Новое

Этическое учение Корана

Комментариев нет

Уважаемые читатели! Мы с гордостью представляем вашему вниманию работу нашего брата Эмина Нариманова, получившую на конкурсе премию Российской Таможенной Академии как лучшая студенческая работа. Она посвящена, как следует из заголовка, этическому учению Корана, и раскрывает данный предмет в свете как традиционной мусульманской, так и современной философии.

Ислам — одна из мировых религий, определяющих жизнь и развитие многих стран и народов. Понять роль ислама в мировой истории и культуре можно только рассматривая его в неразрывной связи с содержанием главной книги мусульман — Кораном. Данная статья — одна из многочисленных попыток разобраться в этическом учении Корана.

Во имя Аллаха, Всемилостивого, Всемилосердного!

Коран (от араб. — «чтение вслух») — непреходящее Слово Аллаха, вложенное в уста Пророка Мухаммада, да благословит Аллах его и его род, через ангела Джабраила, да будет мир с ним. Он состоит из 114 глав (сур), которые в свою очередь делятся на аяты (от араб. — «знамение») или стихи. Откровения начали поступать в 610 г. и прекратились незадолго до смерти Пророка в 632 г. Коран в своём нынешнем виде оформился лишь в 650-е гг. по велению Усмана, третьего халифа. Суры располагаются не в том порядке, в котором Пророк, да благословит Аллах его и его семейство, их получал. Они расположены в соответствии с их объёмом: самые длинные — в начале книги, кроме суры «Аль-Фатиха» («Открывающая»), а самые короткие — в конце. Каждая сура получила название — «Корова», «Пчёлы», «Смоковица» и т. д., — хотя эти названия обычно не передают содержание суры, а всего лишь отражают её ключевые слова. В более длинных сурах яснее прослеживается тенденция к резким переходам от одного предмета к другому — как бы в потоке сверхсознания.

Аллах, свят Он и велик, не ниспосылал другого доказательства истинности Своей религии (ислама), кроме Корана. Коран есть чудо: «Moжeт быть, oни (неверные — Э. Н.) cкaжyт: „Измыcлил oн eгo“. Cкaжи: „Пpивeдитe жe cypy, пoдoбнyю eмy, и пpизывaйтe, кoгo вы мoжeтe, пoмимo Aллaxa, ecли вы пpaвдивы!“» (10:39). Чудо Корана сокрыто в пленительности стихов, благозвучии предложений и мелодичности призыва, которые никто не может повторить. Многие специалисты признают удивительно прекрасный слог Корана. Джастин Уинтл в своей книге «История ислама» отметил:

«Коран — это и священная книга, и памятник литературы; хотя его текст составлен в прозе, он содержит созвучия и ритмы и поэтому глубоко поэтичен; ни одно произведение арабской литературы не может в этом с ним сравниться».

В основе содержания Корана заложены следующие аксиомы: во-первых, Аллах есть Истинный Творец Вселенной и всего, что в ней находится; во-вторых, Коран — руководство к спасению от Аллаха. И вплоть до Дня Воскресения Аллах, свят Он и велик, охраняет его: «He пpиxoдит к нeй лoжь ни cпepeди, ни cзaди» (41:42).

Не только благодаря прекрасному слогу и вечным истинам Коран смог овладеть душами тех, кто в него верит. В популярном немецком политическом издании «Der Spiegel» находим следующее сравнение:

«В то время как Библия манит своими историями и притчами, полными чудес и сюрпризов, а также интригами и злодействами, Коран, скорее, — это хоровод из знаний и заповедей, чья последовательность — достаточно запутывая — не хронологична… Эта книга, которая ещё регулирует мельчайшие детали в жизни верующих: от разделения наследства до отлучения ребёнка от груди [матери]…».

Это позволило издательству сделать вывод, что

«Коран является, пожалуй, самой могущественной книгой мира», «более всеобъемлющей и суровой, чем священная книга христиан».

