«Имам заблуждения, чьё мнение имеет ценность козьих испражнений». Что говорили об Абу Ханифе известные суннитские учёные древности?

Комментарии

Абу Ханифа, также известный как Ну’ман ибн Сабит, был основателем существующей по сей день «суннитской» секты ханафитов — самого популярного в мире течения в исламе наряду с шафиитами, маликитами и ханбалитами. Важно отметить, что ханафитская правовая школа имела официальный статус в Аббасидской империи, ответственной за убийства Имамов Ахль аль-Бейт, да будет мир над ними всеми. Некоторые величают Абу Ханифу «великим имамом» («имам аль-а’зам») и уважают больше, чем любого из прямых потомков Пророка, например, Имама Джафара ас-Садыка. Давайте отбросим популярность его мазхаба и посмотрим на фетвы-«диагнозы», которые ставили ему другие не менее известные учёные «ахль ас-сунна», такие как: Ахмад ибн Ханбал, Малик ибн Анас, Мухаммад аш-Шафии, Суфьян ас-Саури, Абд ар-Рахман аль-Аузаи’, Суфьян ибн Уяйна, Абд-Аллах ибн Мубарак, Абд ар-Рахман ибн Махди, Хамад ибн Салам аль-Басри, Шуа’ба ибн аль-Хаджадж, Абу Хатим Мухаммад ибн Хиббан, Айюб, Абу Мухаммад, Асвад ибн Са’лим, Газали и другие.

Фетвы Ахмада ибн Ханбала

Исхак аль-Харби передал: «Имама Ахмада ибн Ханбала спросили об имаме Малике. Ответ был таков: „[Переданные] им хадисы верны, но его мнение является слабым“. Затем он был спрошен об Аузаи’. Он ответил: „И [переданные] им хадисы, и его мнение являются слабыми“. Потом его спросили об Абу Ханифе, и он ответил: „Его мнение и [переданные] им хадисы не несут никакой ценности“. В конце его спросили об имаме Шафии. Он ответил: „[Переданные] им хадисы и его мнение являются достоверными (сахих)“» («Тарих аль-Багдад», т. 15, с. 576).

«Тарих аль-Багдад» (обложка)
«Тарих аль-Багдад»

Ахмад ибн Хасан ат-Тирмизи передал: «Я слышал, как Ахмад ибн Ханбал сказал: „Абу Ханифа говорил ложь“» («Тарих аль-Багдад», т. 15, с. 579).

«Тарих аль-Багдад»

Ахмад ибн Ханбал сказал: «Я считаю, что мнение Абу Ханифы [имеет такую же ценность], что и козьи испражнения» («Тарих аль-Багдад», т. 15, с. 569).

«Тарих аль-Багдад»

Хасан ибн Али ас-Саккаф передал: «Ханбалиты верят, что Абу Ханифа был имамом заблуждения» («Ас-салафийа аль-ваххабийа», с. 73).

«Ас-салафийа аль-ваххабийа» (обложка)
«Ас-салафийа аль-ваххабийа»

Фетвы Малика ибн Анаса

Мансур ибн Музахим передал: «Я слышал, как Малик ибн Анас говорил, что Абу Ханифа глумился над религией, а тот, кто глумится над религией, не имеет религии».

Мутриф передал: «Я слышал, как имам Малик говорил, что нужно избавлять религию от заблуждений, а Абу Ханифа был заблуждающимся».

«Тарих аль-Багдад», т. 15, с. 552

«Тарих аль-Багдад»

Малик ибн Анас сказал: «Смута (фитна) Абу Ханифы несёт больший вред, чем смута Иблиса».

Малик ибн Анас сказал: «Никто не принёс своим рождением больше вреда, чем Абу Ханифа».

«Тарих аль-Багдад», т. 15, с. 545

«Тарих аль-Багдад»

Валид ибн Муслим передал: «Имам Малик ибн Анас спросил у меня: „Упоминают ли Абу Ханифу в твоей стране?“. Я ответил: „Да“. Он сказал: „[Тогда] твоя страна не будет стойкой“» («Тарих аль-Багдад», т. 15, с. 551).

«Тарих аль-Багдад»

Малик ибн Анас сказал: «Восстание Абу Ханифы с мечом против народа принесло бы меньше вреда, [чем его религиозная деятельность]» («Джами’а байан аль-ильм уа фадиля», т. 3, с. 334).

«Джами'а байан аль-ильм уа фадиля» (обложка)
«Джами'а байан аль-ильм уа фадиля»

Фетвы Мухаммада аш-Шафии

Мухаммад аш-Шафии сказал: «Я видел книги сподвижников Абу Ханифы, что составляют сто тридцать страниц. В них я нашёл восемьдесят страниц [измышлений], противоречащих Корану и сунне» («Тарих аль-Багдад», т. 15, с. 566).

