Новое

Малое омовение

Комментариев нет

Перед намазом молящийся должен приготовить себя к исполнению великого богослужения, совершив малое ритуальное омовение — вуду’. В некоторых случаях необходимо совершить полное ритуальное омовение — гусл. Если нет возможности совершить малое или полное омовение — необходимо сделать омовение землёй — тайаммум. Данная публикация целиком посвящена малому омовению: действиям и условиям его совершения, его особенностям при наличии на теле ран, деяниям, для которых малое омовение становится обязательным, а также случаям, при которых оно аннулируется.

Как совершать малое омовение

Положение 58. Для совершения малого омовения человек должен сначала помыть лицо, правую и левую руки, затем провести по голове влажной рукой и провести правой рукой по верхней части стопы правой ноги и левой рукой по верхней части стопы левой ноги.

Действия при совершении малого омовения

Мытьё

Положение 59. При совершении малого омовения, человек должен сначала помыть лицо (от верхней части лба, где растут волосы, до конца подбородка). Чтобы убедиться в том, что обязательные части лица увлажнены, необходимо тщательно помыть его крайние части.

Положение 60. Согласно обязательной предосторожности лицо надо мыть сверху вниз.

Положение 61. Помыв лицо, необходимо помыть правую руку, затем левую (от локтей до кончиков пальцев).

Положение 62. Чтобы убедиться в том, что локти помыты полностью, необходимо помыть область чуть выше них.

Положение 63. Если кто-либо помыл руки до мытья лица, то во время малого омовения он должен помыть свои руки до кончиков пальцев. Омовение того, кто помыл руки до запястий, считается недействительным.

Масх

Положение 64. Местом проведения влажной рукой (масх) по голове, является верхняя часть головы, находящаяся выше лба.

Положение 65. Масх головы должен совершаться так, чтобы со стороны было заметно, что человек проводит рукой по голове.

Положение 66. Желательно (мустахаб) совершать масх головы длиной в один палец тремя сомкнутыми пальцами.

Положение 67. Нет необходимости проводить пальцами по коже головы, проведение пальцев по волосам верхней части головы также действительно. Однако если волосы длинные и при расчесывании падают на лицо, то необходимо совершить масх по коже головы.

Положение 68. После совершения масха головы необходимо провести рукой, на которой осталась влага, по ногам — от одного из пальцев до щиколоток.

Положение 69.  Масх головы и верхней части ступни должен совершаться движением руки. Если масх будет совершаться не движением руки, а посредством движения головы или ступни, то такое омовение считается недействительным — голова и ступни должны быть неподвижны.

Положение 70. Рука должна быть настолько влажной, что после масха должен оставаться влажный след.

Положение 71. Место, на которое совершается масх (голова и поверхность ног) должны быть сухими. Если голова или поверхность ног влажные, то необходимо протереть их насухо. Если место масха слегка влажное,  и эта влажность не препятствует воздействию влажности руки, то масх считается действительным.

Положение 72. Между рукой и местом масха не должно быть никаких преград, таких как чадра, шапка, носки, туфли (даже, если некоторые из них пропускают влагу).

Положение 73. Место масха должно быть чистым. Если же место масха осквернилось и с него невозможно смыть скверну, то необходимо совершить тайаммум (ритуальное омовение землёй или песком).

Условия для совершения малого омовения

Положение 74. При условиях, приведённых ниже, малое омовение считается действительным (при отсутствии одного из них омовение аннулируется):

  • Вода должна быть чистой (не осквернённой), и, в целях предосторожности, она не должна быть запачканной веществами, которые не являются скверной, но вызывают отвращение (например, мочой животного, пригодного к употреблению в пищу);
  • Вода должна быть дозволенной к использованию согласно правилам шариата (например, она не должна быть краденной);
  • Вода должна быть категории мутлак (не мудаф);
  • Посуда для омовения должна быть дозволенной по шариату (не краденной);
  • Посуда для омовения не должна быть золотой или серебряной;
  • Части тела, которые мы омываем во время малого омовения и по которым совершаем масх, должны быть чистыми;
  • Не должно быть препятствий для попадания воды на части тела, используемые во время омовения;
  • Омовение должно совершаться с искренним намерением и без притворства;
  • Во время омовения необходимо чётко соблюдать порядок действий, описанный выше;
  • Действия во время омовения должны совершаться беспрерывно и последовательно (мувала);
  • Человек должен совершать омовение сам и без чьей-либо помощи;
  • Использование воды не должно навредить здоровью человека;
  • Наличие достаточного времени для совершения омовения.

