Новое

Имам Али приводит мусульманам аргументы в свою пользу в эпоху правления Усмана ибн Аффана

Комментариев нет

Наш проект по воле Всевышнего Аллаха перевёл больше тысячи хадисов от Ахль аль-Бейт, но этот хадис из книги «Тайны рода Мухаммада» (в оригинале — «Книга Сулейма ибн Кейса»), который мы хотим представить вашему вниманию, — особенный. И дело не в его огромном размере, который составляет почти двадцать страниц чистого текста, а в его необычайной исторической важности. Ценность этого предания в том, что в нём Повелитель верующих, да будет мир с ним, сам приводит неопровержимые доводы в свою пользу, обличает сложившийся после смерти Посланника Аллаха, да благословит Аллах его и его род, институт халифата и выводит на чистую воду его приверженцев.

Абан ибн Абу Айяш передал от Сулейма ибн Кейса аль-Хиляли, который сказал: «Во время правления Усмана я видел Али, да будет мир с ним, в Мечети Посланника Аллаха, да благословит Аллах его и его род, в которой группа [людей] разговаривала о религиозных знаниях и понимании религии.

Они упомянули курайшитов: их достоинства, их первенство, их переселение (хиджру) и то, что Посланник Аллаха сказал о них. Например, то, что руководителями (имамами) являются курайшиты, что люди будут следовать за курайшитами, что курайшиты — руководители (имамы) арабов, что не следует ругать курайшитов, что один курайшит обладает силой двух мужчин из другого племени, а также, что Аллах гневается на того, кто гневается на курайшитов, и что Он унизит того, кто унизит курайшитов.

Они также вспомнили об ансарах, их достоинствах, их помощи [Посланнику Аллаха] и то, что Аллах отметил их в Своей Книге и Посланник Аллаха сказал о них. Упомянули они то, что Посланник Аллаха сказал о Са’де ибн Ма’зе на его похоронах, Ханзаля ибн Рахиба, которого омыли ангелы, и того, кого защитили пчёлы (Асима ибн Сабита). Они не забыли упомянуть даже малейшего их достоинства, и всякий раз говорили: „Этот человек — от нас, этот человек — от нас!“.

Курайшиты сказали: „От нас — Посланник Аллаха, от нас — Хамза ибн Абд аль-Мутталиб, Джафар, Убейда ибн Харис, Зейд ибн Хариса, Абу Бакр, Умар, Усман, Са’д, Абу Убейда, Салим, Ибн Ауф“. И они не забыли назвать хотя бы одного из ранних сподвижников.

В этом кругу присутствовало больше двухсот человек. Среди курайшитов, который я запомнил, были: Али ибн Абу Талиб, да будет мир с ним, Са’д ибн Абу Вакас, Абд ар-Рахман ибн Ауф, Зубейр, Тальха, Аммар, Микдад, Абу Зарр, Хашим ибн Утба, Абдуллах ибн Умар, Хасан, Хусейн, да будет мир над ними обоими, Ибн Аббас, Мухаммад ибн Абу Бакр, Абдуллах ибн Джафар, Убейдуллах ибн Аббас. Среди ансаров были: Убай ибн Ка’б, Зейд ибн Сабит, Абу Айюб аль-Ансари, Абу Хейсам ибн Тейхан, Мухаммад ибн Масляма, Кейс ибн Са’д ибн Убада, Джабир ибн Абдуллах, Абу Марьям, Анас ибн Малик, Зейд ибн Аркам, Абдуллах ибн Абу Ауфа, Абу Лейла со своим сыном Абд ар-Рахманом, который сидел сбоку от отца: молодой безбородый парень с красивым лицом.

И пришёл Абу Хасан аль-Басри со своим сыном Хасаном, который также был молод, безбород и красив лицом. Я смотрел на них и не мог определить, кто же [из них] красивее. Но Хасан был крупнее и выше. Там находилось большинство людей, с раннего утра вплоть до полудня. Усман находился в своём доме и не знал, что происходит. Али ибн Абу Талиб молчал, ничего не говорил, и также поступали члены его семьи.

Аргументы Повелителя верующих

К нему подошли люди и спросили: „О отец Хасана, что мешает тебе вступить в разговор?“. Он ответил: „Нет здесь никого, кто не упомянул бы достоинство и не сказал правду“. Затем он продолжил:

„О собрание курайшитов и ансаров, посредством кого Аллах дал вам эти достоинства? Посредством вас самих, вашего происхождения и ваших семей или же посредством кого-то другого?“.

Они ответили: „Аллах даровал нам их, благодаря Посланнику Аллаха мы достигли всего этого. Всякое достоинство в религии или в этом мире мы получили благодаря Посланнику Аллаха, а не нам самим, нашему происхождению и нашим семьям“.

