Новое

Хадисы о вреде чревоугодия и секретах здорового питания

Комментариев нет

Каждый день мы имеем дело с пищей, и процесс её приёма уже вошёл у нас в не осознаваемую привычку: мы не задумываемся о том, правильно ли мы едим или нет, съедаем ли мы больше, чем требуется нашему организму, или нет, есть ли в нашей трапезе благо и т. п. Поэтому крайне важно ознакомиться с этикой приёма пищи, которую оставили нам Посланник Аллаха и его прямые потомки, да будет над ними всеми мир и благословение Всевышнего, чтобы не только быть здоровыми, но и изъять из своей жизни лишний повод для связанных с едой прегрешений и стяжать довольство Аллаха.

Малое количество пищи

1. Посланник Аллаха, да благословит Аллах его и его род, сказал: «Кто употребляет малое количество пищи, у того желудок здоровый, а сердце — чистое, кто же переусердствует в питании, у того желудок больной, а сердце — ожесточённое» («Танбих аль-хаватир», 1/46).

2. Имам Али, да будет мир с ним, сказал: «Малость пищи — достоинство, изобилие её — расточительство» («Мустадрак аль-васаиль», 16/213/19634).

Изобилие пищи

3. Посланник Аллаха, да благословит Аллах его и его род, сказал: «Человек наполняет свои сосуды злом из своего желудка» («Танбих аль-хаватир», 1/100).

4. Посланник Аллаха, да благословит Аллах его и его род, сказал: «Не войдёт в Царство небес и земли наполняющий свой желудок [чрезмерно]» («Танбих аль-хаватир», 1/100).

5. Посланник Аллаха, да благословит Аллах его и его род, сказал: «Остерегайтесь чревоугодия, ведь оно отравляет сердце ожесточением, и выводит члены из повиновения, и делает слух глухим к голосу увещевания» («Бихар аль-анвар», 77/182/10).

6. Имам Али, да будет мир с ним, сказал: «Кто умножает [чрезмерно] пропитание, тот вредит своему здоровью, и жизнь его становится тяжёлой» («Гурар аль-хикам», 8903).

7. Имам Али, да будет мир с ним, сказал: «Голод и болезнь не соседствуют друг с другом» («Мустадрак аль-васаиль», 16/222/19652).

8. Имам Садык, да будет мир с ним, сказал: «Нет ничего, наносящего больший урон сердцу верующего, нежели изобилие пищи, порождающее две вещи: ожесточение сердца и буйство страстей» («Мустадрак аль-васаиль», 12/94/13615).

Что порождает чревоугодие

9. Имам Али, да будет мир с ним, сказал: «Не сочетаются разум и чревоугодие» («Мустадрак аль-васаиль», 16/222/19652).

10. Имам Али, да будет мир с ним, сказал: «Если преисполнился желудок [пусть и] дозволенным, сердце стало слепым к деяниям праведным» («Гурар аль-хикам», 4139).

11. Имам Али, да будет мир с ним, сказал: «Сытость съедает богобоязненность» («Гурар аль-хикам», 659).

12. Имам Али, да будет мир с ним, сказал: «Лучший друг прегрешений — сытость» («Гурар аль-хикам», 9922).

Голод

13. Посланник Аллаха, да благословит Аллах его и его род, сказал: «Да возрадуются все, кто голодал и терпел — все те, кто насытится в День Воскресения!» («Бихар аль-анвар», 75/462/17).

14. Из хадиса о вознесении Пророка (Мирадж): «Спросил [Посланник Аллаха, да благословит Аллах его и его род]: „О Господи, каково наследие испытуемого голода?“. Он ответил: „Мудрость, и чистосердечие, и приближение ко Мне, и вечная печаль, и лёгкость отношений среди людей, и слово истины, и неважно, лёгкой была его жизнь или тяжёлой“» («Бихар аль-анвар», 77/22/6).

15. Имам Али, да будет мир с ним, сказал: «Лучший помощник смирению души и укрощению её привычек — голод» («Мустадрак аль-васаиль», 16/214/19634).

