Новое

Имамы Хасан и Хусейн в Священном Коране

Комментариев нет

Уважаемые читатели! Неисчислимы предания о наших Непорочных в преданиях (хадисах), составляющих письменную традицию суннитов и шиитов. Мы же продолжаем информировать вас о том, каким образом сокровищница Имамата обнаруживается искателям сего бесценного клада в нетленном Слове Всевышнего Аллаха — Священном Коране, когда, приподнимая один слой коранических смыслов за другим, верующие шииты, руководимые искренним сердцем, удостаиваются, наконец, чести узреть эту небесную красоту во всем её неприкосновенном великолепии.

Все знают, например, о сокровенном смысле суры «Аль-Каусар» («Изобилие»), об этом шиитами сказано и написано много. А сегодня мы предлагаем вашему вниманию хадис, любезно подобранный исследовательским центром «Сайид аш-шухада» по поводу сокровенного смысла суры «Ат-Тин» («Смоковница»), стоящей в Коране под номером 95, которая выглядит следующим образом:

Во имя Аллаха, Всемилостивого, Всемилосердного
بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَٰنِ الرَّحِيمِ

1. Клянусь смоковницей и маслиной
وَالتِّينِ وَالزَّيْتُونِ

2. И горою Синин (Горой Синайской)
وَطُورِ سِينِينَ

3. И этим городом безопасным (И сим краем Богохранимым),
وَهَذَا الْبَلَدِ الْأَمِينِ

4. Сотворили Мы человека лучшим сложением
لَقَدْ خَلَقْنَا الْإِنسَانَ فِي أَحْسَنِ تَقْوِيمٍ

5. Затем оборотили Мы нижайшим из низких
ثُمَّ رَدَدْنَاهُ أَسْفَلَ سَافِلِينَ

6. Кроме тех, которые уверовали и творили праведное, им — награда без меры
لَّا الَّذِينَ آمَنُوا وَعَمِلُوا الصَّالِحَاتِ فَلَهُمْ أَجْرٌ غَيْرُ مَمْنُونٍ

7. И что после этого заставляет тебя ложью считать религию?
فَمَا يُكَذِّبُكَ بَعْدُ بِالدِّينِ

8. Разве Аллах — не Мудрейший из Мудрых?
أَلَيْسَ اللَّهُ بِأَحْكَمِ الْحَاكِمِينَ

Сказал Имам Абу Абдуллах Джафар ас-Садык, да будет мир с ним, в отношении слов Всевышнего: «وَالتِّينِ وَالزَّيْتُونِ وَطُورِ سِينِينَ» — «Клянусь смоковницей и маслиной и горою Синайской»: «„Смоковница“ и „маслина“ — это Хасан и Хусейн, а „Гора Синайская“ — это Али ибн Абу Талиб». Что касается слов Всевышнего: «فَمَا يُكَذِّبُكَ بَعْدُ بِالدِّينِ» — «И что после этого заставляет тебя ложью считать религию?», он сказал: «„Религия“ — это наместничество (вилаят) Али ибн Абу Талиба».


Источники:

  1. «Ат-тафсир аль-Асфа», т. 2, с. 1458
  2. «Тафсир аль-Мизан», т. 20, с. 322
  3. «Шавахид-ут-танзил», т. 2, с. 455
  4. «Бихар аль-анвар», т. 24, с.105
  5. «Тафсир Ас-Сафи», т. 5, с. 346
  6. «Тавиль аль-айат», т. 2, с. 813
  7. «Тафсир Фурат», с. 578

Примечание для русскоязычных читателей

В арабском тексте оригинала (со ссылкой на Коран) приведено слово «дин», которое обыкновенно переводят как «религия». Однако этот перевод не совсем точен, так как не отражает всего многообразия смысловых оттенков, подобно тому, как невозможно одним словом перевести термин «вилаят» (обычно мы переводим его как «наместничество», но у него имеется ещё более 20 других значений). Слово «религия», которым мы пользуемся в русском языке, происходит от латинского слова religare, которое означает «устанавливать обратную связь (с Творцом)». Бесспорно, это — одна из важнейших функций религии, позволяющая человеку отслеживать своё поведение и мышление на предмет соответствия божественным заповедям. Однако арабский смысл слова «дин» значительно шире — он охватывает и само суждение, и сформированное в его результате мировосприятие. Поэтому более точным переводом слова «дин», на мой взгляд, будет русское слово «мировоззрение», с пониманием того, что взгляды не должны быть отделены от дел, а мировоззрение — от образа жизни, каковым для нас является ислам. Второй вариант — «суждение», как явное воплощение скрытого в душе мировоззрения. Это уже совсем близко к переводу И. Ю. Крачковским термина «Йаум ад-дин» как «День Суда».