Он ответил: „Верно, о собрание курайшитов и ансаров! Признаёте ли вы, что всё, что вы получили благого из этого мира и следующего, получили лишь благодаря нам, Дому Пророка (Ахль аль-Бейт)? И что вы слышали, как Посланник Аллаха сказал: «Поистине, я и мой брат Али ибн Абу Талиб созданы из одной глины?»“. И участники Бадра, Ухуда и все предшественники сказали: „Да, мы слышали это от Посланника Аллаха!“. Али спросил: „Признаёте ли вы, что сын моего дяди, Посланник Аллаха, сказал: «Поистине, я и обитатели моего Дома (Ахль аль-Бейт) были светом при Аллахе за две тысячи лет до сотворения Адама! И мы, будучи светом, прославляли Аллаха, а ангелы прославляли Его нашим прославлением. Когда Аллах создал Адама, Он поместил этот свет в чресло Адама, а потом отправил его на землю вместе с ним. Затем он перенёс этот свет на ковчеге посредством Ноя, затем провёл его через огонь с Ибрахимом. И наш свет продолжал существовать в наилучших творениях, покуда мы не были извлечены в достойнейшем облике и выращены среди благороднейших отцов и матерей, среди которых не было никого, кто совершил бы распутство»“?

И все сказали: „Да, мы слышали это от Посланника Аллаха!“. Али спросил: „Заклинаю вас Аллахом! Признаёте ли вы, что я являюсь братом Посланника Аллаха среди всех сподвижников, что он установил между мной и ним братство, сказав: «Ты мой брат, а я — твой, в этом мире и следующем»?“. Они ответили: „Клянёмся Аллахом, да!“. Али спросил: „Признаёте ли вы, что Посланник Аллаха купил место для мечети, построил её, а затем построил десять домов: девять для себя, а один он отдал мне? Затем он велел запереть каждую дверь, ведущую в мечеть, кроме моей, сказав: «Не я запер ваши двери и оставил отрытой его, но Аллах велел мне запереть ваши двери, оставив его дверь открытой!»“. Люди сказали: „Клянёмся Аллахом, да!“.

Али спросил: „Признаёте ли вы, что Умар желал оставить небольшое отверстие в своём доме, [выходящее] в сторону мечети, [но] Посланник Аллаха запретил ему [это делать], сказав: «Поистине, Аллах велел Мусе построить очищенную мечеть, в которой не будет жить кто-либо, кроме него, Харуна и его сыновей! Он также велел мне построить очищенную мечеть, в которой не будет жить кто-то другой, кроме меня, моего брата и его сыновей!»“. Люди сказали: „Клянёмся, что это правда!“.

Али спросил: „Признаёте ли вы, что Посланник Аллаха призвал вас к признанию моего руководства (вилаята) в Гадир Хуме, велев передать это всем отсутствующим?“. Люди сказали: „Клянёмся Аллахом, да!“. Али спросил: „Признаёте ли вы, что Посланник Аллаха в день завоевания Табука сказал: «Ты по отношению ко мне подобен Харуну по отношению к Мусе, и ты — повелитель каждого верующего после меня?»“. Люди сказали: „Клянёмся Аллахом, да!“.

Али спросил: „Признаёте ли вы, что когда Посланник Аллаха, вызвав жителей Наджрана на взаимное проклятие (мубахилу), взял с собой лишь меня, мою жену и наших детей?“. Люди сказали: „Клянёмся Аллахом, да!“.

Али спросил: „Знаете ли вы, что Посланник Аллаха вручил мне знамя в день завоевания Хайбара, сказав [до этого]: «Поистине, я вручу завтра знамя человеку, которого любит Аллах и Его Посланник, а он любит их! Не трус он, и посредством него будет завоёван Хайбар!»“. Люди сказали: „Клянёмся Аллахом, да!“.

Али спросил: „Признаёте ли вы, что Посланник Аллаха по Божьему внушению отправил меня с сурой «Отречение» к людям Мекки, вернув назад того, кого отправил до меня, и сказав: «Поистине, Всевышний сообщил мне, что не донесёт её от моего имени кто-либо, кроме того, кто от меня»“. Люди сказали: „Клянёмся Аллахом, это так!“.

Али спросил: „Признаёте ли вы, что Посланник Аллаха, когда случалась какая-либо беда, всегда посылал меня, доверяя мне её решение? А также, что, обращаясь ко мне, он всегда говорил мне: «О мой брат»?“. Люди сказали: „Клянёмся Аллахом, да!“.

Али спросил: „Признаёте ли вы, что Посланник Аллаха рассудил между мной и Джафаром и Зейдом относительно дочери Хамзы, сказав: «О Али, поистине, ты — от меня, а я — от тебя, и ты — покровитель каждого верующего после меня»?“. Люди сказали: „Клянёмся Аллахом, признаём!“.

Али спросил: „Признаёте ли вы, что я находился с Посланником Аллаха днём и ночью, когда я его спрашивал, он отвечал мне, а если я молчал, то он побуждал меня задать вопрос?“. Люди сказали: „Клянёмся Аллахом, да!“.

Али спросил: „Признаёте ли вы, что Посланник Аллаха отдал мне предпочтение над Джафаром и Хамзой, сказав Фатиме: «Поистине, я отдам тебя замуж за лучшего человек в моей семье и моей общине, который опередил всех в вере, нраве и знаниях»“. Люди сказали: „Клянёмся Аллахом, да!“.

