Хадисы о смысле имён пророков, а также некоторых названий и выражений

Комментарии

Наверняка многие из вас хотели бы знать значения некоторых связанных с исламом слов: имён пророков, названий, выражений и т. п., поэтому наша редакция перевела для вас уникальную в своём роде статью шейха Садука из книги «Ма’ани аль-ахбар» («Смысл преданий»), в которой автор объясняет их сакральный смысл, опираясь на знания Святого Пророка и членов его безгрешного семейства, да будет над ними всеми мир и благословение Всевышнего Аллаха.

В данной главе я приведу хадисы, переданные от моих учителей различными иснадами, которые я упоминал ранее в книге «Илал аш-шараи’». Суть этих хадисов заключается в следующем:

— смысл имени пророка Адама, да будет мир с ним, в том, что он сотворён из различных верхних слоёв земли, которых всего четыре. Имя «Адам» образовано от слова «адим», что означает «верхний слой», «почва»;

— смысл имени жены пророка Адама — Хавва (Ева) — в том, что она была сотворена из живого, которым являлся сам Адам, так как имя «Хавва» образовано от слова «хайй», что означает «живой»;

— смысл слова «инсан» («человек») в том, что люди забывчивы. Слово «инсан» образовано от слова «нисйан», что означает «забвение»;

— смысл слова «ниса’» («женщины») в том, что мужчины чувствуют влечение к женщинам. Слово «ниса’» образовано от слова «унс», что означает «чувство влечения», «симпатия»;

— смысл слова «мар’а» («женщина») в том, что женщина была сотворена от мужчины. Слово «мар’а» образовано от слова «мар’», что означает «мужчина»;

— смысл имени пророка Идриса (Еноха), да будет мир с ним, в том, что он обучал людей заповедям Досточтимого и Достославного Аллаха и законам ислама. Имя «Идрис» образовано от слова «дарс», что означает «обучение», «урок»;

— смысл имени пророка Нуха¹ (Ноя), да будет мир с ним, в том, что он оплакивал самого себя на протяжении пятиста лет, освободив себя от того заблуждения, в котором пребывал его народ. Имя «Нух» образовано от глагола «наха», что означает «плакать»;

— смысл слова «туфан», то есть потопа, который произошёл во времена пророка Нуха, в том, что в тот день вода окружила всё сущее. Слово «туфан» образовано от глагола «тафа», что означает «окружать», «обходить».

— смысл имени пророка Худа, да будет мир с ним, в том, что он был наставлен на верный путь, с которого сбился его народ, и Всевышний отправил его для того, чтобы он наставил его и спас от заблуждений. Имя «Худ» образовано от слова «хада», что означает «наставить на верный путь»;

— смысл слов «ар-рих аль-‘аким» заключается в бесплодном ветре, которым Всемогущий и Достославный Аллах уничтожил племя адитов. Этот ветер нёс в себе Божью кару, уничтожая всё на своём пути. Слово «’аким» означает «бесплодный». [Семь ночей и восемь дней непрерывно дувший ураганный ветер], уничтоживший заблудших людей народа Худа называется бесплодным, поскольку [вместо того, чтобы распространять семена и оплодотворять растения], он разрушал дворцы, крепости и города, сравняв их с землёй и превратив в мелкий песок;

— смысл выражения «зат аль-‘имад» («обладатели колонн») в том, что адиты высекали из гор колонны, длина которых была равна длине этих гор и которые они тесали снизу-вверх. Затем они перемещали эти колонны, прочно устанавливали и строили на них дворцы. Именно поэтому адиты были прозваны «обладателями колонн»;

— имя пророка Ибрахима (Авраама), да будет мир с ним, образовано от глаголов «барра» («совершать добро») и «хамма» («усердствовать»);

— смысл прозвища «Зуль-карнайн» («Обладатель двух рогов») связан с тем, что, когда Зуль-карнайн призывал свой народ к Досточтимому и Достославному Аллаху, люди [воспрепятствовали его напутствиям и в порыве гнева] ударили его по правой стороне головы. Тогда Зуль-карнайн скрылся от них на некоторое время. Когда же он вернулся, они ударили его по другой стороне головы (после этих ударов у него на голове появились две большие шишки, похожие на рога — прим. пер.);

— смысл выражения «асхаб ар-расс» («обладатели колодца»), согласно одной из версий, заключается в том, что определённую группу людей связывали с рекой Ар-Расс, которая протекала на территории одной из восточных стран. Согласно другой версии, «ар-расс» — это колодец. Асхаб ар-расс — это люди, которые заживо похоронили своего пророка, пришедшего к ним после Сулеймана ибн Давуда, да будет мир с ним. Они поклонялись сосне, которую прозвали «Шах дерахт» («Царица деревьев»). Это дерево, которое посадил Яфис (библейский Иафет — прим. пер.), сын пророка Нуха, да будет мир с ним, выросло после всемирного потопа. Одна из отличительных особенностей народа асхаб ар-расс в том, что их женщины имели влечение друг к другу, из-за чего Всевышний Аллах наказал их, наслав на них тёмно-красный ураганный ветер, превратив в горящую серу землю под их ногами и наслав чёрные тучи, которые бросали на них тень наподобие купола. [Падающие на их головы] горящие угольки плавили их тела подобно меди в огне;

— имя пророка Якуба (Иакова), да будет мир с ним, образовано от арабского слова «’акаба», что означает «идущий вслед». Пророк Якуб родился вслед за своим братом-близнецом ‘Айсом;