16. Имам Хади, да будет мир с ним, сказал: «Бодрствование делает слаще сон, а голод делает вкуснее пищу» («Бихар аль-анвар», 78/369/4).

Размеренность в еде

17. Посланник Аллаха, да благословит Аллах его и его род, сказал: «Ешь, когда испытываешь голод, и прекращай есть, пока ещё остаётся аппетит» («Бихар аль-анвар», 62/290 и с. 324).

18. Имам Реза, да будет мир с ним, сказал: «Кто желает быть правильно сложенным, лёгким телом (без лишнего мяса), тот пусть умерит своё пропитание на ночь» («Бихар аль-анвар», 62/290 и с. 324).

Об этике приёма пищи

19. Посланник Аллаха, да благословит Аллах его и его род, сказал: «Если кто ест, а другой взирает на него обоими [голодными] глазами, а тот не проявит к нему сострадания, то уподобится проглотившему яд, от которого нет противоядия» («Танбих аль-хаватир», 1/47).

20. Посланник Аллаха, да благословит Аллах его и его род, сказал: «Верующий ест с тем же аппетитом, что и его близкие, но близкие лицемера едят с тем же аппетитом, что и он сам» («Бихар аль-анвар», 62/291).

21. Имам Али, да будет мир с ним, сказал: «Кто помянет имя Аллаха перед едой или питием, и восхвалит Аллаха после их окончания, с того не спросится впоследствии за блага этой трапезы» («Васаиль аш-шиа», 16/384/5).

22. Имам Али, да будет мир с ним, сказал: «Начинайте с соли свою трапезу, ибо если бы люди ведали, какая польза имеется в соли, то предпочли бы её спелым персикам» («Васаиль аш-шиа», с. 520/3).

23. Имам Али, да будет мир с ним, сказал: «Оставляйте горячую пищу в прохладе, покуда не охладится, ведь Посланник Аллаха, когда подали ему горячую еду, сказал: „Оставьте её в прохладе покуда не охладится, ведь Аллах, Могучий и Великий, не кормит нас огнём, и в прохладе — благословение“» («Аль-Кафи», 2/321/1).

24. Имам Хасан, да будет мир с ним, сказал: «В трапезе есть двенадцать особенностей, знать которые должно каждому верующему, и из них четыре — обязательные (фарз), четыре — желательные (сунна) и четыре — из вежливости. Что же до обязательных, то они суть следующие: познание и довольство, поминание Имени [Аллаха] и благодарность. Что до желательных, то они — следующие: малое омовение (вуду) перед едой, возлежание на правом боку, принятие пищи тремя пальцами и облизывание пальцев. А что до особенностей вежливости, то к ним относятся вкушение того, что тебе подают, не переусердствовать в отрывании кусков, тщательно пережёвывать пищу и поменьше смотреть на лица окружающих» («Васаиль аш-шиа», 16/539/1).

25. Имам Садык, да будет мир с ним, сказал: «Кто помоет руки перед трапезой и после неё, на того снизойдёт благословение в начале её и при окончании, и будет жить он в довольстве, избавленный от тягот в своём теле» («Аль-Мухиджжат аль-байда», 3/6).

26. Имам Садык передал от своих прямых предков, да будет мир над ними всеми: «В хадисе о вещах, запрещённых Пророком [сказано]: „И запретил он дуть на пищу и питьё“» («Васаиль аш-шиа», 16/518/1).

27. Имам Садык, да будет мир с ним, сказал: «Не призывайте прислужниц ваших без покрывала, ибо если такое случится, в них может вселиться шайтан и забрать всё, что пожелает» («Мустадрак аль-васаиль», 8/295/9485).

28. Имам Казым, да будет мир с ним, сказал, когда был спрошен о низких людях: «Это — те, которые едят на рынках» («Мустадрак аль-васаиль», 8/295/9485).

29. Передают, что следует подольше задерживаться у трапезы, ибо это — сроки, которые не приписываются к нашему возрасту («Аль-Ихтисас», 253).

Поделиться
Отправить
Класснуть
Плюсануть

Похожие публикации

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Scroll Up