Новое

Как совершать покаяние (тауба)?

Комментариев нет

Покаяние (тауба) — это искреннее раскаяние в грехах перед Аллахом, свят Он и велик, который сказал: «О вы, которые уверовали! Обратитесь к Аллаху с искренним покаянием» (66:8). Если вы не знаете как правильно совершать это предписанное в Коране действие, то обязательно прочтите данную статью-инструкцию, которую мы, как всегда, сопроводили словами Имамов Ахль аль-Бейт, да будет мир с ними.

Повелитель верующих Али, да будет мир с ним, сказал: «Покаяние — это сожаление о совершённом грехе, просьба прощения у Аллаха и невозвращение к совершённому греху впредь» («Гурар аль-хикам», хадис 2072).

Если человек попросит прощения у Аллаха без чувства сожаления и угрызения совести, то он подобен тому, кто вообще не каялся. И тот, кто покаялся, но снова совершил тот же грех даже не сопротивляясь ему — покаяние того не будет принято, и такой человек подобен тому, кто издевается над Аллахом, свят Он и велик.

Имам Реза, да будет мир с ним, сказал: «Если кто-либо покается и после снова совершит тот же грех — тот глумится над своим Господом» («Ахлягу Ахль аль-Бейт», с. 171).

Имам Бакир, да будет мир с ним, сказал: «Покаявшийся в грехе подобен тому, кто не совершал греха. А продолжающий упорно грешить, который просит прощения, подобен тому, кто насмехается и глумится (над Аллахом — прим. ред.)» («Аль-Кафи», т. 2, с. 435).

Условия покаяния

Все шариатские действия имеют свои условия, также и покаяние имеет условия, которые нужно соблюдать.

1. Сожаление о совершении греха и признание греха перед Аллахом

Имам Бакир, да будет мир с ним, сказал: «Клянусь Аллахом, никто не избавится от греха, кроме того, кто признает, что совершил грех». И он сказал: «Для покаяния достаточно сожаления» («Аль-Кафи», т. 2, с. 426).

2. Невозвращение к греху

Имам Садык, да будет мир с ним, сказал: «Раб божий раскаивается в грехах, а после не совершает их повторно» («Аль-Кафи, т. 2, с. 432).

Кому обязательно нужно совершить покаяние перед Аллахом?

  1. Человеку, достигшему шариатского совершеннолетия. Поскольку несовершеннолетний не понимает какие деяния хорошие, а какие греховные.
  2. Человеку, который знает о греховности того или иного действия, но совершает его. На незнающем нет греха, но когда он узнает о том, что какое-либо деяние — запрещено (харам), он должен будет отстраниться от него.
  3. Разумному человеку, который способен отличить харам (запрещённое) от халяля (разрешённое). На сумасшедшем или умственно отсталом нет греха, ибо они не понимает.
  4. Человеку, который не был принуждён к данному поступку. Например, угнетатель заставил выпить спиртное, угрожая в случае неповиновения его убить, то в таком случае на человеке не будет греха, если он выпьёт.

Хадисы о покаянии

Имам Садык, да будет мир с ним, сказал: «Кто совершит грех, тому даётся отсрочка в семь часов. Если он скажет три раза „Прошу прощения у Аллаха, кроме которого нет иного божества, Живого, Сущего“ („Астагфируллахал-лязи ля иляха илля хуа, аль-хаййуль-каййум“), то грех не будет записан ему» («Аль-Кафи», т. 2, с. 437).

Имам Садык, да будет мир с ним, сказал: «Великий и Всемогущий Аллах простит семьсот грехов тому, кто сто раз в день скажет: „Прошу прощения у Аллаха“ („астагфируллах“). И нет блага в человеке, который в течение дня совершает семьсот грехов» («Аль-Кафи», т. 2, с. 439).