Таким образом, смысл священного аята будет следующим: «И что после этого заставляет тебя считать ложью истинное суждение (мировоззрение)». И тогда становится понятным, что, несмотря на то, что всем мусульманам без исключения был явлен единый Коран, для того, чтобы стать истинными и совершенными мусульманами им в дополнение к нему необходимо было обладание истинным суждением по поводу Божественной Книги. Если сам текст Корана — это так называемый «молчаливый Коран» («Аль-Кур’ан ас-самит»), то назначенный Всевышним Аллахом через Его Посланника Имам — преемник — это «говорящий Коран» («Аль-Кур’ан ан-натик»), обладатель Истинного Суждения. Тогда становится логичным и очевидным, что Всевышний Аллах в этой суре упрекает тех, кто отверг Имамат, несмотря на явленное Истинное Суждение.

Особенно важность расставленных акцентов проявляется в свете мученической гибели Имама Хасана и Имама Хусейна, да будет мир над ними обоими, ставших разделительной линией между мусульманами и лицемерами.

Всевышний как бы говорит нам: «Клянусь великолепной Смоковницей — Имамом Хасаном, и источником масла для светильника Мудрости — блистательной Маслиной, Имамом Хусейном, и Имамом Али ибн Абу Талибом, и этими краями, где живут первые мусульмане, которых охраняет Господь под сенью Имамата: Мы сотворили человека лучшим сложением, будучи достаточным физически и духовно, чтобы стать достойным рабом Создателя. Но затем человек будет возвращён в нижайшее из низких состояний, ниже животного. Ибо, обладая свободой воли, человек может подняться выше ангелов, избрав путь покорности воле Всевышнего, либо пасть ниже животного, воспротивясь ей. Поэтому низость падения не касается тех, кто искренне уверовал и был праведен во всём, кто безоговорочно принял заповеданное Всевышним Аллахом, им — награда неисчислимая. Итак, о человек, что тебя заставляет после этого считать ложью истинное суждение о религии, воплощённое в наместничестве поставленного Богом Имама? Если вы заявили о своём исламе, безоговорочной преданности воле Всевышнего, то почему тогда препираетесь о назначенном Богом Имаме, почему возвращаетесь к старым доисламским традициям эпохи джахилии, как будто высказываете недоверие к решению Всевышнего Аллаха? Разве Аллах — не Мудрейший из Мудрых?».

Как всё просто и очевидно для тех, кто размышлял и обращал внимание на слова Непорочных Имамов, да будет мир над ними всеми! Священный Коран, как сказал Сам Всевышний, — суть Книга Ясная, то есть — понятная для всех. И то, что мы сейчас вам рассказали — столь же ясно и понятно, как и заповеди о намазе и посте в Рамадан. Проблема не в том, чтобы понять. Проблема — в том, чтобы суметь увидеть, разглядеть один смысл под покровом другого, проникая всё глубже и глубже — это дано только искренним сердцам людей, обладающим чистым разумом, которым даровано Знание, и о которых говорит Священный Коран, описывая события Судного дня, когда отвергнувшим Имамат наряду с другими заповедями Всевышнего поздно будет препираться:

قَالَ الَّذِينَ أُوتُوا الْعِلْمَ إِنَّ الْخِزْيَ الْيَوْمَ وَالسُّوءَ عَلَى الْكَافِرِينَ
«Скажут те, которым было дано Знание: „Поистине, печаль сегодня и горе — неверующим!“» (16:27).

Поделиться
Отправить
Класснуть
Плюсануть

Похожие публикации

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Scroll Up