно, солжёт, ибо собран он и сохранён у истинных хранителей!

Нововведения в религию, основанные на личном мнении

Затем Умар приказал своим наместникам и губернаторам:

„Управляйте на основании своего мнения и следуйте тому, что считаете истиной“.

И когда он и некоторые его наместники сталкивались с проблемами, Али оповещал их о правильном решении. Но они принимали разные решения по одному и тому же вопросу, а Умар одобрял их, поскольку Аллах не даровал ему мудрость и знание правильного решения.

И каждая группа из мусульман считает, что является хранительницей знаний, и у них больше прав на власть, чем у Ахль аль-Бейт. Мы прибегаем к Аллаху от тех, кто отвергает их право, достаточно нам Аллаха, и Он — наилучший защитник!

Три группы людей по отношению к Ахль аль-Бейт

Люди делятся на три группы: верующие, что знают наше право, подчиняются нам и следуют за нами. Такие спасены и благородны. Враждующие с нами, отрекающиеся от нас и проклинающие нас, считающие дозволенной нашу кровь, отвергающие наше право: они являются неверующими и проклятыми многобожниками. И те, кто следует всему, в чём не разногласит община, оставляя на суд Аллаха то, в чём у неё есть разногласия относительно нашего руководства: они не питают вражды к нам, а решение об их судьбе находится у Аллаха».

Когда Муавия услышал это, то велел выделить Хасану и Хусейну по пятьсот тысяч дирхамов.

«Книга Сулейма ибн Кайса аль-Хиляли», хадис 42

Поделиться
Отправить
Вотсапнуть
Класснуть
Плюсануть


Комментарии приветствуются

Scroll Up