Новое

Месяц Рамадан и ниспослание Корана

Один комментарий

Говоря о священном месяце Рамадан как о месяце ниспослания Корана, мы не можем не задуматься над кажущимся противоречием между ниспосланием откровения в течение одного месяца, даже в одну благословенную ночь, и историей ислама, засвидетельствовавшей постепенное провозглашение Пророком, да благословит Аллах его и его род, коранических аятов на протяжении двадцати трёх лунных лет.

«Поистине, Мы ниспослали его в благословенную ночь» (44:3).

«Поистине, Мы ниспослали его в Ночь Могущества» (97:1).

Более того, каждый новый аят, провозглашённый Пророком, соответствовал обстоятельствам своего места и своего времени, и, как свидетельствуют хроники, сам Посланник Аллаха зачастую пребывал в сомнении относительно того, каким образом разрешить тот или иной вопрос, пока не получал от Всевышнего откровения по этому поводу. Всё это исключает логику того, что в Ночь могущества (или, в другом переводе, Ночь определения) Священный Коран был открыт Пророку в явной форме и полностью, и только провозглашался впоследствии как бы порционно, применительно к обстоятельствам.

Аббас аль-Кумми в книге «Аль-бакийат ас-салихат», обычно приводимой на полях его главного труда «Мафатих аль-джинан», указывает в комментарии к суре «Ад-Духан» на процитированный нами в начале аят, что в истории ислама имели место два ниспослания Корана — мгновенное и последовательное — тем не менее, Аль-Кумми ограничивается этим и не раскрывает данных понятий. Тем не менее, математическая наука предоставляет нам возможность отыскать превосходный иллюстративный пример.

Математика, среди прочего, оперирует понятием иррационального числа, выражаемого бесконечной непериодической дробью. К таковым относятся, например, число е — основание натурального логарифма — или число π, выражающее отношение длины окружности к её диаметру и равное 3,1415926… Бесконечное число знаков после запятой не подчиняется закону периодичности (т. е. всяческая закономерность повторения комбинации цифр полностью исключается). В этом случае (доказано математически) в данной бесконечной последовательности любая цифровая комбинация любой длины должна повстречаться с вероятностью 100%. Если понять, что комбинация знаков может быть легко преобразована в двоичный код или систему любого основания (например, основания 28 — по числу букв арабского алфавита), мы приходим к выводу, что на бесконечном отрезке знаков после запятой в иррациональной дроби с вероятностью 100% отыщется любая комбинация знаков любой длины. Иными словами — любой текст любой книги, какие только были, будут или могут быть написаны. Тексты откровений, ниспосланных Аллахом на разных языках в разные эпохи, также, естественно, не являются исключением, равно как и всевозможные их искажения, переводы, канонические и апокрифические редакции и т. д.

Данное математическое открытие подразумевает, что в непроявленной форме Всевышним Создателем с самого момента сотворения мира, когда были провозглашены основополагающие законы, к числу которых относится и геометрический закон отношения длины окружности к диаметру, были предопределены все возможности развития сценариев истории человечества (что не только не исключает свободы выбора, но, напротив, определяет её на одномерной временной оси), включая ниспослание откровений пророкам — да будет мир над ними всеми.

Фактически это означает, что, совершая тот или иной поступок, отдельный человек или нация, или же целое человечество — на самом деле не творят его из ничего, а лишь извлекают из Непроявленного, изначально заложенного Создателем в основы сотворённого Им мира. Такое понимание исключает, в частности, противоречие между возможностью человека свободно совершать те или иные поступки и представлением о том, что нет иного творца, кроме Всевышнего Аллаха. В самом деле, все возможные поступки — как совершённые, так и те, от совершения которых человек отказывается — были изначально сотворены Аллахом как непроявленные. Свобода выбора человека в совершении или несовершении их определяет то, какие именно деяния (аф’ааль) он извлекает из непроявленной формы, сам при этом не являясь творцом, то есть не будучи соучастником Всевышнего Аллаха в процессе творения.

Если обратиться к истории ислама, в частности, известному спору между мутазилитами и ашаритами вокруг вопроса о сотворённости или предвечности Корана, мы лишний раз убеждаемся, насколько справедлива традиционная позиция шиитской джафаритской школы, всегда стоявшей в стороне и принципиально не дававшей однозначного ответа на этот вопрос. Рассмотренная нами иллюстрация ясно демонстрирует, что и то, и другое имеет место быть в реальности, вопрос сводится лишь к степени проявленности или сокрытости.