— прозвище «Исраил», согласно одному из преданий, происходит от слова «исра» — «раб» и слова «ил» — «Бог» и означает «раб Бога». Согласно другому преданию, «иср» переводится как «сила», а «ил» — как «Бог» и означает «сила Бога». Окончание «ил» во всех именах также переводится как «Бог», тогда как слово «абд», использованное в начале арабских имён, означает «раб». Таким образом, имена Джабраил, Микаил и Исрафил означают «раб Бога»;

— имя пророка Юсуфа (Иосифа), да будет мир с ним, образовано от глагола «асафа», что означает «вызывать гнев», «злить» и связано с тем, что пророк Юсуф вызывал гнев своих братьев. В Коране сказано: «Когда же прогневали они Нас, отомстили Мы им» (43:55). Причиной того, что пророк Юсуф был назван именно так, является то, что его явное превосходство перед братьями вызывало у них гнев;

— имя пророка Мусы (Моисея), да будет мир с ним, образовано от коптских слов «му», что означает «вода», и «са», что переводится как «растение», и он назван так потому, что семья фараона нашла его в коробе среди воды и растений реки Нил;

— имя пророка Хидра, да будет мир с ним, образовано от арабского корня «х-д-р», что в переводе означает «зелёный», и связано с тем, что на какое бы сухое бревно ни садился пророк Хидр, оно сразу же покрывалось зеленью. Настоящее имя пророка Хидра — Талия ибн Малкан ибн ‘Абир ибн Арфахашз ибн Сам ибн Нух;

— смысл названия горы Сина в том, что на ней росло оливковое дерево. Всякая гора, на которой произрастают приносящие пользу растения и деревья, называются «тур сайна» или «тур синин». Если же на какой-либо горе не растут подобные растения, то она называется просто «джабал» или «тур»;

— смысл слов Всемогущего Аллаха, обращенных к пророку Мусе: «Сними же сандалии свои!» (20:12), заключается в следующем: «Отведи от себя два страха: страх потерять семью (поскольку Моисей оставил свою беременную жену во время родовых схваток) и страх перед фараоном». Также в преданиях говорится о том, что сандалии пророка Мусы были сделаны из мертвечины осла, и он не имел права вступать в священную долину будучи в них;

— Тува — это название долины;

— смысл слов Всемогущего Аллаха: «И скажите ему слово мягкое…» (20:44) заключается в том, что пророки Муса и Харун, да будет мир над ними обоими, обратились к фараону, которого звали Валид ибн Мас’аб, с уважением, используя его кунью «Абу Мас’аб»;

— смысл слов Всемогущего Аллаха: «И с фараоном, обладателем кольев…» (89:10) заключается в том, что фараон, желая наказать кого-либо, приказывал класть его на землю и привязать руки и ноги к вбитым в землю кольям, либо прибивать их руки и ноги с помощью колышков к доскам, обрекая их на мучительную смерть. Именно поэтому Всевышний назвал его «обладателем кольев»;

— имя пророка Давуда (Давида), да будет мир с ним, происходит от глагола «дава», что означает «лечить», «исцелять». Пророк Давуд исцелял раны своего сердца любовью к Богу, а также повиновением и поклонением² Ему;

— имя пророка Айюба, да будет мир с ним, образовано от глагола «аба», что означает «возвращаться». Пророк Айюб был назван так потому, что к нему вернулись здоровье, блага, семья, имущество и дети после бед, которые ему довелось испытать;

— имя пророка Юнуса (Ионы), да будет мир с ним, образовано от слова «унс», что переводится как «влечение», «дружба». Пророк Юнус, испытывая привязанность и любовь к своему Господу, ушёл от своего народа, разозлившись на них, но впоследствии стал испытывать к ним симпатию после того, как вернулся;

— смысл слов Всемогущего Аллаха, обращённых к Исмаилу ибн Хизкилу: «Поистине, был он правдив в обещаниях…» (19:54), в том, что Исмаил в течение года сидел в ожидании человека, которому дал обещание дождаться, пока тот не вернётся. Несмотря на то, что тот человек забыл об этом, Исмаил, не нарушая своего обещания, продолжал его ждать;

— слово «масих» образовано от глагола «саха», что означает «путешествовать». Пророк Иса (Иисус), да будет мир с ним, носил прозвище «масих» потому, что постоянно путешествовал по земле и постился;

— слово «насара» («назареи») образовано от слова «насира», что переводится как «Назарет» — город в Шаме. «Назареями» называются люди, которые происходили из этого города.

— слово «хаварийюн» («апостолы») образовано от выражения «хубз аль-хавар», что переводится как «белый хлеб». Так назывались люди, которые были искренни и чисты сами и очищали других от скверны грехов путём наставлений. Родом деятельности «хаварийюн» было отбеливание тканей;

— пророки Нух, Ибрахим, Муса, Иса и Мухаммад, да будет мир над ними всеми, были названы «ул аль-‘азм» («обладатели решительности»), поскольку они были полны твёрдой воли проповедовать Божий закон. Иной трактовкой смысла этого выражения является то, что эти пророки были решительны в признании Мухаммада и Имамов, да будет мир над ними всеми, согласно тому, что им было заповедано.

Садук, «Ма’ани аль-ахбар»


Комментарии

  1. Настоящим именем пророка Нуха было либо Абд аль-Гаффар, либо Абд аль-Малик, либо Абд ал-А’ла.
  2. «И вспомните раба Нашего — Давида…» (38:16).
Поделиться
Отправить
Вотсапнуть
Класснуть
Плюсануть


Комментарии приветствуются

Scroll Up