Коран не нуждается в дополнениях. Посредством Корана Аллах завершил для нac нaшy peлигию (5:3). «…Аллах — превелик Он — говорит: „Мы ничем не пренебрегли в Книге“ (6:38), и в ней — разъяснение всякой вещи. В Коране одна часть подтверждает другую, в нём нет противоречий: „И если бы был он не от Аллаха, то нашли бы в нём множество противоречий“ (4:48). Истинно, явное в Коране прекрасно, а скрытое — глубоко, и не иссякнут удивительные (сокровища) его, и не рассеется тьма, кроме как через него», — так говорил Повелитель правоверных Али ибн Абу Талиб, да будет мир с ним.

Коран есть Послание Аллаха, в котором Он, свят Он и велик, изложил всё, что нужно человеку, чтобы праведно жить в этом мире и заслужить достойное место в следующем. Он есть критерий Истины. Всё, что Корану противоречит, будь то национальные традиции, обычаи или ещё что-нибудь, должно полностью отвергаться, что не противоречит — приниматься к сведению. Утверждая это, Имам Али, да будет мир с ним, произнёс с кафедры мечети Куфы:

«Книга Господа вашего с вами: в ней — разъяснение дозволенного и запретного, обязательного и предпочтительного, отменяющего и отменного, разрешённого и нежелательного, общего и частного, в ней — притчи и примеры, длинные и краткие, явные и иносказательные, объясняющие сложное и делающее явным сокровенное».

А теперь перейду к моральной стороне коранического учения. Для этого необходимо ответить на вопрос: что такое мораль? Мораль — это ценностно-нормативная система, определяющая и регулирующая все сферы человеческой жизни (сознание, деятельность, отношения) на основании сформированных в культуре представлений о сущности человека.

Итак, человек в исламе — это, прежде всего, творение Бога: «Mы coтвopили чeлoвeкa лyчшим cлoжeниeм» (95:4). И не просто творение, но раб Его, ибо сказано в Коране: «Bcякий, кто в нeбеcax и на зeмлe, пpиxoдит к Mилocepднoмy тoлькo как paб» (19:93). Но возникает вопрос: в чём состоит отличие человека от других творений Божьих?

Пролить свет на эту проблему поможет коранический сюжет. «И вoт, cкaзaл Гocпoдь твой aнгeлaм: „Я ycтaнoвлю нa зeмлe нaмecтникa“. Oни cкaзaли: „Paзвe Tы ycтaнoвишь нa нeй тoгo, ктo бyдeт тaм пpoизвoдить нeчecтиe и пpoливaть кpoвь, a мы вoзнocим xвaлy Teбe и cвятим Teбя?“. Oн cкaзaл: „Пoиcтинe, Я знaю тo, чeгo вы не знaeтe!“. И нayчил Он Aдaмa вceм имeнaм, a пoтoм пpeдлoжил иx aнгeлaм и cкaзaл: „Cooбщитe Mнe имeнa этиx, ecли вы пpaвдивы“. Они cкaзaли: „Xвaлa Teбe! Mы знaeм тoлькo тo, чeмy Tы нac нayчил. Пoиcтинe, Tы — знaющий, мyдpый!“. Oн cкaзaл: „O Aдaм, cooбщи им имeнa иx!“. И кoгдa oн cooбщил им имeнa иx, тo Oн cкaзaл: „Paзвe Я вaм нe гoвopил, чтo знaю cкpытoe нa нeбecax и на зeмлe и знaю то, что вы oбнapyживaeтe, и то, что cкpывaeтe?“. И вoт, cкaзaли Mы aнгeлaм: „Пoклoнитecь Aдaмy!“. И пoклoнилиcь oни, кpoмe Иблиca. Oн oткaзaлcя и пpeвoзнёccя и oкaзaлcя нeвepyющим» (2:30—34). По мнению ведущих мусульманских учёных и мыслителей, а также специалистов в области толкования Корана, арабское слово «халифа», применённое здесь к человеку, означает наместника Аллаха на земле.

«И нayчил Он Aдaмa вceм имeнaм…». Толкователи Корана по-разному трактовали это высказывание. Однако остаётся общепринятым мнение, что оно подразумевает приобщение к тайным смыслам и свойствам вещей. Аллах, свят Он и велик, научил Адама этому знанию, чтобы тот на пути к достижению совершенства мог пользоваться достоинствами и преимуществами вещного мира.

