Новое

Имам Али отвечает Муавии на обвинения в убийстве Усмана ибн Аффана

Комментарии

Сулейм ибн Кайс аль-Хиляли привёл в своей книге переписку, состоявшуюся накануне Сиффинской битвы между Муавией ибн Абу Суфьяном и Имамом Али ибн Абу Талибом, да будет мир с ним, в которой Муавия требовал мести за кровь Усмана ибн Аффана, сыном дяди которого он являлся. Примечательно, что своё первое послание к Повелителю верующих основатель проклятой династии Омейядов предваряет следующими словами: «Клянусь Аллахом, мне известно, что у тебя больше прав на халифат, чем у остальных людей, что ты — из числа первых мухаджиров! И знаю я, что лишён подобных заслуг перед исламом, которые есть у тебя, и нет у меня той близости к Посланнику Аллаха, что есть у тебя, и не обладаю я тем знанием о Книге Аллаха и сунне Его Пророка, которым обладаешь ты…».

Послание Муавии Имаму Али

Абан ибн Абу Айяш передал от Сулейма ибн Кайса аль-Хиляли, а также Абу Харун аль-Абади утверждал, что слышал это от Умара ибн Абу Салямы, что Муавия призвал Абу Дарду и Абу Хурейру и сказал им: «Отправляйтесь к Али, передайте ему от меня приветствие и [следующие слова]: „Клянусь Аллахом, мне известно, что у тебя больше прав на халифат, чем у остальных людей, что ты — из числа первых мухаджиров! И знаю я, что лишён подобных заслуг перед исламом, которые есть у тебя, и нет у меня той близости к Посланнику Аллаха, что есть у тебя, и не обладаю я тем знанием о Книге Аллаха и сунне Его Пророка, которым обладаешь ты.

Присягнули тебе мухаджиры и ансары после того, как совещались в течение трёх дней, добровольно, не будучи принуждёнными к этому. Первыми, кто это сделал, были Тальха и Зубейр, но затем они нарушили присягу, несправедливо требуя то, на что у них не было никакого права. Но я являюсь сыном дяди Усмана, и я требую [мести] за его кровь! До меня дошло, что ты считаешь себя непричастным к пролитию его крови, что ты находился в своём доме, когда он был убит, и якобы ты, когда он был убит, сказал: «„Поистине, принадлежим мы Аллаху, и, поистине, мы к Нему возвратимся“ (2:156)! Я не доволен этим и не содействовал я в этом!». И что ты, когда во время Верблюжьей битвы люди кричали: «Ради мести за Усмана!», сказал: «Сегодня убийцы Усмана будут окунуты лицами в огонь! Разве я убил его? Они велели убить его, а также их спутница (Аиша), когда я находился в своём доме!».

Я — сын дяди Усмана, и я требую мести за его кровь! Если всё так, как ты говоришь, то выдай мне убийц Усмана, дабы я убил их за сына моего дяди, и я присягну тебе и приму твою власть! Это во-первых.

Во-вторых, мои шпионы донесли мне, а также дошли до меня письма сторонников Усмана, которые сражаются на твоей стороне, и ты считаешь, что они поддерживают тебя, но они мыслями на нашей стороне, а на твоей — лишь телами, что ты благословляешь Абу Бакра и Умара, но ничего не говоришь об Усмане — не благословляешь его и не проклинаешь!

Но до меня [также] дошло, что когда ты остаёшься [наедине] со своими скверными сторонниками и заблудшими лживыми приближёнными, ты отрекаешься от Абу Бакра, Умара и Усмана и проклинаешь их. Ты утверждаешь, что являешься наместником Посланника Аллаха в его общине и его преемником, и что Аллах обязал верующих подчинятся тебе и велел признать тебя повелителем в Книге Аллаха и сунне Его Пророка. А также что Аллах велел Мухаммаду сообщить от этом общине, ниспослав аят: «О Посланник! Доведи [до людей] то, что ниспослано тебе от Господа твоего [о руководстве общиной после тебя], и если не сделаешь ты [этого], то не доведёшь ты послания Его [и не выполнишь миссию свою], и [знай, что] Аллах оберегает тебя от [зла] людей. Поистине, Аллах не ведёт [по пути верному] людей неверующих» (5:67). И он собрал свою общину в Гадир Хуме, и донёс до них волю Аллаха о тебе, велел также рассказать об этом отсутствующим, и кроме этого он сообщил, что ты для верующих — ближе [и важнее] их самих, и твоё положение по отношению к нему подобно положению Харуна по отношению к Мусе.

