Новое

Хадисы о том, что Имамы из рода Мухаммада — Люди Напоминания (Ахль аз-Зикр), которых Аллах велел спрашивать

Комментарии

Вашему вниманию представляется перевод более чем тридцати преданий из сборника шейха Саффара «Басаир ад-дараджат», в которых даётся подробное толкование одному из аятов суры «Аль-Анбийа» («Пророки»): «И посылали Мы до тебя лишь мужей, которым внушали откровение: спросите же Людей Напоминания, если не знали вы [об этом]» (21:7), заключающееся в том, что Люди Напоминания (Ахль аз-Зикр) — это Люди [пророческого] Дома (Ахль аль-Бейт), к которым Всевышний Аллах велел обращаться с вопросами, но которые оставляют за собой право не давать на них ответы.

1. Было передано от Мухаммада ибн Хусейна, от Мухаммада ибн Исмаила, от Мансура ибн Юнуса, от Абу Бакра аль-Хадрами, который сказал: «Я находился у Имама Абу Джафара (Имама Бакира), да будет мир с ним, когда к нему пришёл Вард, брат Кумейта, который сказал: „Да сделает меня Аллах жертвой за вас! Я приготовил для тебя семьдесят вопросов, но могу вспомнить лишь об одном“. Имам спросил: „О каком?“. Вард сказал: „[О значении] слов Всевышнего Аллаха: «Спросите же Людей Напоминания, если не знали вы [об этом]» (21:7)“. Имам ответил: „О Вард, Всевышний Аллах велит вам спрашивать нас, [Ахль аль-Бейт], а мы, если пожелаем, ответим вам, а если не пожелаем, воздержимся [от ответа]“».

2. Было передано от Ахмада ибн Мухаммада, от Хусейна ибн Али аль-Ваша, от Имама Резы, да будет мир с ним, который передал слова Имама Хусейна, да будет мир над ними обоими: «На [нас], Имамах, [возложено] обязательство, которого нет на [наших] шиитах, и на [наших] шиитах также есть обязательство, которого нет на нас. Аллах велел им спрашивать нас, сказав: „Спросите же Людей Напоминания, если не знали вы [об этом]“ (21:7). Но мы не обязаны отвечать на их вопросы: если пожелаем, то ответим, а если нет, то воздержимся [от ответа]».

3. Было передано от Ахмада ибн Мухаммада, от Ахмада ибн Абу Насра, который сказал: «Я отправил письмо Имаму Резе, да будет мир с ним, и среди того, что он ответил, было: „«Спросите же Людей Напоминания, если не знали вы [об этом]» (21:7)“. Он также сказал: „«И не было [подобающим] верующим выступать всем. Почему же не отправляется из каждой общины из них часть [людей], дабы изучали они религию и дабы предостерегали народ свой, когда вернутся они к ним? Быть может, они станут остерегаться [ослушания повелений Господа]» (9:122)“. Аллах велел вам спрашивать, но мы не обязаны отвечать».

4. Было передано от Ахмада ибн Мухаммада, от Ибн Абу Умейра, от Хишама ибн Салима, который сказал: «Я спросил Имама Абу Абд-Аллаха (Имама Садыка), да будет мир с ним, о словах Всевышнего Аллаха: „Спросите же Людей Напоминания, если не знали вы [об этом]“ (21:7). Имам ответил: „Это о нас, [Ахль аль-Бейт]“. Я спросил: „Нам следует спрашивать вас?“. Имам ответил: „Да“. Я спросил: „А вы должны ответить?“. Имам ответил: „Это решать нам“».

5. Было передано от Мухаммада ибн Абд аль-Джаббара, от Хасана ибн Али ибн Фаддаля, от Сулябы, от Зурары, от Имама Бакира, да будет мир с ним, который сказал относительно слов Всевышнего Аллаха «Спросите же Людей Напоминания, если не знали вы [об этом]» (21:7): «Это мы». Передатчик спросил: «А кто должен спрашивать?». Имам ответил: «Вы».

6. Было передано от Якуба ибн Язида, от Ибн Абу Умейра, от Хишама ибн Муслима, от Зурары, который сказал: «Я спросил Имама Абу Абд-Аллаха (Имама Садыка), да будет мир с ним, о словах Всевышнего Аллаха: «Спросите же Людей Напоминания, если не знали вы [об этом]» (21:7). Имам ответил: «Это о нас, [Ахль аль-Бейт]». Я спросил: «Нам следует спрашивать вас?». Имам ответил: «Да». Я спросил: «А вы должны ответить?». Имам ответил: «Это решать нам».