Муавия ибн Вахб передаёт: «Имам Садык, да будет мир с ним, сказал: „Если раб божий обратится к Аллаху с искренним покаянием, то Аллах полюбит его и покроет его в ближнем мире и в загробном“. Я спросил: „Как Он покроет его?“. Он сказал: „Он заставит двух ангелов забыть о грехах, которые они записали ему. Он внушит частям его тела: «Скройте его грехи». И Он внушит земле: «Скрой грехи, которые он совершал на тебе». И когда он встретит Аллаха, не будет ничего, что свидетельствовало бы о совершённых им грехах“» («Аль-Кафи», т. 2, с. 430).

Передаёт Хишам ибн Салим: «Имам Садык, да будет мир с ним, сказал: „Если верующий совершит днём и ночью сорок больших грехов, а затем скажет, испытывая сожаление: «Я прошу прощения у Аллаха, кроме которого нет иного божества, Живого, Сущего, Создателя небес и земли, Обладателя величия и почёта, и я прошу Его принять моё покаяние» («Астагфируллахал-лязи ля иляха илля хуаль-хаййуль-каййум, бади’ас-самауати уаль-ард, заль-джаляли уаль-икрам, уа асъалюху ан йатуба ‘аляййа»), то Он простит ему их. И нет блага в том, кто каждый день совершает более сорока больших грехов“» («Саваб аль-амаль», хадис 642).

Имам Садык, да будет мир с ним, сказал: «Кто обновит малое омовение без необходимости совершать молитву, тому Аллах обновит его покаяние без просьбы о прощении» («Саваб аль-амаль», хадис 60).

Имам Бакир, да будет мир с ним, сказал: «Кто до поднятия ног после обязательной молитвы скажет три раза „Прошу прощения у Аллаха, кроме которого нет иного божества, Живого, Сущего, Обладателя величия и почёта, и приношу Ему покаяние“ („астагфируллахал-лязи ля иляха илля хуа, аль-хаййуль-каййум, зуль-джаляли уаль-икрам, уа атубу иляйхи“), тому Великий и Всемогущий Аллах простит грехи, даже если их количество будет подобно морской пене» («Аль-Кафи», т. 2, с. 521).

Иса ибн Абдулла передаёт от своего отца, который передал от своего деда, а он от Повелителя правоверных Али, да будет мир с ним: «Посланник Аллаха, да благословит Аллах его и его род, сказал: „Кто перед отходом ко сну сто раз прочтёт суру „Скажи: «Он — Аллах Единый…»“, тому Аллах простит грехи пятидесяти лет“ («Саваб аль-амаль», хадис 481).

Имам Бакир, да будет мир с ним, сказал: «Заступник грешника — его признание в погрешности, и раскаяние — мольба о прощении» («Мизан аль-хикма», т. 1, с. 341).

И знайте, что Аллах — Милостивый, Милосердный. Не отчаиваетесь в его милости:

Передаёт Мухаммад ибн Муслим: «Имам Бакир, да будет мир с ним, сказал: „О Мухаммад ибн Муслим! Грехи верующего прощаются, если он покается в них. И пусть после покаяния и прощения верующий совершает в дальнейшем благодеяния. Клянусь Аллахом, это достоинство только для обладателей веры“. Я спросил: „А если после покаяния и прощения грехов он вновь совершит грех и снова покается?“. Он сказал: „О Мухаммад ибн Муслим! Разве ты видел верующего раба, сожалеющего о своём грехе, просящего прощения у Аллаха и обращающегося к Нему с покаянием, у которого Аллах не принял бы покаяния?“. Я сказал: „А если он будет делать это неоднократно? Будет грешить, затем каяться и просить прощения у Аллаха?“. Имам сказал: „Всякий раз, когда верующий будет снова просить прощения и каяться, Аллах будет снова прощать его. Аллах Прощающий и Милосердный. Он принимает покаяние Своих рабов и стирает их злодеяния. Так остерегайся же лишать верующих надежды на милость Аллаха!“» («Аль-Кафи», т. 2, с. 434).

Поделиться
Отправить
Класснуть
Плюсануть

Похожие публикации

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Scroll Up