Узурпация власти со слов Муавии

До меня также дошло, что всякий раз, как ты произносишь проповедь перед людьми, ты не сходишь с минбара, не сказав:

«Клянусь Аллахом, я ближе к людям, чем они сами к себе! Я оставался угнетённым с тех самых пор, как умер Посланник Аллаха!».

Если то, что до меня дошло, является правдой, то угнетение Абу Бакра и Умара по отношению к тебе было более жёстким, чем угнетение Усмана. Когда умер Посланник Аллаха, Умар присягнул Абу Бакру, не посоветовавшись с тобой и не приняв тебя в расчёт. Они воспользовались твоим правом, твоим доводом и твоей близостью к Посланнику Аллаха. Если бы они приняли тебя и присягнули бы тебе, то Усман сделал бы это быстрее всех из-за его близости к тебе и твоего права по отношению к нему, поскольку он — сын твоих дяди и тёти. Когда умирал Абу Бакр, он намеренно передал власть Умару, не посоветовавшись с тобой и не приняв тебя в расчёт.

Затем Умар перед смертью собрал совет из шестерых, исключив из него остальных мухаджиров и ансаров. И вы на третий день поручили Абд ар-Рахману ибн Ауфу принять решение, когда увидели людей, что собрались и вынули мечи из ножен, говоря:

«Если вы не изберёте одного из вас правителем до захода солнца, мы отрубим ваши головы, исполнив приказ Умара!».

И он присягнул Усману, и это сделали вы.

Когда Усман был окружён, он воззвал о помощи, но вы не ответили ему и не помогли, хотя присягали ему и видели, что происходит, о мухаджиры и ансары! Вы дали возможность египтянам убить его, и некоторые группы из вашего числа также поддержали их, оставив Усмана без помощи. И в том, что произошло, ты являешься либо убийцей, либо тем, кто приказал это сделать, либо тем, кто допустил это, [оставив Усмана без поддержки].

Потом люди присягнули тебе, и ты более заслуживаешь власти, чем я. Выдай мне убийц Усмана, чтобы я убил их! А затем я приму твою власть и присягну тебе, а также все жители Шама (Сирии)!“.

Ответное послание Имама Али Муавии

Когда Али, да будет мир с ним, прочитал письмо Муавии, и донесли Абу Дарда с Абу Хурейрой его послание, он сказал Абу Дарде: „Донесли вы до меня, что сказал Муавия — теперь же слушайте меня и донесите до него мои слова!

Воистину, Усман ибн Аффан мог быть лишь одним из двух людей: имамом наставления, пролитие крови которого под запретом, оказание ему помощи — обязанность, ослушание его [приказов] — запрещено, а оставление без помощи — недопустимо; или же имамом заблуждения, пролитие крови которого дозволено, а его признание или оказание ему помощи — не дозволено!

Обязаны все мусульмане, согласно велению Аллаха и ислама, после смерти их имама или его убийства, был ли он заблудшим или наставленным, угнетённым или угнетателем, была ли его кровь дозволена или нет, не совершать никаких дел или предпринимать каких-либо действий до того, пока не изберут они для себя имама, добродетельного и знающего, набожного и разбирающегося в вынесении решений и сунне! Дабы он правил среди них и решал о том, в чём они расходятся, возвращал угнетённому его право, что было отобрано угнетателем, оберегал бы их границы, распределял среди них трофеи, проводил хадж и пятничную молитву, распределял пожертвования. Лишь затем следует им обратиться к нему относительно убитого имама и его убийцы, дабы новый имам рассудил в соответствие с истиной. Если он был убит несправедливо, то имам выносит решение в соответствии с решением родственников (попечителей) убитого. Если же он не был убит несправедливо, то новый имам решает, как следует поступить.