7. Было передано от Мухаммада ибн Хусейна, от Сафвана, от Ма’ля ибн Хунейса, от Имама Садыка, да будет мир с ним, который сказал относительно слов Всевышнего Аллаха «Спросите же Людей Напоминания, если не знали вы [об этом]» (21:7): «Люди Напоминания — это [Имамы из] рода Мухаммада. Люди обязаны спрашивать их, а они не обязаны отвечать: если пожелают, ответят, а если нет, то промолчат».

8. Было передано от Мухаммада ибн Хусейна, от Хасана ибн Али ибн Фаддаля, от Суалябы, от Зурары, от Ахмада ибн Мусы, от Али ибн Исмаила, от Сафвана ибн Яхьи, который сказал: «Я спросил Имама Абу Хасана, да будет мир с ним: „Может ли Имам, будучи спрошенным о дозволенном или запретном, не знать ответа?“. Имам ответил: „Нет. Всевышний Аллах говорит: «Спросите же Людей Напоминания, если не знали вы [об этом]» (21:7)“. Я спросил: „Кто они?“. Имам ответил: „Мы, [Ахль аль-Бейт]“. Я спросил: „Кому велено спрашивать?“. Имам ответил: „Вам“».

9. Было передано от Синди, от Мухаммада ибн Асыма ибн Хумейда, от Мухаммада ибн Муслима, от Имама Бакира, да будет мир с ним, который сказал относительно слов Всевышнего Аллаха «Спросите же Людей Напоминания, если не знали вы [об этом]» (21:7): «Мы, [Ахль аль-Бейт], — Люди Напоминания, и у нас спрашивают [люди]».

10. Было передано от Мухаммада ибн Хусейна и Мухаммада ибн Абд аль-Джаббара, от Хусейна ибн Али ибн Фаддаля, от Суалябы, от нескольких других сподвижников, от Мухаммада ибн Марвана, от Фудейля ибн Ясара, от Имама Бакира, да будет мир с ним, который сказал относительно слов Всевышнего Аллаха «Спросите же Людей Напоминания, если не знали вы [об этом]» (21:7): «Посланник Аллаха, да благословит Аллах его и его род, а также Люди его Дома (Ахль аль-Бейт) — это Люди Напоминания, и они — Предводители (Имамы)».

11. Было передано от Ахмада ибн Мусы, от Хасана ибн Мусы аль-Хашшаба, от Али ибн Хасана, от Абд ар-Рахмана ибн Касира, от Имама Садыка, да будет мир с ним, который сказал относительно слов Всевышнего Аллаха «Спросите же Людей Напоминания, если не знали вы [об этом]» (21:7): «Напоминание — это Мухаммад, да благословит Аллах его и его род, а мы, [Ахль аль-Бейт], — его люди, и нас следует спрашивать».

12. Было передано от Ахмада ибн Мухаммада, от Хусейна ибн Саида, от Сулеймана ибн Джафара аль-Джафари, который сказал: «Я слышал, как Имам Абу Хасан, да будет мир с ним, сказал относительно слов Всевышнего Аллаха «Спросите же Людей Напоминания, если не знали вы [об этом]» (21:7): «Мы, [Ахль аль-Бейт], — Люди Напоминания».

13. Было передано от Ахмада ибн Мухаммада, от Хусейна ибн Саида, от Али ибн Нумана, от Мухаммада ибн Марвана, от Фудейля, от Имама Бакира, да будет мир с ним, который сказал: «Посланник Аллаха, да благословит Аллах его и его род, и Имамы [после него] — это Люди Напоминания. „И, поистине, этот [Коран] — Напоминание [и назидание] для тебя и народа твоего, и вскоре будете вы спрошены“ (43:44). Мы, [Ахль аль-Бейт], — его народ, и мы будем спрошены».

14. Было передано от Якуба ибн Язида и Мухаммада ибн Хусейна, от Мухаммада ибн Абу Умейра, от Умара ибн Узейны, от Бурейда ибн Муавии, от Имама Бакира, да будет мир с ним, который сказал относительно слов Аллаха «Спросите же Людей Напоминания, если не знали вы [об этом]» (21:7): «Напоминание — это Коран, и у нас, [Ахль аль-Бейт], должно спрашивать [о нём]».