Али спросил: „Признаёте ли вы, что Посланник Аллаха сказал: «Поистине, я — Господин потомков Адама, мой брат [Али] — Господин арабов, Фатима — Госпожа женщин Рая, Хасан и Хусейн — Господа юношей Рая?»“. Люди сказали: „Клянёмся Аллахом, да!“.

Али спросил: „Признаёте ли вы, что Посланник Аллаха велел мне омыть его тело, сказав, что Джабраил назначил меня совершать это?“. Люди сказали: „Клянёмся, это правда!“.

Али спросил: „Признаёте ли вы, что Посланник Аллаха сказал в последней своей проповеди: «О люди! Поистине, я оставил вам две вещи, если вы будете им следовать, то никогда не заблудитесь: Книгу Аллаха и Людей моего Дома (Ахль аль-Бейт)»?“. Люди сказали: „Клянёмся Аллахом, да!“.

Али спросил: „Заклинаю вас Аллахом! Знаете ли вы, что когда были ниспосланы [следующие] аяты: «И опередившие, первые из переселившихся и ансаров и те, которые последовали за ними прекрасным [образом]: доволен был Аллах ими…» (9:100); «И [третья группа — это блаженные], опередившие [всех в благодеяниях. Будут они] опередившими [всех при входе в Рай]…» (56:10), Посланника Аллаха спросили о них, на что он ответил: «Всевышний Аллах ниспослал их о пророках и их преемниках. Я являюсь лучшим Пророком Аллаха и Его Посланником, а Али ибн Абу Талиб является моим преемником — наилучшим преемником!»“. Они сказали: „Клянёмся Аллахом, да!“.

Описание событий, произошедших в день Гадир Хум со слов Повелителя верующих

Он сказал: «Заклинаю вас Аллахом! Знаете ли вы, что когда был ниспослан [аят] «О те, которые уверовали! Повинуйтесь Аллаху и повинуйтесь Посланнику [Его] и обладателям [права] повеления из [семьи Пророка] вашего» (4:59), а также [аят] «Воистину, покровитель ваш лишь Аллах, и Посланник Его, и те, которые уверовали, которые совершают молитву и дают [милостыню] очистительную, в то время как они кланяются в пояс» (5:55), Посланника Аллаха спросили: «О Посланник Аллаха, это о ком-то конкретно или о всех верующих?».

И Всевышний Аллах велел ему рассказать им, кто является обладателем власти, также, как он велел ему обучить людей молитве, закяту, посту и паломничеству. И выдвинул меня перед людьми в Гадир Хуме, затем сказал:

«О люди! Аллах послал мне сообщение, которое сжимает моё сердце, и я опасаюсь, что люди сочтут ложью мои слова! И Аллах сказал мне донести это до вас, иначе Он накажет меня!».

Затем он призвал к общественной молитве, а после обратился с проповедью:

«О люди! Известно ли вам, что Аллах является моим покровителем, а я являюсь покровителем каждого верующего, и [что] я ближе к ним, чем они сами?».

Они сказали: «Да, о Посланник Аллаха!». Посланник Аллаха сказал: «Встань, Али!». Я встал. Затем он сказал:

«Кому я являюсь покровителем, тому и он покровитель! О Аллах, будь другом его друзей и врагом его врагов!».

Встал Салман и спросил: «Что это означает?». Посланник Аллаха ответил:

«Для кого я ближе, чем он сам, для того и Али ближе, чем он сам».

И Аллах ниспослал аят: «Сегодня усовершенствовал Я для вас религию вашу, и завершил для вас милость Мою, и остался доволен для вас исламом как религией» (5:3). Пророк восславил Аллаха и сказал:

«Аллах Велик! Завершением моего пророчества и доведением до совершенства религии является руководство (вилаят) Али после меня!».

Абу Бакр и Умар встали и спросили: «О Посланник Аллаха, эти аяты об Али?». Он ответил: «Да, о нём и о его преемниках до Судного дня». Они спросили: «О Посланник Аллаха, кто они?». Он сказал: «Это Али — мой брат и преемник, наследник и наместник, покровитель каждого верующего после меня, затем Хасан, затем Хусейн, затем девять потомков Хусейна, один за другим. Коран с ними, а они — с Кораном, не разделятся [друг от друга], покуда не встретятся со мной у райского источника»“.

И сказали люди: «Клянёмся Аллахом, это правда! Мы слышали это и видели в точности, как ты рассказал». Некоторые из них сказали, что запомнили большую часть из этого, но не запомнили всего.

Али сказал: „Верно. Не каждый способен запомнить всё. Заклинаю вас Аллахом! Пусть тот, кто запомнил это, встанет и оповестит нас об этом!“.

