Новое

Хадисы о Ночи предопределения (Лейлят аль-кадр)

Комментарии

Лейлят аль-кадр (Ночь предопределения или Ночь могущества) — это ночь, которая, как гласит Священный Коран, «лучше тысячи месяцев» (97:3). Редакция Shia.world перевела для своих читателей главы из «Аль-Хисаль», «Васаиль аш-шиа», а также из других книг, о том, как определить эту ночь, о её благих особенностях и о том, какие деяния в ней желательно совершать.

1. Было передано от шейха Садука, от его отца, от Али ибн Ибрахима ибн Хашима, от его отца, от Мухаммада ибн Абу Умейра, от Хаммада ибн Усмана, от Фудейля ибн Ясара, который сказал: «В ночи на двадцать первое и двадцать третье числа месяца Рамадан Абу Джафар (Имам Бакир), да будет мир с ним, читал молитвы с начала ночи до полуночи, а с полуночи начинал совершать [желательные] намазы».

Шейх Хурр аль-Амили также передал этот хадис в своём сборнике «Васаиль аш-шиа» от Али ибн Мухаммада, от Салиха ибн Абу Хаммада, от Хасана ибн Али, от Ибн Синана, от Абу Шуайба аль-Махамили, от Хаммада ибн Усмана, от Фудейля ибн Ясара.

2. Было передано от Мухаммада ибн Хасана ибн Ахмада ибн Валида, от Хусейна ибн Хасана ибн Абана, от Хасана ибн Саида, от Сулеймана аль-Джафари, от Имама Казыма, да будет мир с ним, который сказал: «В ночи на двадцать первое и двадцать третье числа месяца Рамадан [старайтесь] прочитать сто рак’атов [желательного] намаза (пятьдесят намазов по два рак’ата — прим. пер.), в каждом рак’ате читая один раз суру „Открывающая“ („Аль-Фатиха“) и десять раз суру „Очищение“ („Аль-Ихлас“)».

3. Было передано от шейха Садука, от его отца, от Мухаммада ибн Яхьи аль-Аттара, от Мухаммада ибн Хусейна ибн Абу аль-Хаттаба, от Ибн Фаддаля, от Абу Джамиля, от Рифа’а, от Имама Садыка, да будет мир с ним, который сказал: «Ночь предопределения [знаменует собой] начало следующего года и конец текущего».

Шейх Хурр аль-Амили также передал этот хадис в своём сборнике «Васаиль аш-шиа» через ту же цепочку передатчиков.

4. Было передано от шейха Садука, от его отца, от Саида ибн Абд-Аллаха, от Ахмада ибн Мухаммада ибн Исы, от Али ибн Хакама, от Сейфа ибн Амира, от Хасана ибн Михрана, который сказал: «Я спросил Абу Абд-Аллаха (Имама Садыка), да будет мир с ним, о Ночи предопределения. Он сказал: „Ищите её в ночи на двадцать первое и двадцать третье числа месяца Рамадан“».

Шейх Хурр аль-Амили также передал этот хадис в своём сборнике «Васаиль аш-шиа» от Мухаммада ибн Якуба, от ряда сподвижников, от Ахмада ибн Мухаммада, от Али ибн Хакама, от Сейфа ибн Амира, от Хасана ибн Михрана.

«Аль-Хисаль», глава 20, хадисы 5—8

5. Было передано от Али ибн Хакама, от Ибн Букейра, от Зурары, который передал слова Имама Садыка, да будет мир с ним, о трёх ночах месяца Рамадан: «Назначение судьбы (такдир) [происходит] в ночь на девятнадцатое число, подтверждение назначенного удела (ибрам) — в ночь на двадцать первое число, а скрепление подписью (имда’) — в ночь на двадцать третье число» («Нур ас-сакалейн», т. 5, с. 626).

Шейх Хурр аль-Амили также передал этот хадис в своём сборнике «Васаиль аш-шиа».

6. Было передано от Мухаммада ибн Яхьи, от Мухаммада ибн Ахмада, от Ас-Саййари, от одного из сподвижников, от Давуда ибн Фаркада, от Якуба, который сказал: «Я слышал, как [некий] мужчина спросил Абу Абд-Аллаха (Имама Садыка), да будет мир с ним, о Ночи предопределения, сказав: „Сообщи мне о Ночи предопределения: была ли она [лишь однажды в прошлом] или она повторяется каждый год?“. Он ответил: „Если была бы изъята Ночь предопределения, то был бы изъят и Коран“» («Васаиль аш-шиа», т. 10, с. 356, хадис 13594).

Шейх Садук также передал этот хадис в своём сборнике «Илал аш-шараи’» от Мухаммада ибн Яхьи, но не упомянул Якуба.

7. Было передано от Ахмада ибн Мухаммада ибн Яхьи, от его отца, от Мухаммада ибн Абу Сухбана, от Ибн Абу Умейра, от Имама Казыма, да будет мир с ним, который сказал: «Удалится от своих грехов тот, кто совершит большое омовение в Ночь предопределения и будет бодрствовать [в ней] до зари» («Васаиль аш-шиа», т. 7, с. 262, хадис 13604).