Объяснение условий для совершения малого омовения

Положение 75. Омовение, совершённое осквернённой водой или водой категории мудаф, считается недействительным, даже если человек не знал о том, что вода осквернённая или принадлежит категории мудаф, или же даже если он забыл про это.

Положение 76. Вода должна быть дозволенной к использованию. В случаях, указанных ниже, омовение является недействительным:

  • совершение омовения водой, на использование которой нет согласия хозяина (несогласие его известно);
  • совершение омовения водой, согласие на использование которой неизвестно;
  • совершение омовения водой, которая является вакфом (имуществом, предназначенным для определённых богоугодных дел) определённых людей, для других считается недействительным. Например, совершение омовения водой из бассейна школы, которая является вакфом для учащихся этой школы, или водой некоторых мечетей, где вода является вакфом для тех, кто совершает молитву в этой мечети;

Положение 77. Если человек в определённом месте не знает о деталях и нюансах какого-либо вакфа, и люди обычно совершают там омовение, и им никто не запрещает совершать его там, то этот человек может совершить омовение водой в этом месте.

Положение 78. Если человек не знает, даёт ли хозяин согласие на совершение омовения водой из его водоёма, то этой водой можно совершать омовение.

Положение 79. Части тела, используемые при совершении омовения (лицо, верхняя часть головы, обе руки и ноги) должны быть чистыми.

Положение 80. Если на частях тела (используемых во время омовения) будет преграда, препятствующая попаданию воды, то необходимо устранить её.

Положение 81. Чернила ручки, жир, крем и пятна краски в случаях, если краска не будет иметь покрова, не являются препятствиями для попадания воды, но если имеется покров и препятствие для попадания воды на кожу, то необходимо устранить её.

Положение 82. Если человек знает, что какая-то вещь прилипла к частям тела (используемым во время омовения), но не знает, препятствует ли она попаданию воды на кожу, то необходимо устранить эту вещь или сделать так, чтобы вода достигла кожи.

Положение 83. Деяния при совершении омовения должны исполняться в следующем порядке: сначала надо помыть лицо, затем правую и левую руку, затем совершить масх головы и ног.

Положение 84. Омовение необходимо совершать последовательно и беспрерывно (мувала).

Положение 85. Если человек захочет помыть или совершить масх одной из частей тела и при этом влажность всех предыдущих частей тела (используемых во время омовения) высохнет, то омовение аннулируется, так как между действиями омовения не должно быть большого промежутка времени. Омовение, в котором по мнению людей промежуток времени между действиями омовения не был последовательным и беспрерывным, также аннулируется.

Положение 86. Тот, кто может самостоятельно совершать действия омовения, не должен прибегать к помощи других людей. Если кто-то помоет его лицо, или совершит для него масх, или поможет попаданию воды к частям тела (используемым во время омовения), то его омовение считается недействительным.

Положение 87. Тот, кто не может самостоятельно совершать все этапы омовения, должен совершить его с помощью другого человека. Если же человек не может сам принимать участие в омовении с тем, кто помогает ему, то в порядке обязательной предосторожности, намерение (нийат) должны сделать оба.

Положение 88. Тот, кто знает, что заболеет или боится заболеть, совершив омовение, должен совершить тайаммум (ритуальное омовение землёй или песком). Если же он совершит малое омовение, то оно аннулируется. Тот, кто не знает, навредит ли ему вода или нет, и совершит малое омовение, а потом поймёт, что она была вредна для него, то его омовение также считается недействительным.

Положение 89. Омовение должно совершаться ради Аллаха, и нет необходимости произносить намерение (нийат) вслух или про себя, достаточно того, чтобы человек знал, что он совершает омовение для поклонения Аллаху, и, если у него спросят: «Что делаешь?», он ответит: «Совершаю омовение ради Аллаха».

Положение 90. Если для прочтения намаза остаётся мало времени, а человек хочет совершить малое омовение, и в результате весь намаз или его часть будут прочтены после определённого для намаза времени, то необходимо совершить тайаммум. Если для совершения малого омовения или тайаммума требуется одинаковое количество времени, то в таком случае следует совершить малое омовение.