Встали Зейд ибн Аркам, Бара’ ибн Азиб, Абу Зарр, Микдад и Аммар и сказали: „Мы свидетельствуем, что запомнили слова Пророка, когда он взошёл на минбар, а ты был сбоку от него. Он сказал: «О люди! Поистине, Аллах велел мне утвердить для вас руководителя (имама) и лидера, своего преемника и наместника (халифа), которому Аллах приказывает подчиняться в Своей Книге, связав подчинение ему с подчинением мне! О люди! Поистине, Аллах приказал вам в Своей Книге совершать молитву, а я рассказал вам, как её совершать! Он велел вам выплачивать закят, совершать пост и паломничество, а я объяснил вам, как это делать.

Он также приказал вам подчиняться [обладателям власти], а я засвидетельствовал перед вами, что это относится лишь к нему». И Посланник Аллаха положил руку на Али ибн Абу Талиба. Потом сказал: «Затем к его сыновьям, а затем к другим преемникам, каждый из которых является потомком предыдущего. Они не разделятся с Кораном, пока не встретятся со мной у райского источника.

О люди! Я рассказал вам, кто является вашим руководителем (имамом) после меня, вашим покровителем, ведущим вас [по истинному пути]. Это — мой брат Али ибн Абу Талиб. Его положение по отношению к вам подобно моему положению. Следуйте же за ним в религии и подчиняйтесь во всех ваших делах, поскольку ему известны те знания и та мудрость, которой Аллах обучил меня. Подчиняйтесь ему и получайте знания от него и его преемников, не пытайтесь обучать их, не обгоняйте их и не отставайте от них, поскольку они — с истиной, а истина — с ними!»“».

Сулейм сказал: «Затем Али сказал: „О люди! Знаете ли вы, что когда Аллах ниспослал в Своей Книге: «Воистину, хочет Аллах отвести [всякую] скверну от вас, семьи дома [пророческого], и очистить вас [от грехов полным] очищением» (33:33), Посланник Аллаха собрал меня, Фатиму, Хасана и Хусейна, затем набросил на нас накидку и сказал:

«Они — моё семейство (Ахль аль-Бейт) и моя плоть. Меня радует то, что доставляет радость им, и я страдаю от того, что причиняет страдания им. От них была удалена скверна, и они были очищены полностью!».

Пришла Умм Салама и сказала: «А как же я, Посланник Аллаха?». Он сказал: «Твоё положение является благим, однако, это ниспослано лишь о моём брате, моей дочери Фатиме, о моих внуках и о девятерых потомках Хусейна»“.

И все сказали: „Мы свидетельствуем, что Умм Салама рассказала нам об этом! Затем мы спросили об этом Посланника Аллаха, и он рассказал нам то же самое“.

Затем Али сказал: „Заклинаю вас Аллахом, знаете ли вы, что когда Аллах ниспослал: «О те, которые уверовали! Остерегайтесь [гнева] Аллаха и будьте с правдивыми!» (9:119), Салман спросил: «О Посланник Аллаха, это о ком-то конкретно?». Посланник Аллаха сказал: «Что касается приказа [следовать за правдивыми], то это относится ко всем верующим, но правдивыми здесь являются лишь мой брат Али и его преемники до Cудного дня»?“. Они сказали: „Клянёмся Аллахом, да!“.

Али сказал: „Заклинаю вас Аллахом, знаете ли вы, что при завоевании Табука я спросил Посланника Аллаха, почему он меня оставляет, на что он ответил: «Город не может оставаться, кроме как под моим или твоим управлением, ибо ты по отношению ко мне подобен Харуну по отношению к Мусе, кроме того, что после меня нет пророков»?“. Люди ответили: „Клянёмся Аллахом, да!“.

Али сказал: „Заклинаю вас Аллахом! Знаете ли вы, что когда Аллах ниспослал: «О те, которые уверовали! Кланяйтесь в пояс и падайте ниц, [совершая поклон земной], и поклоняйтесь Господу вашему, и делайте добро — быть может, вы преуспеете! И усердствуйте на [пути] Аллаха достойным Его усердием! Он избрал вас и не установил на вас в религии никакого стеснения [и трудности]. [Следуйте] религии праотца вашего, Ибрахима. Он назвал вас мусульманами прежде, и в этом [Писании зовётесь вы так же], дабы Посланник был свидетелем [деяний] ваших, и [дабы] стали вы свидетелями [деяний] людей. Совершайте же молитву [обрядовую], и давайте [милостыню] очистительную, и держитесь крепко за [религию] Аллаха! Он — Покровитель ваш. Прекрасен же [Он как] Покровитель и прекрасен [как] Помощник!» (22:77—78), встал Салман и спросил: «О Посланник Аллаха, кто это, над кем ты являешься свидетелем, а они являются свидетелями над людьми»? Посланник Аллаха сказал: «Это тринадцать мужчин из этой общины: я, мой брат и одиннадцать его потомков»?“. Люди сказали: „Клянёмся Аллахом, да!“.