15. Было передано от Ахмада ибн Мухаммада, от Хусейна ибн Саида, от Сафвана, от Абу Усмана, от Ма’ля ибн Хунейса, от Имама Садыка, да будет мир с ним, который сказал относительно слов Всевышнего Аллаха «Спросите же Людей Напоминания, если не знали вы [об этом]» (21:7): «Люди Напоминания — это род Мухаммада». Мы рассказали ему о хадисе Аль-Кальби, что он говорит, будто люди Напоминания — это люди Писания (иудеи и христиане). Имам сказал: «Да будет он проклят, не верьте ему!».

16. Было передано от Ахмада ибн Мухаммада, от Абд-Аллаха ибн Маскана, от Касира, от нескольких других передатчиков, от Имама Бакира, да будет мир с ним, который сказал относительно слов Всевышнего Аллаха «Спросите же Людей Напоминания, если не знали вы [об этом]» (21:7): «Это мы, [Ахль аль-Бейт]». Передатчик спросил: «Мы обязаны спрашивать?». Имам ответил: «Да. А мы, если пожелаем, ответим, а если нет, не ответим».

17. Было передано от Синди, от Мухаммада, от А’ля, от Мухаммада ибн Муслима, который сказал Имаму Бакиру, да будет мир с ним: «Среди нас есть те, кто считает, будто Всевышний Аллах в аяте «Спросите же Людей Напоминания, если не знали вы [об этом]» (21:7) говорит об иудеях и христианах». Имам ответил: «Если это так, то они (иудеи и христиане) призовут принять их религию!». Затем он указал своей рукой на грудь и сказал: «Мы, [Ахль аль-Бейт], — Люди Напоминания, и у нас следует спрашивать!».

18. Было передано от Ахмада ибн Хасана, от Али ибн Фаддаля, от Амру ибн Саида, от Мусаддика, от Аммара ас-Сабати, который сказал: «Имама Абу Абд-Аллаха (Имама Садыка), да будет мир с ним, спросили о словах Всевышнего Аллаха: «Спросите же Людей Напоминания, если не знали вы [об этом]» (21:7). Он сказал: «[Люди Напоминания — это] род Мухаммада, и, поистине, я один из них!».

19. Было передано от Абд-Аллаха ибн Джафара, от Мухаммада ибн Исы, от Мухаммада ибн Синана, от Исмаила ибн Джабира и Абд аль-Карима, от Абд аль-Хамида ибн Абу Дейлама, от Имама Садыка, да будет мир с ним, который сказал о словах Всевышнего Аллаха «Спросите же Людей Напоминания, если не знали вы [об этом]» (21:7): «Книга Аллаха — Напоминание, а его люди — род Мухаммада, который Аллах велел спрашивать, ибо Он не велит спрашивать невежд. Аллах называет Коран „Напоминанием“. Он говорит: „И ниспослали Мы тебе Напоминание, дабы разъяснил ты людям то, что ниспослано им, и, быть может, они поразмыслят!“ (16:44)».

20. Было передано от Аббада ибн Сулеймана, от Са’да ибн Са’да, от Сафвана ибн Яхьи, от Имама Резы, да будет мир с ним, который сказал: «Всевышний Аллах говорит: „Спросите же Людей Напоминания, если не знали вы [об этом]“ (21:7). Люди Напоминания — это Имамы [из рода Мухаммада], и люди обязаны спрашивать их, но они не обязаны отвечать им».

21. Через ту же цепочку передатчиков также передано, что Сафван сказал: «Я спросил Имама о том, кто является Людьми Напоминания. Он сказал: „Это мы, [Ахль аль-Бейт]“».

22. Было передано от Синди, от Мухаммада ибн Асыма ибн Хамида, от Мухаммада ибн Муслима, от Имама Бакира, да будет мир с ним, который сказал о словах Аллаха «Спросите же Людей Напоминания, если не знали вы [об этом]» (21:7): «Коран — это Напоминание, а [представители] рода Посланника Аллаха, да благословит Аллах его и его род, являются его людьми, и у них спрашивают люди».