Это первое, что люди должны сделать: избрать имама, который объединит их, если выбор — их право, последовать за ним и подчиниться ему. Если же выбор — у Всевышнего Аллаха и Его Посланника, то Аллах уже избрал для них Имама, и Посланник указал им на Имама, которым он доволен, велев им подчиняться ему и следовать за ним. После убийства Усмана люди присягнули мне, мухаджиры и ансары, которые присягнули Абу Бакру, Умару и Усману и признали их имамами, присягнули мне после совещания в течение трёх дней. Они присягнули им, не считаясь с мнением большинства, мне же они присягнули, посоветовавшись с ними!

Если [допустить, что] право избрания имама Аллах передал общине, и их выбор лучше выбора Аллаха и Его Посланника, то они обязаны подчиняться и помогать имаму, которого избрали и которому присягнули, и люди избрали меня, посоветовавшись, единогласно!

Если же Всевышний Аллах является Тем, Кто обладает правом избрания имама, то он избрал меня для общины, назначил меня наместником среди них, велел им подчиняться и помогать мне в Книге ниспосланной и сунне Его Пророка, да благословит Аллах его и его род, то это — наисильнейший довод в мою пользу! Если бы Усман был убит во время Абу Бакра или Умара, вышел ли бы тогда Муавия против них с войной, требуя [отмщения за кровь Усмана]?“.

Абу Хурейра и Абу Дарда сказали: „Нет“. Али сказал: „Так же и со мной. Если Муавия скажет: «Да», то скажите ему: «В таком случае всякий угнетённый может разделить мусульман, призвав на свою сторону [его сторонников]». А ведь дети Усмана имеют больше прав на то, чтобы требовать отмщения за него, чем Муавия!“.

Абу Дарда и Абу Хурейра промолчали, а затем сказали: „Ты рассуждаешь справедливо!“. Али сказал: „Дети Усмана – мужчины, уже не дети, и не нуждаются в опекуне. Пусть же [они] придут ко мне, и я рассужу между ними и убийцами их отца. Если же они окажутся неубедительными в своих доводах, то пусть тогда назначат Муавию своим представителем, и пусть они и их противники предстанут перед имамом и правителем, чьё правление они признают и исполнят его решения. Он выслушает доводы обеих сторон, и если их отец был убит как угнетатель, чья кровь была дозволена, вопрос будет закрыт, если же он был убит несправедливо, и кровь его была запретна, то имам предоставит им убийц, и они решат, как поступить с ними: убить, простить или получить за его убийство выкуп“.

Убийцы Усмана находятся в моей армии, они утверждают что убили его, и они согласны с моим решением относительно них. Пусть же придут ко мне дети Усмана или же Муавия, если он их представитель в этом деле, чтобы я вынес решение на основании Книги Аллаха и сунны Его Пророка, да благословит Аллах его и его род.

Если же Муавия лишь желает обвинить в преступлении на основании лжи и выдумок всякого, кого ему вздумается, то Аллах воздаст ему за это!“.

Абу Дарда и Абу Хурейра сказали:

„Клянёмся Аллахом, ты рассуждаешь справедливо! Ты устранил его ложные доводы, приведя сильнейший и правдивый довод [в свою пользу]!“.

Затем Абу Хурейра и Абу Дарда вышли и перед ними предстали двадцать тысяч вооружённых мужчин, которые сказали:

„Мы — убийцы Усмана, и мы согласны с решением Али относительно нас! Пусть же придут близкие Усмана, и попросят Повелителя верующих осудить нас за кровь их отца, и если он постановит о том, что мы должны быть убиты за это или выплатить выкуп, мы примем его решение!“.

Абу Дарда и Абу Хурейра сказали: „Это справедливо! Али не должен выдавать вас или убивать, пока они не обратятся к нему, и он не рассудит между ними и вами на основании Книги Аллаха и сунны Его Пророка“».

«Книга Сулейма ибн Кайса аль-Хиляли», хадис 25

Поделиться
Отправить
Класснуть
Плюсануть


Комментарии приветствуются

Scroll Up