Али сказал: „Заклинаю вас Аллахом! Знаете ли вы, что Посланник Аллаха однажды произносил проповедь, затем прекратил и сказал: «О люди! Я оставляю среди вас две драгоценности — Книгу Аллаха и моё семейство — Ахль аль-Бейт. Держитесь за них — и вы не собьётесь с верного пути! Поистине, Аллах оповестил меня, что они не разделятся, пока не встретятся со мной у райского источника!». Встал Умар, рассерженный, и спросил: «О Посланник Аллаха, все члены твоей семьи?». Он сказал: «Нет, лишь мои преемники, первый из них — мой брат и наместник, покровитель каждого верующего после меня. Затем мой внук Хасан, затем мой внук Хусейн, затем девять потомков Хусейна. Они — свидетели Аллаха на земле, доводы для Его творений, хранители Его знаний и толкователи Его мудрости. Кто подчинится им, тот подчинится Аллаху, а кто ослушается их, ослушается Аллаха»?“. И люди сказали: „Мы свидетельствуем, что Посланник Аллаха говорил это!“.

Затем Али стали задавать вопросы, и он не оставил их без ответа, не призвав людей засвидетельствовать очередное его достоинство и то, что Посланник Аллаха говорил о нём. И люди подтверждали это и свидетельствовали в пользу этого. Он не забыл упомянуть ничего, что Аллах ниспослал о нём или Ахль аль-Бейт в Коране, а также что Посланник Аллаха сказал о них, и всякий раз он призывал людей засвидетельствовать это. Среди них были те, кто говорил обо всём, что это правда. Иногда часть людей подтверждала что-то, а другая молчала. И те, которые молчали, говорили тем, которые подтверждали: „Мы считаем вас надёжными передатчиками, нам также говорили об этом другие надёжные люди, что они слышали это от Посланника Аллаха“.

Затем он сказал: „Засвидетельствуйте в их пользу“. Они сказали: „О Аллах, мы свидетельствуем, что говорим лишь правду и то, что слышали от Посланника Аллаха, а также то, что нам передали надёжные люди, говорившие, что слышали это от Посланника Аллаха!“.

Али спросил: „Признаёте ли вы, что Посланник Аллаха сказал: «Кто считает, будто любит меня, но при этом ненавидит Али, тот лжёт»? И он положил свою руку мне на голову. У него спросил один человек: «Как это, о Посланник Аллаха?». Посланник Аллаха ответил: «Это потому что он — от меня, а я — от него, кто любит его, то любит меня, а кто любит меня, тот любит Аллаха. Всякий же, кто ненавидит его, ненавидит и меня, а кто ненавидит меня, тот ненавидит Аллаха»?“. И около двадцати достойнейших [людей] сказали: „Клянёмся Аллахом, это правда!“. Остальные промолчали.

Али сказал промолчавшим: „Что вы скажете?“. Они сказали: „Те, кто засвидетельствовал [истинность твоих слов] считаются среди нас надёжными передатчиками“. Али сказал: „Засвидетельствуйте в их пользу!“. Они сказали: „О Аллах, мы свидетельствуем лишь о том и передаём лишь то, что мы слышали от Посланника Аллаха, и что нам передали заслуживающие доверия передатчики, которые говорят, что слышали это от Посланника Аллаха!“.

Разговор между Повелителем верующих и Тальхой. Семь ответов относительно придуманного Абу Бакром хадиса о халифате

Тальха сказал: „Тогда как же мы совершили то, к чему призвали Абу Бакр и Умар, а их товарищи подтвердили это в тот день, когда тебя привели к ним, накинув на тебя верёвку? Они сказали тебе: «Присягай!». Ты выступил против них тогда со своими доводами относительно твоих достоинств — они все подтвердили твои слова, а затем сказали, что Посланник Аллаха сказал: «Поистине, Аллах не желает, чтобы в нас, Ахль аль-Бейт, соединилось и пророчество и наместничество (халифат)». Его слова подтвердил Умар, Абу Убейда, Салим и Ма’з“. Затем Тальха сказал: „Всё, что ты упомянул, является правдой. Всё, что ты привёл в качестве аргумента относительно твоих достоинств, мы подтверждаем. Что же касается халифата, то эти пятеро засвидетельствовали о том, что ты слышал“.

Первый ответ: разоблачение их договора

Али встал, разгневался от слов Тальхи, а затем достал вещь, которую он до этого прятал и разъяснил то, что он сказал в день смерти Умара, а люди не поняли смысла. Он приблизился к Тальхе и сказал: „О Тальха! Клянусь Аллахом, нет для меня свитка, что был бы для меня любимее в День суда, чем тот свиток, на котором эти пятеро заключили договор под тенью Каабы во время прощального хаджа Посланника Аллаха. Они договорились, что если Мухаммад будет убит или умрёт, то они восстанут против меня и не дадут мне получить власть“.

Второй ответ: хадис «Гадир»

Али сказал: „О Тальха! Доказательством лживости их слов являются слова Посланника Аллаха в день Гадир Хум:

«Для кого я ближе (важнее), чем он сам, для того и Али также ближе».

Так как же я могу быть ближе к ним, если они являются правителями надо мной?