«Тарих аль-Багдад»

Мухаммад аш-Шафии сказал: «Я не знаю никого, кто написал бы книгу, в которой доказывал бы свои ошибки, за исключением Абу Ханифы» («Тарих аль-Багдад», т. 15, с. 567).

«Тарих аль-Багдад»

Мухаммад аш-Шафии сказал: «Я видел книгу [сподвижников] Абу Ханифы, и они утверждают, что говорят [лишь] то, что есть в Книге Аллаха и традиции Пророка, в то время как на самом деле они идут наперекор им» («Табакат аш-Шафийа аль-кубра», т. 2, с. 122).

«Табакат аш-Шафийа аль-кубра» (обложка)
«Табакат аш-Шафийа аль-кубра»

Фетвы Суфьяна ас-Саури

Аль-Фазари передал: «Я слышал, как Аузаи’ и Суфьян ас-Саури говорили: „Никто не рождался более вредным для ислама“, а Шафии сказал: „Более вредным, чем Абу Ханифа“».

Суфьян ас-Саури сказал: «Никто не рождался более вредным для ислама, чем Абу Ханифа».

«Тарих аль-Багдад», т. 15, с. 549

«Тарих аль-Багдад»

Cуфьян ас-Саури сказал об Абу Ханифе: «Не было в исламе рождения более прискорбного для мусульман, чем его» («Тарих аль-Багдад», т. 15, с. 548).

«Тарих аль-Багдад»

Cуфьян ас-Саури сказал: «Абу Ханифа дважды каялся в своём неверии (куфре)» («Тарих аль-Багдад», т. 15, с. 524—525).

«Тарих аль-Багдад»
«Тарих аль-Багдад»

Cуфьян ас-Саури сказал: «Абу Ханифа много раз каялся в своих ересях» («Китаб ас-сунна», т. 1, с. 193).

«Китаб ас-сунна» (обложка)
«Китаб ас-сунна»

Фетвы Абд ар-Рахмана аль-Аузаи’

Аузаи’ сказал: «Не рождалось никого, более вредного для ислама, чем Абу Ханифа» («Китаб аль-‘иляль уа ма’рифат ар-риджаль», т. 2, с. 46).

«Китаб аль-'иляль уа ма'рифат ар-риджаль» (обложка)
«Китаб аль-'иляль уа ма'рифат ар-риджаль»

Сулейман ибн Хасан аль-Халяби сказал: «Я слышал, как Аузаи’ в нескольких случаях говорил, что Абу Ханифа уничтожил столпы ислама один за другим» («Тарих аль-Багдад», т. 15, с. 547).

«Тарих аль-Багдад»

Салама ибн Кульсум сказал: «Когда Абу Ханифа умер, Аузаи’ воскликнул: „Хвала Аллаху за то, что убил его! Он уничтожал столпы ислама один за другим“» («Китаб ас-сунна», т. 1, с. 207).

«Китаб ас-сунна»

Фетвы Суфьяна ибн Уяйна

Суфьян ибн Уяйна сказал: «Абу Ханифа трижды каялся в атеизме» («Тарих аль-Багдад», т. 15, с. 526).

«Тарих аль-Багдад»

Фетва Абд-Аллаха ибн Мубарака

Абу Исхак ат-Таликани передал: «Я слышал, как Абд-Аллах ибн Мубарак говорил: „Любой, кто владеет книгой Абу Ханифы и распространяет изложенные в ней мнения, сделает [совершённый] им хадж недействительным, а его жена станет для него запретной“. Затем раб Ибн Мубарака заявил: „Я думаю, что автор этой книги — сам шайтан“, на что Ибн Мубарак ответил: „Тот, кто написал эту книгу хуже шайтана!“» («Тарих аль-Багдад», т. 15, с. 556).

«Тарих аль-Багдад»

Фетва Абд ар-Рахмана ибн Махди

Абд ар-Рахман ибн Махди сказал: «Между Абу Ханифой и истиной [воздвигнута] стена» («Тарих аль-Багдад», т. 15, с. 561).

«Тарих аль-Багдад»

Фетва Хамада ибн Салама аль-Басри и Шуа’ба ибн аль-Хаджаджа

Мансур ибн Салама аль-Хузаи передал: «Я слышал, как Хамад ибн Салама проклинал Абу Ханифу». Абу Салама передал: «Шу’аба проклинал Абу Ханифу» («Китаб ас-сунна», т. 1, с. 211).

