Новое

Как ислам относится к песням и музыке?

Комментарии

Пророк Мухаммад, да благословит Аллах его и его род, сказал: «Поистине, Аллах отправил меня в качестве милости для миров, дабы искоренить музыкальные инструменты, пение и традиции времён невежества!» («Бихар аль-анвар», т. 79, с. 250). Эти произнесённые полторы тысячи лет назад слова кажутся более актуальными в наше время, когда чуть ли не из каждого автомобиля, здания или электронного устройства раздаются песни и музыка, так что мы вынуждены признать: традиции времён невежества сегодня крепки как никогда прежде! Более того, они так перемешались с пророческой традицией, что можно нередко услышать выражение «исламская музыка». Чтобы расставить все точки над «i» в этом вопросе, мы перевели главу из книги уважаемого исламского учёного Мухаммада Маджлиси «Айн аль-хайят» («Смысл жизни»), в которой он приводит изречения Посланника Аллаха и Имамов из его благословенного рода, да будет мир над ними всеми, касающиеся пения и музыки.

Относительно пения (гина) и песен мнение всех шиитских правоведов едино: это запрещено, поскольку певец упоминается [в многочисленных преданиях] как человек, предназначенный для Ада. И пение так же запрещено во всех школах суннитского правоведения, за исключением их суфийского культа.

Имам Садык, да будет мир с ним, сказал, что дом, в котором звучат песни будет обителью несчастий, совершаемые в нём молитвы останутся без ответа, в него не будут спускаться ангелы, а его обитателям будет отказано в милостях Аллаха.

Риян ибн ас-Салят спросил у Имама Резы, да будет мир с ним: «О Имам, Хишам ибн Ибрахим говорит, что ты дозволяешь слушать музыку!». «Это ложь! — ответил Имам. — Когда он спросил меня [об этом], я рассказал ему, что некто спросил о музыке Имама Бакира, и он спросил в ответ: „Если отделить правду от заблуждения, то с какой стороны окажутся песни и музыка?“. „На стороне заблуждения“, — ответил человек. „Ты прав!“ — подтвердил Имам».

Имам Садык, да будет мир с ним, сказал: «Милости Аллаха не будет на собраниях, где слушается музыка. Песня является зеркалом лицемерия, а женщина, которая поёт, проклята, [как] и те, кто разделяют её заработок».

В [сборнике хадисов] «Уйюн ахбар ар-Рида» написано, что некто спросил Имама Резу, да будет мир с ним: «Что ты скажешь о песнях и музыке?». Имам ответил: «Люди Хиджаза полагают, что это дозволено, однако, песни запрещены, [поскольку] являются развлечением и пустым времяпрепровождением. Поэтому Аллах сказал в Священном Коране: „И когда проходят мимо праздного, проходят достойно, [не предаваясь греховному]“ (25:72). Тот, кто сторонится [в этом мире] музыки, станет обладателем [особого] дерева в Раю, которое по велению Аллаха будет, содрогаясь, издавать [такие] музыкальные звуки, которых прежде никто и никогда не слышал. И те, кто слушают музыку в этом мире в Раю будут лишены этой привилегии».

Пение было определено учёными как горловое воспроизведение голоса таким образом, что слушающий наслаждается тем, что слышит. Пение — это то, от чего поющий получает признание, а слушающий впадает в оцепенение от счастья или печали. Делать это запрещено.

Есть очень мало случаев, когда музыка дозволена. Некоторые [даже] не ставят условие, чтобы песня вызывала чувства радости или грусти, поскольку музыкальные звуки, как правило, оказывают сильное влияние на сердце [слушателя]. И если на какого-то конкретного человека музыка не оказывает никакого воздействия, то это не может считаться причиной неэффективности музыки. Например, мёд сладок и приятен на вкус. Но если человеку не нравится вкус мёда, то это не означает, что он не нравится всем остальным. Наоборот, человека, который выражает отвращение к меду, расспросят о его вкусе! Во время свадебных церемоний, когда мужчины отсутствуют, некоторые люди считают, что «домни», девушка, которая танцует и поёт, может развлекать [других] женщин своим выступлением. Другие же говорят, что это нежелательно. Но есть предания, одобряющие данную практику.

Некий человек спросил Имама, да будет мир с ним: «По соседству от меня живет певица, и когда я иду в уборную, то слышу её пение. Иногда оно [так] завораживает меня, что я нарочно задерживаюсь в туалете». Имам попросил его избегать подобного. «Я не хожу в туалет [специально для того, чтобы] слушать песни — просто [их] звучание доходят до моих ушей, и я слушаю…» — [попытался было оправдаться тот] человек. На что Имам возразил: «Разве ты не знаешь о том, что уши, глаза и нос будут свидетельствовать о деяниях человека в День воздаяния?».

Посланник Аллаха, да благословит Аллах его и его род, сказал Салману Фариси: «О Салман! Наихудшей вещью, которая только может возникнуть в последние времена станет чтение Корана голосом, подобным пению». Пророк также сказал: «Читай Коран с арабской интонацией и не читай его в манере, присущей непокорным [Аллаху] людям (фасикам), ибо это — великий грех».

Имам Садык, да будет мир с ним, сказал, что запрещены покупка и продажа певиц из числа рабынь, и тот, кто зарабатывает на жизнь этой профессией — проклят.

Одни учёные разрешали петь, чтобы заставить верблюдов идти с нужной скоростью во время путешествий, другие разрешали исполнять траурные песнопения по Имаму Хусейну, да будет мир с ним, но лучше воздерживаться от подобного.

Имам Бакир, да будет мир с ним, сказал: «Пение является одним из тягчайших грехов, и Аллах накажет тех, кто совершает его адским пламенем», затем процитировал следующий аят: «И среди людей [есть такие], кто покупает забавную речь, дабы сбивать с пути Аллаха безо [всякого] знания, и принимает [руководство верное] с насмешкой. Эти — для них [уготовано] наказание унизительное» (31:6).

Имам Садык, да будет мир с ним, сказал относительно аята «Сторонитесь же скверны идолов и сторонитесь речи лживой» (22:30): «„Лживая речь“ — это пение и песни».

Источник: Маджлиси, «Айн аль-хайят», глава 8: «Лучи света», раздел 9: «Девятый луч света: о запрете музыки»

Поделиться
Отправить
Класснуть
Плюсануть


Комментарии приветствуются

Scroll Up