Третий ответ: хадис «Положение»

Что же до слов Посланника Аллаха: «Твоё положение по отношению ко мне подобно положению Харуна по отношению к Мусе, кроме пророчества», то разве вы не знаете, что халифат — это не пророчество? Если бы было что-то, помимо пророчества, то Посланник Аллаха сказал бы об этом!

Четвёртый ответ: хадис «Две драгоценности»

А также слова Посланника Аллаха: «Поистине, я оставляю среди вас две вещи, следуя которым вы не собьётесь с истинного пути: Книгу Аллаха и моё семейство (Ахль аль-Бейт). Не опережайте их и не отставайте от них. Не пытайтесь учить их, ибо они знают больше вас». И халифом должен быть человек, более всех знающий Книгу Аллаха и сунну Его Посланника. Аллах сказал: «Тот ли, кто ведёт к истине, более достоин, чтобы последовали [за ним], или тот, кто [сам] не [может] пойти [по пути верному], если только не поведут [его]? Что с вами, как вы рассуждаете?» (10:35). Он также сказал: «Аллах избрал его над вами и увеличил его широтой знаний и [силой] тела» (2:247). Посланник Аллаха сказал: «Если народом управляет человек, при том, что есть кто-то более знающий, чем он, то дела этого народа будут ухудшаться, пока они не вернутся к тому, что оставили [к более знающему]».

Пятый ответ: хадис о признании Али Повелителем верующих

Доказательством их лжи и нечестия является то, что они признали меня Повелителем верующих по приказу Посланника Аллаха. Это довод против них, против тебя и того, кто с тобой (Зубейра), против всей общины и вот этих двух“. И он указал на Са’да и Ибн Ауфа. Затем сказал: „А также против вашего халифа-угнетателя Усмана.

Шестой ответ: совет, назначенный Умаром

Поистине, все мы, шестеро из совета живы. Почему Умар включил меня в состав своего совета, если он и его товарищи говорили правду о Посланнике Аллаха? Он включил меня в совет для избрания халифа или для чего-то другого? Если же вы скажете, что не для избрания халифа, то Усман не должен властвовать над нами, и мы должны советоваться друг с другом, поскольку сам Посланник Аллаха велел нам советоваться во всех вопросах, кроме халифата. Если же он включил меня в совет для избрания халифа, то почему он это сделал, ведь он сам [ранее] сказал, что Посланник Аллаха лишил своё семейство права на халифат?

Седьмой ответ: что сказал Умар перед смертью

Что сказал Умар перед смертью своему сыну Абдуллаху? Заклинаю тебя Аллахом, [Абдуллах ибн Умар], что он сказал тебе, когда мы вышли?“. Абдуллах сказал: „Раз ты заклинаешь меня Аллахом, то я расскажу. Он сказал: «Если они присягнут хашимиту с лысой головой (Имаму Али), то он поведёт их по светлому пути и будет править среди них по Книге Аллаха и сунне Пророка»“. Али сказал: „О сын Умара, а что ты ответил ему?“. Он сказал: „Я спросил его: «Что мешает тебе, отец, назначить его своим преемником?»“. Али спросил: „И что он ответил тебе?“. Абдуллах сказал: „Он ответил мне кое-что, но я храню это в секрете“. Али сказал: „Посланник Аллаха сообщил мне всё, что вы сказали друг другу“. Абдуллах спросил: „Когда он тебе это сообщил?“. Али сказал: „Сначала он рассказал мне это при жизни, затем он явился ко мне во сне в ночь, когда умер твой отец. А кто видел Посланника Аллаха во сне, тот словно видел его в действительности“. Абдуллах спросил: „Что же он сообщил тебе?“. Али сказал: „Заклинаю тебя Аллахом, о сын Умара, что если я расскажу это тебе, ты подтвердишь!“. Он ответил: „Или я промолчу“. Али сказал: „Когда ты спросил его, что ему помешало назначить его преемником, он ответил тебе: «Свиток, в котором мы записали договор во время прощального хаджа»“. И Абдуллах промолчал. Али сказал: „Во имя права Посланника Аллаха, почему ты не отвечаешь мне?“».

Сулейм сказал: «Я видел Абдуллаха на этом собрании: он рыдал и давился слезами».

Незаконность совета Умара

Затем Али повернулся к Тальхе, Зубейру, Ибн Ауфу и Са’ду и сказал: „Клянусь Аллахом, если эти пятеро солгали на Посланника Аллаха, то вы не должны принимать их правление! Если же они сказали правду тогда, то как же вы, пятеро, согласились состоять со мной в совете, если моё присутствие там являлось нарушением указа Посланника Аллаха?“.

Халифат и имамат — право лишь двенадцати Имамов

Затем Али повернулся к людям и сказал: „Расскажите мне о моём положении среди вас, что вы знаете обо мне? Вы считаете меня правдивым или лжецом?“. Люди сказали: „Правдивым, правдивым! Клянёмся Аллахом, мы не слышали от тебя лжи ни во время невежества, ни во время ислама!“. Али сказал: „Клянусь Аллахом, который почтил нас, Ахль аль-Бейт, пророчеством, даровав его Мухаммаду, а затем сделал нас руководителями (Имамами) верующих! Никто не имеет права доносить от его имени, кроме нас, а на халифат и имамат нет ни у кого права, кроме нас! Аллах не даровал кому-то другому, кроме нас, долю в этом или права на это!