Малое омовение при ранах

Джабира (лубок) — это лекарство, которым обрабатывают рану, или перевязка для раны или перелома.

Положение 91. Если человек, имеющий рану или перелом на частях тела, используемых во время омовения, в состоянии совершить омовение в обычном виде, то он должен совершить его, как обычно. Например, если имеется перевязанная рана, но её можно открыть и намочить.

Положение 92. Если открытая рана на лице или на руках, то необходимо помыть края раны и желательно провести по ней влажной рукой, если это не нанесёт вреда. После этого к ране нужно приложить чистую тряпку и провести по ней влажной рукой.

Положение 93. При совершении вуду’ джабира (малое омовение при ранах) необходимо, как обычно, омыть (или сделать масх) те части тела, которые нужно омыть или протереть, а по тем частям тела, которые невозможно омыть (или сделать масх), необходимо провести влажной рукой (т. е. по джабира).

Положение 94. Если открытая рана или перелом находятся на верхней части головы или ног (места масха), и нет возможности совершить масх, то необходимо совершить тайаммум.

Положение 95. Если руки или лицо перевязаны, то необходимо помыть те части, которые находятся между областями перевязки. Если перевязаны ноги или голова, то также необходимо сделать масх между областями перевязки, а с перевязанными частями необходимо поступить так, как описано выше.

Положение 96. Если перевязаны пальцы или ладони, то при совершении омовения необходимо провести по перевязке влажной рукой, а затем можно совершить масх по голове и ногам той влагой, которая осталась на перевязке.

Положение 97. Если перевязаны всё лицо или вся рука, то в таком случае также действует правило джабиры, и достаточно совершить только вуду’ джабира.

Положение 98. Если перевязана вся нога, но пальцы и верхняя часть ноги открыты, то необходимо совершить масх по открытым областям и по повязке.

Положение 99. Если повязка охватывает рану и её края и нет возможности развязать эту повязку, то необходимо совершить либо тайаммум, либо вуду’ джабира и тайаммум в случае, если повязка будет на местах, используемых для тайаммума (лоб, ладонь, поверхность руки).

Положение 100. Если к частям тела, используемым во время малого или полного омовения, прилип какой-то предмет, который невозможно устранить или который доставляет нестерпимую боль во время устранения, то человеку необходимо совершить либо тайаммум, либо вуду’ джабира и тайаммум, в случае если прилипший предмет будет на частях тела, используемых во время тайаммума.

Положение 101. Гусл джабира подобен вуду’ джабира, но, исходя обязательной предосторожности, гусл джабира нужно совершать методом тартиби (по порядку), а не иртимаси (одновременно).

 Деяния, для которых необходимо совершить омовение

Положение 102. Омовение строго обязательно:

  • При совершении намаза (за исключением намаза по усопшему);
  • При совершении ритуального хождения вокруг святой Каабы (таваф) во время хаджа;
  • При прикосновении к записям Священного Корана и имени Всевышнего;

Положение 103. Намаз или обязательное хождение вокруг святой Каабы без совершения омовения считаются недействительными.

Положение 104. Тот, кто не имеет омовения, не должен прикасаться к следующим записям:

  • записям Корана (за исключением переводов);
  • имени Всевышнего (в порядке обязательной предосторожности нельзя прикасаться и к переводам имени Аллаха. Например: God, Бог).

Положение 105. Для нижеприведённых действий совершение омовения желательно:

  • для чтения намаза по усопшему;
  • для входа в мечеть или в храм Имамов, да будет мир над ними всеми;
  • для чтения Священного Корана;
  • если иметь при себе Коран;
  • при прикосновении к обложке или полям Корана;
  • при посещении могилы покойников;

В каких случаях аннулируется омовение

Положение 106. Омовение человека, с которым произошло один из нижеприведённых случаев, считается недействительным:

  1. при испускании мочи, кала или при выходе кишечных газов;
  2. после сна, во время которого не слышат уши и не видят глаза (при лёгкой дремоте омовение не аннулируется);
  3. при потере рассудка;
  4. при обмороке (потере сознания);
  5. при опьянении;
  6. при менструации.

Великий аятолла сейид Али Систани

Поделиться
Отправить
Класснуть
Плюсануть

Похожие публикации

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Scroll Up