8. Было передано от Ахмада ибн Хасана аль-Каттана, от Хасана ибн Али ас-Суккари, от Мухаммада ибн Закарийи аль-Джаухари, от Джафара ибн Мухаммада ибн Умары, от его отца, от Джабира ибн Язида аль-Джуфи, от Имама Бакира, да будет мир с ним, который сказал: «Аллах увеличит удел того, кто будет бодрствовать в ночь на двадцать третье число месяца Рамадан и совершит в ней сто рак’атов молитвы» («Васаиль аш-шиа», т. 7, с. 262, хадис 13606).

9. Было передано от Мухаммада ибн Хасана через его цепочку передатчиков, от Хусейна ибн Саида, от Ибн Абу Умейра, от Ибн Букейра, от Зурары, который сказал: «Я спросил Абу Джафара (Имама Бакира), да будет мир с ним, о Ночи предопределения. Он сказал: „Это двадцать первая или двадцать третья ночь [месяца Рамадан]“. Я спросил: „Это не одна ночь, [а несколько]?“. Он ответил: „Да“. Я сказал: „Сообщи мне об этом“. Он сказал: „Что мешает тебе совершать благое (поклонение) в течение обеих ночей?“» («Васаиль аш-шиа», т. 7, с. 262, хадис 13607).

10. Было передано через его цепочку передатчиков от Ибн Абу Умейра, от Хишама ибн Хакама, от Имама Садыка, да будет мир с ним, который сказал: «Ночь предопределения [повторяется] каждый год, и её день подобен её ночи» («Васаиль аш-шиа», т. 7, с. 262, хадис 13608).

11. Шихаб ибн Абд ар-Раббих сказал Имаму Садыку, да будет мир с ним: «Сообщи мне о Ночи предопределения». Имам сказал: «Это ночь на двадцать первое или двадцать третье числа [месяца Рамадан]» («Васаиль аш-шиа», т. 7, с. 262, хадис 13609).

12. Имаму Бакиру, да будет мир с ним, однажды был задан вопрос о том, какая из ночей является Ночью предопределения, и он ответил так: «Как же мы можем не знать этого, когда в эту ночь нас окружают ангелы?» («Аль-Бурхан», т. 4, с. 488).

13. Было передано от Мухаммада ибн Якуба, от ряда сподвижников, от Ахмада ибн Мухаммада, от Хусейна ибн Саида, от Фаддаля ибн Айюба, от Аль-А’ля ибн Разина, от Мухаммада ибн Муслима, который сказал одному из двух Имамов, да будет мир над ними обоими: «Я спросил его о знамениях, [происходящих в] Ночь предопределения. Он сказал: „Её знамение — в приятном ветре: если он холоден, то согревает, а если он горяч, то холодит, и посему становится приятным“. Затем он продолжил говорить о Ночи предопределения: „Ангелы и писцы спускаются в неё на небеса этого мира и записывают повеления [Аллаха] на [следующий] год: то, что должно случиться с [Его] рабами, а также повеления, что остаются с Ним, и в этом — замысел, поэтому Он готовит к свершению из него то, что желает и откладывает из него то, что желает, и Он — стирает и утверждает, и с Ним — Матерь Книги“» («Васаиль аш-шиа», т. 10, с. 350, хадис 13582).

14. Было передано от Али ибн Ибрахима, от его отца, от Ибн Абу Умейра, от другого сподвижника, который спросил у Имама Садыка, да будет мир с ним: «Почему Ночь предопределения лучше тысячи месяцев?». Он ответил: «Деяния, совершённые в ней, лучше деяний, совершённых в тысячи месяцев, в которых нет Ночи предопределения» («Васаиль аш-шиа», т. 10, с. 350—351, хадис 13583).

15. Было передано от Ибн Абу Умейра, от Фудейля, Зурары и Мухаммада ибн Муслима, от Хумрана, который спросил Имама Бакира, да будет мир с ним, о словах Великого и Всемогущего Аллаха: «Поистине, Мы ниспослали его в ночь благословенную» (44:3). Он сказал: «Да, это — Ночь предопределения. Каждый год она наступает в месяце Рамадан в десяти последних ночах. Коран не был ниспослан иначе как в Ночь предопределения. Великий и Всемогущий Аллах сказал: „Во [время] неё (ночи) разделяется [и разрешается] всякое дело мудрое“ (44:4). В Ночь предопределения предопределяется всё, что произойдёт в течение того года до следующей такой же ночи; предопределяется благо и зло, повиновение и ослушание, рождение и смерть или удел. Что было предопределено в том году и предначертано, то неизбежно. И у Великого и Всемогущего Аллаха есть в этом воля».

Хумран зачитал аят «Ночь предопределения лучше тысячи месяцев» (97:3) и спросил: «Что подразумевается под этим?». Его светлость сказал: «[То, что] совершение в ней благодеяний наподобие молитвы, выплаты закята и разных добрых дел лучше совершения благодеяний в течение тысячи месяцев, в которых нет Ночи предопределения. И если бы Всеблагой и Всевышний Аллах не умножал верующим благодеяния, они не смогли бы достичь Его милости. Но Аллах умножает им благодеяния по причине их любви к нам»  («Васаиль аш-шиа», т. 10, с. 351, хадис 13584).