Посланник Аллаха — Печать пророков, после него нет пророков или посланников до Судного дня. Коран же является Последним Божьим Писанием до Судного дня. А нас Аллах сделал наместниками (халифами) на земле после Мухаммада и свидетелями над Его творениями. Он обязал для всех подчинение нам в Своей Книге во многих аятах, связав его с подчинением Ему и Его Пророку. Затем Он велел Его пророку донести это до людей, и он сделал это.

Таким образом, кто имеет больше прав сидеть там, где сидел Посланник Аллаха? Вы все слышали, как Посланник Аллаха, отправляя меня донести суру «Отречение» сказал: «Не сможет её донести кто-то, кроме меня самого, или человека от меня“. Заклинаю вас Аллахом, слышали ли вы это?“. Люди сказали: „Клянёмся Аллахом, мы слышали это от Посланника Аллаха, когда он послал тебя с сурой «Отречение»!“. Али сказал: „Ваш товарищ не подходит, чтобы донести от Посланника Аллаха свиток размером в четыре пальца, и никто не подходит для этого, кроме меня! Так кто же имеет больше прав на его место: тот, о котором было сказано, что он от Посланника Аллаха, или же тот из этой общины, о ком сказано, что он не от Посланника Аллаха? Разве Посланник Аллаха не сказал: «Донесите это до всех отсутствующих»?“.

Тальха сказал: „Мы слышали это от Посланника Аллаха. Разъясни же нам, как это никто не может доносить от Посланника Аллаха, если он сказал нам и остальным людям: «Донесите это до отсутствующих»? Он также сказал в день Арафат во время его прощального хаджа: «Да помилует Аллах того, кто слышал мои слова, запомнил их, а затем донёс их до людей! Возможно, он донесёт знания до того, у кого их нет, а возможно он донесёт их до того, кто знает больше него». Посланник Аллаха также и в других местах говорил: «Донесите это до отсутствующих»“.

Али сказал: „Что касается того, что сказал Посланник Аллаха в день Гадир Хум, в день Арафат, во время прощального хаджа, а также в день, когда он скончался, то вспомни его последнюю проповедь, в которой он сказал: «Я оставляю среди вас две вещи, придерживаясь которых вы никогда не заблудитесь: Книгу Аллаха и моё семейство (Ахль аль-Бейт). Поистине, Всевышний Аллах сообщил мне, что они не разделятся, пока не встретятся со мной у райского источника. Ухватитесь же за них — и вы не заблудитесь! Не опережайте их и не отставайте от них, не пытайтесь учить их, ибо они знают больше вас!». И он велел людям донести о подчинении Имамам из рода Мухаммада, и не о чём-либо, кроме этого. Разве ты не слышал, Тальха, как Посланник Аллаха сказал мне:

«О брат! Поистине, ты выплатишь мои долги, выполнишь мои договоры и возвратишь доверенное мне на хранение, а также будешь сражаться за мою сунну!“.

Когда Абу Бакр захватил власть, выплатил ли он долги Посланника Аллаха? Я сделал это, я выплатил его долги и выполнил договоры! Абу Бакр лишь выплачивал свои долги, выполнял свои договоры и возвращал доверенное ему.

Имамы доносят Божественные дела до людей

Лишь Имамы доносят от Посланника Аллаха всё то, что пришло ему от Аллаха! Имамы, которым Аллах обязал подчиняться в Своей книге, подчинение которым — это подчинение Аллаху, а ослушание которых — это ослушание Аллаха“.

Тальха сказал: „Ты облегчил для меня [понимание]. Я не знал, что Посланник Аллаха имел в виду, когда говорил это. Но теперь ты разъяснил мне, да воздаст тебе Аллах благом, отец Хасана!

Разговор о собрании Повелителем верующих Корана

О отец Хасана, я хочу спросить тебя кое о чём! Я видел, как ты пришёл с завёрнутым куском ткани и сказал:

«О люди! Поистине, я был занят омовением и похоронами Посланника Аллаха, затем я занялся составлением Книги Аллаха. Это — Книга Аллаха, собранная в одном месте, не упущено здесь ни одной буквы».

Но я не видел эту книгу, которую ты составил. Когда Умар стал халифом, он послал за тобой, чтобы ты принёс ему её, но ты отказался. Умар призвал людей, если двое свидетельствовали об аяте Корана, то он записывал это. Если же об аяте свидетельствовал лишь один человек, то он не записывал. Я слышал, как Умар сказал: «В день Ямама были убиты люди, которые читали из Корана то, что не читали другие, и это было утеряно». А как то раз к свитку подошла коза, когда писцы Умара записывали, и съела часть, и это не было записано. Что ты скажешь об этом? Я слышал, как Умар сказал, а также его товарищи, что записывали во время Усмана, что сура «Аль-Ахзаб» была такая же по размеру, как сура «Аль-Бакара», в суре «Ан-Нур» было сто шестьдесят аятов, а в суре «Аль-Худжурат» — девяносто аятов. Что ты скажешь? Что тебе мешает достать то, что ты тогда записал для людей, да помилует тебя Аллах? Я видел, как Усман собрал всё, записанное при Умаре, составил это в одну книгу, вынудил людей принять один вариант прочтения и сжёг свитки Убайа ибн Кааба и Ибн Ма’суда. Что ты скажешь об этом?“.