Кстати сказать, в своём ответе их Господь, пречист Он и велик, не стал опровергать возникшие у них сомнения, а только сказал, что есть и другие более важные вещи, касающиеся человека и заложенных в нём способностей, о которых ангелы и не подозревают. Ангелы думали, что в поклонении и служении Господу лучше их никого не найти. Но они не учли, что их души и поступки не подвержены влиянию гнева, соблазнов и страстей, а потому их поклонение — это совсем не то, что служение и поклонение человека, снедаемого страстями и желаниями, со всех сторон окружённого соблазнами, которыми осаждает его сатана, да будет он проклят.

Таким образом, Аллах, свят Он и велик, сотворил человека и всё необходимое для него в этом мире, сделал его наместником на земле, научил его знанию и приказал никому не поклоняться, кроме Него. При этом Он даровал человеку то, чего нет ни у одного другого творения, кроме него, — свободу воли.

Возникает в связи с этим другой вопрос: в чём проявляется мудрость Творца, даровавшая человеку свободу воли в земной жизни? Какова конечная цель и смысл этой жизни?

В контексте религиозных учений настоящая цель жизни должна быть вне и выше сущности мира и человека. Ислам предопределяет стремление человека к праведной жизни. Коран учит, что тот, кто ведёт в этом мире слепую жизнь, и в жизни вечной будет слепым и заблудшим.

В сравнении с жизнью вечной обычная мирская жизнь считается начальной, низменной и обозначается как «жизнь ближайшая». Поэтому, даже будучи привлекательной, она не может восприниматься как идеал.

Если мы установим целью мирскую жизнь, то, с точки зрения Корана, добровольно влюбимся в абсолютный вакуум. Но зачем тогда Господь её создал? Если мы, не утопая в этой жизни и не погружаясь в неё с головой, воспримем её как наилучшую переправу, ведущую к жизни подлинной, то сделаем шаг к наивысшей цели, которую только можно представить для человеческого «я».

Возможно ли такое возвышение в этом мире? Согласно учению ислама не только возможно, но и является мотивом сотворения жизни, которым руководствовался Величайший Творец. В нескольких местах благословенного Корана упоминается об этой истине: «Чтобы он предостерегал тех, кто жив, и чтобы сбылось Слово относительно неверующих» (36:70). Те, кто готов прислушаться к зову пророков, разума и чистой совести, начинают подлинную жизнь: «Верующих мужчин и женщин, которые поступали праведно, Мы непременно одарим прекрасной жизнью» (16:97).

Таким образом, целью земной жизни в исламе является подготовка к вступлению в истинную жизнь. Что касается Рая, который считают целью жизни верующих, это отнюдь не только просторный сад с множеством яблонь, гранатов и рек. Рай есть отражение того уровня существования, которого человек достиг в этой жизни. Встреча с Богом, достижение Его довольства, погружение в вечную божественную красоту — всё это разные степени Рая.

Рассмотрим высказывания, касающиеся важнейшей этической проблемы добра и зла: «…И когда постигает их (людей — Э. Н.) добро, говорят: „Это — от Аллаха“, а когда постигает их зло, говорят: „Это — от тебя“. Скажи: „все — от Аллаха…“» и «Что постигло тебя из добра, то — от Аллаха, а что постигло из зла, то — от тебя самого…» (4:78—79).

Первый из процитированных аятов (78 в четвёртой суре) связан с понятием справедливости и причинно-следственных связей. Именно эти два аспекта во многом характеризуют отношение западной теологии к проблеме теодицеи (букв. — «богооправдания»). Суть в том, чтобы понять справедливость Бога, Который сотворил дьявола и, тем самым, в определённой степени подверг человека (наделённого свободой воли) испытанию соблазном неподчинения божественным заповедям.

Христианский катехизис прямо указывает на то, что Бог создал дьявола в образе Ангела Света (отсюда его второе имя: «Люцифер» — «Светоносный»), поскольку Бог — благ и не мог (!) поступить иначе. Последовавшее за этим грехопадение Люцифера — дело его собственных рук.

