Новое

Хадисы о смыслах выражений «Субхан Аллах» («Пречист Аллах»), «Аллаху акбар» («Аллах велик») и слов Имамов о том, что Аллах — «Нечто» («Шай’»)

Комментарии

Ознакомившись с этими несколькими главами из книги шейха Садука «Ма’ани аль-ахбар» («Смысл преданий»), читатель узнает сакральное значение самых распространённых арабских выражений, которые каждый мусульманин проговаривает как в своих ежедневных молитвах, так и в повседневной жизни.

О смысле слов Имамов о том, что Аллах — «Нечто» («Шай’»)

21. Хишам ибн аль-Хакам передал, что Имам Садык, да будет мир с ним, отвечая на вопрос безбожника о том, что есть Аллах, сказал: «Он — Нечто, отличающееся от всего. Когда я говорю о том, что Он — Нечто, я указываю на смысл того, что Он — есть Нечто, обладающее истинным бытием, но не имеющее ни тело, ни облик».

22. Мухаммад ибн Иса привёл предание о том, как Имама Бакира, да будет мир с ним, спросили: «Можно ли сказать, что Аллах — Нечто?». Имам ответил: «Да, и это стирает грани та’тиль (лишение себя возможности познать Аллаха, объясняя это тем, что Он Неописуемый — прим. пер.) и ташбих (уподобление Аллаха Его творениям — прим. пер.)».

О смысле выражения «Субхан Аллах» («Пречист Аллах»)

23. Хишам ибн Абд аль-Малик спросил у Имама Садыка, да будет мир с  ним, о смысле выражения «Субхан Аллах» («Пречист Аллах»), Имам ответил: «Это значит питать отвращение к [любой мысли о недостатке и изъяне] в Аллахе».

24. Хишам аль-Джавалики спросил у Имама Садыка, да будет мир с ним, о смысле выражения «Субхан Аллах» («Пречист Аллах»), и Имам сказал: «Это значит „танзих“ („очищение“) (т. е. Аллах пречист и лишён всякого недостатка — прим. пер.)».

25. Язид ибн Асамм передал предание, в котором говорится о том, что некто спросил у Умара ибн аль-Хаттаба о смысле выражения «Субхан Аллах» («Пречист Аллах»). Умар сказал: «В этом саду есть человек. Каждый раз, когда его спрашивали о чём-то, он — отвечал на вопрос, а, когда вокруг него молчат, он сам начинает разговор». Тогда этот человек отправился в сад, увидел там Али ибн Абу Талиба, да будет мир с  ним, и обратился к нему: «О отец Хасана! Каково толкование выражения „Субхан Аллах‟ („Пречист Аллах“)?». Имам ответил: «Это возвеличивание Всевышнего Аллаха и очищение от всего, что говорили о Нём язычники. Когда какой-либо раб произносит это выражение, его благословляют ангелы».

О смысле выражения «Аллаху акбар» («Аллах велик»)

28. Джами’ ибн Умайр рассказал о том, как однажды Имам Садык, да будет мир с ним, задал ему вопрос о смысле выражения «Аллаху акбар» («Аллах велик»). Джами’ ответил: «Это означает, что Аллах больше всего». Тогда Имам сказал ему: «Разве существует что-либо, что [можно сравнить с Аллахом и сказать, что] Он больше этого?». Джами’ спросил: «Что же тогда значит это выражение?». И Имам ответил: «Аллах превыше того, чтобы Его можно было описать».

29. Некто сказал возле Имама Садыка, да будет мир с ним: «Аллаху акбар!». И Имам обратился к нему: «Аллах больше (акбар) чего?». Он ответил: «Всего». Имам сказал: «В таком случае ты Его ограничил». Тогда тот человек спросил: «Как же мне тогда отвечать?». Имам ответил: «Аллах превыше того, чтобы Его можно было описать».

«Ма’ани аль-ахбар»

Поделиться
Отправить
Класснуть
Плюсануть


Комментарии приветствуются

Scroll Up