Повелитель верующих записывает Коран под диктовку Посланника Аллаха

Повелитель верующих сказал: „О Тальха! Поистине, у меня есть каждый аят, что ниспослал Аллах Мухаммаду! Я записал их все своей рукой под диктовку Посланника Аллаха. Там также присутствует толкование каждого аята, всё запретное и дозволенное, все наказания и положения, а также любая вещь, в которой будут нуждаться люди до Судного дня. Всё это записано мной под диктовку Посланника Аллаха“.

Тальха спросил: „Всё великое и малое, частное и общее, всё, что будет до Судного дня, записано у тебя?“. Али сказал: „Да, и кроме этого во время болезни Посланник Аллаха втайне открыл мне тысячу дверей знаний, каждая из которых открывает ещё тысячу таких дверей. О Тальха! Ты присутствовал, когда Посланник Аллаха велел принести ему пергамент, чтобы он записал в нём то, благодаря чему люди не сбились бы и не разделились. И твой товарищ (Умар) сказал, что Пророк «бредит». Посланник Аллаха разгневался и не стал ничего записывать“.

Тальха сказал: „Да, я присутствовал при этом“. Али сказал: „Когда вы ушли, Посланник Аллаха сообщил мне, что он хотел написать, желая, чтобы это увидели люди. Джабраил сообщил ему, что Аллаху известно, что люди разделятся после Посланника Аллаха. Затем он попросил меня принести пергамент, чтобы он записал это в присутствии трёх свидетелей: Салмана, Абу Зарра и Микдада. Он назвал всех Имамов прямого руководства, которым Аллах велел подчиняться. Он назвал меня, затем моих сыновей Хасана и Хусейна, затем девять потомков Хусейна. Абу Зарр и Микдад, так ли всё было?“.

Абу Зарр и Микдад встали и сказали: „Свидетельствуем, что это правда!“. Тальха сказал: „Я слышал, как Посланник Аллаха сказал об Абу Зарре:

«Не видели земля и небо человека, более правдивого, чем Абу Зарр».

И я свидетельствую, что они говорят лишь правду, а ты ещё более правдив в моих глазах, чем они двое“.

Затем Али повернулся к Тальхе и сказал: „Побойтесь Аллаха, Тальха, и ты, Зубейр, и вы, Са’д и Ибн Ауф! Побойтесь Его, заслужите Его довольство, избрав то, что есть у Него, и не бойтесь зла его замышляющих!“.

Коран в наше время

Тальха сказал: „О отец Хасана, почему ты не ответил мне на мой вопрос о Коране, почему ты не покажешь его людям?“. Али сказал: „О Тальха, я намеренно не ответил на твой вопрос!“. Тальха спросил: „Расскажи мне о том, что записали Умар и Усман — это всё является Кораном или же там есть что-то помимо него?“. Али сказал: „Да, всё это — Коран. Если вы станете придерживаться того, что в нём, то спасётесь от адского пламени и войдёте в Рай, ибо в нём есть довод в нашу пользу и указание на нашу власть и наше право, а также на обязанность подчинения нам“.

Тальха сказал: „Этого мне достаточно! Если это Коран, то мне достаточно!“. Затем он спросил: „Но расскажи мне о том Коране, что находится у тебя: кому ты передашь его, кто станет его хранителем после тебя?“. Али сказал: „Я передам его тому, кому велел мне передать его Посланник Аллаха“. Тальха спросил: „Кто это?“. Али сказал: „Мой преемник — мой сын Хасан. Затем он передаст его моему сыну Хусейну. Затем его буду передавать друг другу потомки Хусейна, один за другим, пока последний из них не встретится с Посланником Аллаха у райского источника. Они — с Кораном, а Коран — с ними, не разделятся они никогда.

Двенадцать имамов заблуждения из племени Курайш

Поистине, Муавия и его сын получат власть после Усмана, затем будут править семеро потомков Хакама ибн Абу аль-‘Аса, один за другим, вместе они — двенадцать имамов заблуждения. Это те, о ком Посланник Аллаха сказал, что они обратят его общину вспять. Десять из них — Омейяды, а двое других (Абу Бакр и Умар) подготовили им для этого почву, и на них — грехи всей общины“.

И все сказали: „Да помилует тебя Аллах, о, отец Хасана, простит и воздаст тебе благом за твоё наставление и благую речь!“».

«Книга Сулейма ибн Кейса аль-Хиляли», хадис 11

Поделиться
Отправить
Класснуть
Плюсануть

Похожие публикации

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Scroll Up