Новое

Хадисы о смыслах слов «Вахид» («Единый») и «Самад» («Самодостаточный»)

Комментарии

«Скажи: „Он — Аллах Единый, Аллах Самодостаточный, [к Которому обращаются с просьбами]“» (112:1—2). Повторяя практически каждый день в своих намазах эти слова из суры «Аль-Ихлас» («Очищение»), мусульмане редко задумываются об их подлинных смыслах, полагая, что их значения понятны и очевидны. Ознакомившись с этими хадисами из книги шейха Садука «Ма’ани аль-ахбар» («Смысл преданий»), вы поймёте, что относящиеся ко Всевышнему Аллаху слова «Вахид» («Единый») и «Самад» («Самодостаточный») не так просты, как кажутся на первый взгляд.

О смысле слова «Вахид» («Единый»)

11. Абу Хашим аль-Джафари спросил Имама Джавада, да будет мир с ним, о смысле слова «Вахид» («Единый»). Имам ответил: «Это Тот, о единстве Которого все единогласно свидетельствуют».

12. Абу Микдам передал от своего отца историю о том, как некий бедуин в день Верблюжьей битвы¹ обратился к Повелителю верующих, да будет мир с ним, с вопросом: «Утверждаешь ли ты, что Аллах — Единый?». Люди, услышав этот вопрос, стали возмущаться и сказали: «О бедуин! Неужели ты не видишь, как разрывается сердце Повелителя правоверных?». Имам Али сказал: «Оставьте его. То, чего желает бедуин, — является тем, что мы хотим от людей, [объявивших нам войну]. О бедуин! Слово о единстве Аллаха имеет четыре смысла, два из которых нельзя относить к Аллаху, а два других — уместны в отношении Его. Те два смысла, что неуместны, — это то, когда человек подразумевает количество, говоря об Аллахе. Говорить об Аллахе, подразумевая количество — неверно, потому как нет второго Аллаха. Разве ты не знаешь, что неверующим стал тот, кто сказал, что Он — „третий из трёх“. Также неверны слова тех, кто говорит, что Он — один из людей, подразумевая под этим определённый вид. Неверно это потому, что это — уподобление, а Всевышний Аллах превыше того, чтобы иметь подобие. Что касается тех двух смыслов, что уместны по отношению к Аллаху, — это то, когда человек говорит о том, что Он — Единый, и нет ничего подобного Ему. Таков наш Господь! Четвёртый смысл заключается в том, что Аллах — Единозначный, то есть Неделимый ни в сущности, ни в разуме, ни в воображении. Таков наш Господь, Свят Он и Велик!».

О смысле слова «Самад» («Самодостаточный»)

13. Раби’ ибн Муслим слышал, как Имам Казым, да будет мир с ним, отвечая на вопрос о смысле слова «Самад» сказал: «„Самад“ — это Тот, в Ком нет никакой пустоты»².

14. Давуд аль-Джафари сказал Имаму Бакиру, да будет мир с ним: «Да стану я жертвой для тебя! Что значит „Самад“?». Имам ответил ему: «Это Господин, к Которому обращаются при малой и большой нужде».

15. Вахаб аль-Кураши передал через Имама Садыка слова Имама Хусейна, да будет мир над ними обоими: «„Самад“ — это Тот, Кто не имеет никакой пустоты. Это также Тот, Чьё господство не имеет предела, и Тот, кто не ест и не пьёт, кто не спит и всегда был и будет».

16. Имам Бакир сказал, что Мухаммад ибн аль-Ханафийя, да будет мир над ними обоими, говорил: «„Самад“ — это Существующий сам по себе и Ненуждающийся в другом». Некто сказал: «„Самад“ — это Тот, Кто превыше появления и разрушения, и Тот, Кто не подвержен изменениям».

17. Имам Бакир, да будет мир с ним, сказал: «„Самад“ — это Господин, подчинение Которому обязательно и выше Которого нет повелевающего или запрещающего».

18. У Имама Саджада, да будет мир с ним, спросили о смысле слова «самад», и он сказал: «Это Тот, Кто не имеет сотоварища, и Тот, Которого не утомляет хранение чего-либо. Ничто не может скрыться от Него».

19. Вахаб аль-Кураши также передал слова Зейда ибн Али, да будет мир с ним: «„Самад“ — это Тот, который, „когда желает что-либо, говорит ему: «Будь!», и это сбывается“ (36:82). Это Первотворец, создавший творения противоположностями, видами, группами, и Он — Единственный, у Кого нет ни противоположности, ни вида, ни подобия, ни равного».

20. Вахаб аль-Кураши передал от Имама Садыка, да будет мир с ним, который сказал: «Однажды группа людей из Палестины прибыла к Имаму Бакиру, да будет мир с ним, для того, чтобы получить ответы на свои вопросы. Одним из их вопросов было значение слова „самад“, и Имам сказал: „Толкование этого слова содержится в нём самом. Слово «Ас-Самад» состоит из пяти букв: «алиф» — указывает на сущность Аллаха, что подтверждается Его словами: «Свидетельствует Аллах, что нет божества, кроме Него» (3:18), и в этом есть намёк на то, что Его невозможно постигнуть с помощью органов чувств; буква «лям» — указывает на божественность Аллаха; буквы «алиф» и «лям» сливаются и не проявляются на языке, их невозможно услышать, но они проявляются в письме, что говорит о том, что Божественность Аллаха скрыта Его милостью. Он непостижим чувствами, и Его невозможно описать языком и постичь слухом. Творения приходят в замешательство, пытаясь постигнуть Его сущность чувствами или воображением. Нет же! Он Сам создаёт это воображение и является Творцом чувств! Воистину, это проявляется во время письма как указание на то, что Аллах — Пречист Он — проявил Своё господство при создании творений, поместив их тонкие души в грубые тела! И всякий раз, когда раб смотрит на себя, он не видит свою душу, подобно тому, как не проявляется и не чувствуется с помощью пяти органов чувств буква «лям» в слове «Ас-Самад». Когда же раб смотрит на письмо, для него проявляется то, что было скрыто, и он приходит в недоумение каждый раз, когда задумывается о сущности Творца. Мысль не способна вообразить Его, так как Аллах является Создателем этого воображения. Когда же раб смотрит на свою природу, он понимает, что его Творец — Аллах, сочетавший души с телами. Буква «сад» указывает на то, что Всевышний является «садык» — Правдивый: Его слово правдиво, и речь Его правдива. Он призвал рабов Своих к повиновению правде через правду и правдиво обещал [наградить] обителью правды. Буква «мим» указывает на «мульк» — царство Его и на то, что Аллах является истинным и вечным Царём, царство которого не прейдёт. Буква «даль» указывает на «даваму мулькихи» — вечность Его царства, а также на то, что Вечен и Сам Аллах. Он — превыше появления и исчезновения, Он — Наделяющий всё сущее бытием, и благодаря Ему существует всё бытие“».

«Ма’ани аль-ахбар», хадисы 11—20


Комментарии

  1. Верблюжья битва состоялась в месяц Джумади аль-уля в 36-м году хиджры между войсками Имама Али и Аиши.
  2. Поскольку всякая пустота нуждается в заполнении, поэтому использована подобная формулировка.
Поделиться
Отправить
Вотсапнуть
Класснуть
Плюсануть


Комментарии приветствуются

Scroll Up