«Китаб ас-сунна» width=

Фетва Абу Хатима Мухаммада ибн Хиббана

Абу Хатим Мухаммад ибн Хиббан сказал об Абу Ханифе: «Не дозволено следовать за ним, поскольку он насаждал [веру в] откладывание (ирджа’ — учение секты мурджиитов о том, что для спасения души достаточно одной веры, а совершение добрых дел откладывается — прим. пер.), а, согласно нашим учёным, недопустимо следовать за тем, кто привносит [в религию] нововведения (бид’а). Я не знаю ни о каких разногласиях между мусульманскими учёными и богобоязненными [людьми] во всех странах в отношении него (Абу Ханифы) — каждый порицал его один за другим» («Китаб аль-маджрухин», т. 3, с. 64).

«Китаб аль-маджрухин» (обложка)
«Китаб аль-маджрухин»
«Китаб аль-маджрухин»

Фетва Айюба

Салам ибн Абу Мути’ передал: «Айюб сидел в мечети. Его заприметил Абу Ханифа и устремился к нему. Когда Айюб увидел, как он приближается к нему, то сказал своим сподвижникам: „Давайте уйдём отсюда, пока он не разнёс среди нас вшей!“» («Тарих аль-Багдад», т. 15, с. 547).

«Тарих аль-Багдад»

Фетва Абу Мухаммада

Абу Мухаммад сказал: «Он пребывает в заблуждении и придерживается его и не вернётся к истине, даже если она станет для него ясной» («Тарих аль-Багдад», т. 15, с. 551).

«Тарих аль-Багдад»

Фетвы учёных Шама (Сирии)

Касим ибн Абд аль-Малик передал: «Я слышал, как Абу Мусихир говорил: „Учёные будут проклинать некоего человека на этом минбаре“. Затем он указал рукой на минбар Дамаска. Аль-Фархъяни сказал: „Это был Абу Ханифа“» («Тарих аль-Багдад», т. 15, с. 570).

«Тарих аль-Багдад»

Фетва Асвада ибн Са’лима

Абу Убейд передал: «Я сидел рядом с Асвадом ибн Са’лимом в мечети Расафа. Они начали обсуждать [некую] тему, и я сказал: „Мнение Абу Ханифы [по этому вопросу] такое-то и такое-то…“. Асвад сказал мне: „Ты упомянул Абу Ханифу в мечети!“. С тех пор он (Асвад ибн Са’лим) не разговаривал со мной до самой смерти» («Тарих аль-Багдад», т. 13, с. 564).

«Тарих аль-Багдад»

Фетвы Газали

Газали сказал: «Абу Ханифа не был муджтахидом, поскольку не приобрёл [за свою] жизнь знания грамматики [арабского языка]… Абу Ханифа не имел знаний о хадисоведении: он игнорировал сильные хадисы и принимал слабые. И он [не только] не обладал [необходимыми] способностями толковать [положения] шариата, [но], наоборот, противоречил им!» («Аль-Манхуль», с. 471).

«Аль-Манхуль» (обложка)
«Аль-Манхуль»

«Мне всё равно, если мои [слова] несовместимы со [словами] Абу Ханифы, потому что я практически полностью уверен в том, что его убеждения были ошибочными» («Аль-Манхуль», с. 439).

«Аль-Манхуль»

Шафии сказал: «Всякий, кто использует [метод] истихсан (в фикхе — вынесение религиозного постановления, ведущего к отказу от решения по аналогии, предпочтение в сторону удобства, лёгкости — прим. пер.), создал новый закон, [отличный от ислама]. В первую очередь рекомендуется объяснить подлинную сущность истихсана. Некоторые из сподвижников Абу Ханифы сказали: „Истихсан — это метод, при котором отсутствуют доказательства“. Воистину, этот [метод есть разновидность] неверия (куфра), кто бы ни использовал его [сам] и ни дозволял его использование [другим]!» («Аль-Манхуль», с. 374—375).

«Аль-Манхуль»
«Аль-Манхуль»

«Абу Ханифа перевернул [исламское] право [с ног] на голову, нарушил его метод и изменил его систему» («Аль-Манхуль», с. 500).

«Аль-Манхуль»

«Каждый религиозный человек должен знать, что Аллах никогда не посылал Пророка с таким намазом, [как у Абу Ханифы], и Мухаммад не был послан, чтобы распространять среди людей такой [намаз]» («Аль-Манхуль», с. 501).

«Аль-Манхуль»

Поделиться
Отправить
Вотсапнуть
Класснуть
Плюсануть


Комментарии приветствуются

Scroll Up