Обращаясь к современным западным теологам, например, о. Тейяру де Шардену, мы убеждаемся, что и сегодня традиционное западное восприятие не свободно от понимания Благого Господа как доброго Творца, который просто не мог (!) сотворить зло. Проблема Божественного всемогущества решается так: Господь Сам взял на себя роль Благого Творца — следовательно, Сам же и отказался от Своей свободы и возможности творить зло. Однако, к сожалению, данное представление не даёт ответа на вопрос: откуда зло появилось в этом мире? Благой Господь с точки зрения данной концепции не творит зла — Он только допускает его ради испытания Своих тварей на земле — но, в таком случае, откуда зло изначально появилось, каким образом Люцифер, или, согласно Корану, Иблис, сумел понять, что есть альтернатива — неподчинение воле Творца, более того, — имеется ещё и свобода воли, чтобы воспользоваться данной альтернативой? Имеется ли ещё один творец, другая посторонняя сила, помимо Аллаха, способная творить злое начало и дающая ему возможность диктовать свою волю? Дуалистическая концепция строится именно на этой основе, однако мы, последователи монотеизма, отвечаем на этот вопрос строго отрицательно.

Означает ли это, что мы должны согласиться с утверждением, что, мол, Бог мусульман (сохрани Господь!) — «злой бог», поскольку Он творит, в том числе, и зло, причём делает это вполне сознательно? Никоим образом! Фактически, между концепцией сотворения или допущения Богом зла — очень тонкая грань, если разобраться в самой сути, которая гласит: присутствие зла в этом мире необходимо, поскольку только через него может быть реализована свобода воли человека творить его или отстраниться от него. Один из столпов исламской религии именуется «Амр би-ль-мааруф уа нахй ани-ль-мункар» — «Повеление одобряемого и запрет отвергаемого», в частном аспекте — повеление добра и борьба со злом, причём слово мункар — «отвергаемое» — даёт нам ключ к пониманию разницы между Богом — Создателем зла и «злым богом». Слово «отвергаемое» подчёркивает тот момент, что, хотя зло и является частью божественного предопределения, Бог не доволен им. Великий план испытания человечества, в свете которого человек должен заслужить право вхождения в Рай, подразумевает необходимость наличия альтернативы. Свобода подразумевает возможность выбора: делать или не делать, и только так познаётся правильный выбор, подобно тому, как текст можно легко распознать, лишь если он записан тёмными чернилами на светлой бумаге. Поэтому наличие зла в этом мире (который не является раем) необходимо в той же степени, в какой для каждого из нас необходимо отвращаться от зла и вести с ним борьбу, в силу принципа «Амр би-ль-мааруф уа нахй ани-ль-мункар», являющегося прямым повелением Всевышнего Аллаха, и следование которому и есть основа Его довольства (рида) нашими поступками.

Тем самым, мы понимаем две главные вещи. Первое: всё (и добро, и зло) — от Аллаха, в том смысле, что нет иного творца, кроме Него. Второе: только добро является предметом довольства Аллаха, согласно выраженному в Коране принципу: «Би йадихи-ль-хайр», т. е. «В Деснице Его — Благо».

В заключении хотелось бы сказать: данная статья — хорошая возможность восполнить пробел в знаниях об исламе. Надеюсь, что, если на то будет воля Аллаха, некоторым людям она поможет. Аминь.

Нариманов Эмин Аликулиевич


Источники

  • Джа’фари Мухаммад Таки. Философия и цель жизни. — СПб: Петербургское востоковедение, 2009.
  • История ислама / Д. Уинтл; пер. с англ. А. Г. Георгиева. — М.: Астрель: АСТ, 2009.
  • Коран / [Пер. с араб. И. Ю. Крачковского]. — Ростов н/Д: Феникс, 1998.
  • Путь красноречия / Имам Али; пер. с араб. и коммент. Тараса Черниенко; Фонд. исслед. ислам. культуры. – М.: Восточная литература РАН, 2007.
  • Свет Священного Корана: (Разъяснения и толкования). Т. 1 / Сост. группой мусульманских учёных. — Исфахан: ДБМ, 2002.
  • Черниенко Т. Добро и Зло на весах Справедливости / Информационно-аналитический сайт религиозного объединения мусульман-джафаритов Санкт-Петербурга. — 2009. [Электронный ресурс].
  • Be adz D., Steinvorth D. Verse für Krieg und Frieden // Der Spiegel. 2007. № 52. — S. 21.

Поделиться
Отправить
Класснуть
Плюсануть

Похожие публикации

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Scroll Up