23. Этот хадис был также передан Ахмадом ибн Мухаммадом от Мухаммада ибн Муслима.

24. Было передано от Ахмада ибн Мухаммада, от Хусейна ибн Саида, от Абу Давуда аль-Мустарика, от Суалябы ибн Маймуна, от Зурары, который сказал: «Я спросил у Имама Абу Джафара (Имама Бакира), да будет мир с ним, о значении слов Аллаха, Всемогущ Он и Велик: „Спросите же Людей Напоминания, если не знали вы [об этом]“ (21:7). Я спросил его: „Мы должны спрашивать вас?“. Имам ответил: „Да. Но мы не обязаны отвечать: это решать нам“. Затем он зачитал [следующий аят]: „Это — дар Наш. Оказывай же милость [кому пожелаешь] или удерживай без расчёта [всякого]“ (38:39)».

25. Этот хадис был также передан Мухаммадом ибн Хусейном от Зурары.

26. Было передано от Мухаммада ибн Джафара ибн Башира, от Мусанны аль-Ханната, от Абд-Аллаха ибн Иджляна, который сказал о словах Аллаха «Спросите же Людей Напоминания, если не знали вы [об этом]» (21:7): «Это о Посланнике Аллаха, да благословит Аллах его и его род, и об Имамах из числа Людей [его] Дома (Ахль аль-Бейт). Они — Люди Напоминания».

27. Было передано от Аббаса ибн Ма’руфа, от Хаммада ибн Исы, от Бурефда, от Имама Бакира, да будет мир с ним, который сказал относительно слов Аллаха «Спросите же Людей Напоминания, если не знали вы [об этом]» (21:7): «Напоминание — это Коран, а мы, [Ахль аль-Бейт], — его люди».

28. Было передано от Абд-Аллаха ибн Джафара, от Мухаммада ибн Исы, от Хасана ибн Али аль-Ваша, от Имама Абу Хасана, да будет мир с ним, который сказал: «На Имамов [из рода Мухаммада] возложены некоторые обязательства, которые не возложены на их шиитов, и также на [их] шиитов возложены некоторые обязательства, которые не возложены на нас. Всевышний Аллах говорит: „Спросите же Людей Напоминания, если не знали вы [об этом]“ (21:7). Он велит вам спрашивать нас, но мы не обязаны вам отвечать: если пожелаем, ответим, а если нет, то воздержимся [от ответа]».

29. Было передано от Али ибн Исмаила, от Сафвана ибн Яхьи, который сказал: «Я спросил Имама Абу Хасана, да будет мир с ним: „Может ли Имам, когда его спрашивают о дозволенном и запретном, не знать об этом?“. Имам сказал: „Нет, но он может не ответить“».

30. Было передано от Ахмада ибн Мухаммада ибн Сулеймана, от Мухаммада ибн Абд ар-Рахмана аль-Асади и Хасана ибн Салиха, которые сказали: «К Имаму пришёл человек из числа вакифитов и сказал: „Я желаю задать тебе вопрос“. Имам сказал: „В таком случае я не отвечу тебе“. Человек спросил: „Почему ты не ответишь мне?“. Имам сказал: „Потому что решение принадлежит мне: если пожелаю — отвечу, а если нет — воздержусь [от ответа]“».

31. Было передано от Ахмада ибн Мухаммада, от Абу Абд-Аллаха ан-Навафили, от Касима, от Джабира, который сказал: «Я задал вопрос Имаму Абу Джафару (Имаму Бакиру), да будет мир с ним, на что он ответил: „Когда встретишь Мусу, спроси его об этом“. Я спросил: „А разве ты не знаешь ответа?“. Имам сказал: „Знаю, но мне запрещено отвечать“».

32. Было передано от Мухаммада ибн Хусейна, от Сафвана ибн Яхьи, от Мухаммада ибн Хакима, который сказал: «Я спросил Имама Абу Хасана, да будет мир с ним: „Может ли Имам не знать ответа на вопрос о дозволенном или запретном, или о чём-то, в чём нуждаются люди?“. Имам сказал: „Нет, но, возможно, что он знает, но не отвечает: если он пожелает, то ответит, а если нет, воздержится [от ответа]“».

«Басаир ад-дараджат», главы 19—20

Поделиться
Отправить
Класснуть
Плюсануть


Комментарии приветствуются

Scroll Up