Шейх Садук также передал этот хадис в своём сборнике «Саваб аль-а’маль».

16. Было передано от Ахмада ибн Мухаммада, от Али ибн Хусейна, от Мухаммада ибн Валида и Мухаммада ибн Ахмада, от Юнуса ибн Якуба, от Али ибн Исы аль-Каммата, от его дяди, от Имама Садыка, да будет мир с ним, который сказал: «Посланник Аллаха, да благословит Аллах его и его род, увидел во сне, как Омейяды взбираются на его минбар и сбивают людей с [указанного им] пути. Он проснулся опечаленным и безрадостным, и тогда Аллах ниспослал ему [в откровении]: „Поистине, ниспослали Мы его в Ночь предопределения! И откуда знать тебе, что [есть] Ночь предопределения? Ночь предопределения лучше тысячи месяцев“ (97:1—3). Таким образом Аллах сделал для Своего Пророка так, чтобы Ночь предопределения была лучше тысячи месяцев царствования Омейядов» («Васаиль аш-шиа», т. 10, с. 352, хадис 13585).

17. Было передано от Мухаммада ибн Яхьи, от Ахмада ибн Мухаммада, от Усмана ибн Исы, от Сама’а, от Абу Басыра, который передал слова Имама Садыка, да будет мир с ним: «Когда наступали последние десять [ночей месяца Рамадан], Посланник Аллаха, да благословит Аллах его и его род, затягивал пояс, сторонился женщин, бодрствовал по ночам и [целиком] посвящал себя поклонению» («Васаиль аш-шиа», т. 10, с. 352, хадис 13586).

18. Было передано в книге «Фадаиль шахр Рамадан» от Ахмада ибн Али ибн Ибрахима, от его отца, от его деда, от Абд-Аллаха ибн Мугиры, от Амра аш-Шами, от Имама Садыка, да будет мир с ним, который сказал: «„Поистине, число месяцев у Аллаха — двенадцать месяцев в Писании Аллаха [с того] дня, как сотворил Он небеса и землю“ (9:36). Первый месяц есть месяц Аллаха, и это — Рамадан, а сердцем Рамадана является Ночь предопределения. И Коран был ниспослан в первую ночь Рамадана и [таким образом этот] месяц был начат с Корана» («Васаиль аш-шиа», т. 10, с. 353, хадис 13588).

19. Было передано от Мухаммада ибн Хасана через его цепочку передатчиков от Мухаммада ибн Али ибн Махбуба, от Хасана ибн Али аль-Куфи, от Хасана ибн Сейфа, от его брата, от его отца, от Мухаммада ибн Айюба, от Рифа’а, от Имама Садыка, да будет мир с ним, который сказал: «Главой года является Ночь предопределения, в которой записывается всё, что будет [происходить] из года в год» («Васаиль аш-шиа», т. 10, с. 353, хадис 13589).

20. Имам Садык, да будет мир с ним, сказал Али ибн Абу Хамзе ас-Сумали: «В Ночь предопределения двадцать первого и двадцать третьего числа [месяца Рамадан] стремись к благодати. В каждую из них постарайся совершить сто рак’атов молитвы и, если удастся, храни бодрствование в течение обеих ночей до самого рассвета, а затем соверши ритуал омовения». Абу Хамза спросил Имама, что ему делать, если он не сможет стоя совершить столько молитв. «Молись сидя», — ответил ему Имам. Тогда Абу Хамза спросил, как ему быть, если он не сумеет сделать и этого. «Молись в постели, — ответил его светлость, — и неважно, если ты немного поспишь в начале ночи, а только потом начнёшь молиться, поскольку в Рамадан небесные врата распахнуты настежь, дьявол скован цепями, а деяния верующих принимаются Господом. О, сколь славен месяц Рамадан!» («Нур ас-сакалейн», т. 5, с. 626).

21. Зурара передал слова Имама Бакира, да будет мир с ним, сказал: «Когда Пророк, да благословит Аллах его и его род, покинул Арафат и отправился в Мину, он вошёл в мечеть и возле него собрались люди, которые спросили его о Ночи предопределения. Тогда он встал для произнесения проповеди и сказал после прославления Аллаха: „Кто бы из вас не спросил меня о Ночи предопределения, я не буду держать её втайне от вас, ибо я не осведомлён о ней. О люди, знайте! Кто, застав месяц Рамадан благополучным и здоровым, будет поститься в его дни, часть его ночей проведёт в поклонении, будет прилежным в своих молитвах, станет посещать его пятницы, а утром отправится на его праздник, тот уже постиг Ночь предопределения и получил награду Господа“». Передатчик хадиса сказал: «Имам Садык, да будет мир с ним, говорил: „Клянусь Аллахом, награду непохожую на награду рабов Божьих!“» («Саваб аль-а’маль», хадис 245).

Поделиться
Отправить
Класснуть
Плюсануть


Комментарии приветствуются

Scroll Up