Итак, возвращаясь к приведённой нами иллюстрации (хотя она, естественно, не единственно возможная в этом мире), мы можем представить себе каким образом мы могли бы извлечь из Непроявленного необходимый текст, прибегнув к помощи совершенного компьютера. Под совершенным компьютером мы понимаем модель, обладающую бесконечной памятью и бесконечной скоростью обработки информации. В таком случае нам априори доступны все знаки после запятой в иррациональной дроби, вследствие чего для извлечения, например, текста «Гамлета» Шекспира потребуется лишь задать ключевую фразу (скажем, «To be or not to be») — и все возможные текстовые комбинации отыщутся с вероятностью 100%.

К сожалению, в данной ситуации мы не сможем насладиться чтением классики по той простой причине, что комбинаций, соответствующих данной ключевой фразе, мы также получим бесчисленное множество — всевозможные редакции и дополнения, включая те, что отличаются от оригинала на одну букву или один символ. Даже обладая совершенным компьютером, являющимся вратами в мир Непроявленного, мы не смогли бы извлечь необходимый нам текст, не обладая для этого руководством. Идеальным вариантом, доступным человеку, было бы изначальное знание искомого текста от начала и до конца — в этом случае совершенный компьютер с вероятностью 100% выдал бы нам искомую комбинацию в единственном варианте, однако, такая постановка задачи, как отыскание в Непроявленном заранее известного текста, лишена смысла. Отыскание же текста Откровения, соответствующего конкретным обстоятельствам, не под силу человеку, даже обладающего совершенным компьютером (средством обработки информации, извлекаемой из Непроявленного) и ключевой фразой. Об этом гласит благородное изречение Имама Али, да будет мир с ним:

«Познавший себя познаёт своего Господа».

То есть познать себя, открыть для себя абсолютное средство извлечения праведных поступков из Непроявленного, которые идеально соответствовали бы данному месту и времени, настолько же сложно для человека, как познание Бога — пускай даже Бога в той бесконечно малой проекции, в которой Он являет Себя сотворённому Им миру. Простому человеку, действующему интуитивно, реализация подобной задачи недоступна. Только посредством достижения состояния уподобления Имамам — Хранителям Откровения — или Пророку — Первооткрывателю Откровения (фана фи-ль-имам уа фана фи-н-наби) нам теоретически может быть доступна ступень самопознания, благодаря тем ключам, что были даны Посланнику Аллаха свыше и переданы им в наследство Непорочным Имамам.

N. B. Поскольку истинной целью любой религии является придание личности совершенства и установление её взаимосвязи с Богом, возможность уподобления Непорочным в каждую эпоху по своему теологическому смыслу бесконечно важнее возможности получать приказы и инструкции от Имама, что лишний раз доказывает несостоятельность представления об имамате как исключительно идеальном руководстве и попыток заменить его внешне близкой по форме административной моделью в период Большого сокрытия Имама нашего времени, да ускорит Аллах его приход.

Таким образом, становится совершенно очевидным, что в Ночь Определения (Могущества) Святому Пророку ислама Всевышним были переданы ключи к получению (правильнее сказать — извлечению) соответствующих месту и времени аятов, то есть была провозглашена миссия Посланника Аллаха в качестве Пророка Откровения Корана, равно как было определено дальнейшее ниспослание Корана строго в соответствии со сценарием развития исторических событий вокруг него. Это касается в равной степени как «увещевательных» и «законоположительных» аятов, так и стихов, призванных подкрепить религиозные положения ислама иллюстрациями из прошлого (коранические истории о прежних пророках, о наказании отступивших от правильного пути общин, поучительные притчи, и т. д.). Природа этих ключей, то есть характер самого процесса избрания Пророка останется для нас за завесой тайны, хотя при этом Сам Всевышний в Коране говорит о Посланнике как об Избраннике (Аль-Мустафа), чем мы и должны удовлетвориться, дабы обрести уверенность в том, что речённое Пророком есть не плод его собственного воображения, а ниспосланное Всевышним, как сказано в Коране: «Но он — Славный Коран на Хранимой Скрижали» (85:21—22).

Понятие Хранимой Скрижали (Аль-Лаух аль-Махфуз) также подтверждает изложенную выше гипотезу. В свете вышеизложенного мы рассматриваем священный месяц Рамадан не просто как месяц поста, но как месяц открытия величайшей тайны, прикосновение к которой возвращает человечество в состояние единения со Всевышним Творцом.

Поделиться
Отправить
Класснуть
Плюсануть

Похожие публикации

Один комментарий

  1. Метанет Тагиева пишет:

    после седьмого класса по алгебре съехала на тройки.
    Как понимает мой простой ум, в ночь Предопределения Коран был ниспослан в тезисной форме, как вводный курс. Потом в течении 23 лет ниспосылался подробнее..

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Scroll Up