«Мишкат аль-анвар» шейха Табарси (избранное)

Комментарии

Хасан ибн Фадль ибн Хасан ат-Табарси, более известный как шейх Табарси, — великий исламский учёный древности, живший в XII веке. Фадль ибн Хасан ат-Табарси, его отец, был автором монументального комментария к Корану «Маджма’ аль-байан фи тафсир аль-Кур’ан». Именно он начал составлять эту книгу сразу после того, как закончил другой свой труд под названием «Макарим аль-ахляк». Фадль ибн Хасан проделал огромную работу по сбору необходимых преданий, но ему не хватило жизни, чтобы завершить начатое. Тогда группа заинтересованных лиц попросила его сына Хасана закончить составление этой книги, которую он назвал «Мишкат аль-анвар фи гурари-ль-ахбар» (досл. перев. — «Освещённые ниши для лучших преданий»). В ней собраны хадисы практически на все случаи жизни, большинство из которых было взято из сборника «Аль-Махасин» Абу Джафара Ахмада ибн Мухаммада ибн Халида аль-Барки, имевшего честь быть сподвижником сразу трёх Имамов: Резы, Таки и Хади, да будет мир над ними всеми. Вполне вероятно, что шейх Табарси располагал подлинной копией этой книги, что не дошла до нас в первозданном виде. Другими источниками были: «Раудат аль-ваизин» Мухаммада ибн Хасана ибн Али аль-Фатала ан-Нисабури; «’Уйун ахбар ар-Рида» Абу Джафара Мухаммада ибн Али ибн Хусейна ибн Бабавейха аль-Кумми, известного как шейх Садук, а также «Маджма’ аль-байан» Табарси-старшего.

Имам Хусейн, да будет мир с ним, сказал: «Аллах избавит вас от нужды в людях, если вы ставите Его довольство превыше довольства людей, и Аллах оставит вас в одиночестве, если вы ставите довольство людей превыше Его довольства» (129).

Пророк Мухаммад, да благословит Аллах его и его род, сказал: «Не покидайте этот мир, пока не сформируете благое мнение об Аллахе, ибо это — цена [обретения] Рая!» (153)

Имам Али, да будет мир с ним, сказал: «Наши последователи подобны незаметным и слабым пчёлам, живущим среди птиц, которые их не замечают. Но они изменят своё отношение к ним, если узнают, что маленькие пчёлы хранят в своих брюшках ценный мёд» (301).

Имам Казым, да будет мир с ним, сказал: «Говорите правду, даже если это приведёт к вашей гибели, ибо через это вы будете спасены [в Судный день], и сторонитесь неправды, даже если от этого зависит ваша свобода, ибо ложь приведёт вас к уничтожению [в обоих мирах]!» (324)

Имам Садык, да будет мир с ним, сказал: «Недостаточно просто сказать, что вы являетесь нашими последователями (шиитами) — вы должны принять [все] наши приказы, чтить и оберегать их и поступать в соответствии с ними, ибо так повелел Аллах» (332).

Имам Казым, да будет мир с ним, сказал: «Обязательные молитвы пахнут, как только что срезанные ветви зелёного дерева, когда они совершаются в положенное для них время. И как все стараются срезать свежие и приятно пахнущие ветви, так и вы должны молиться вовремя» (345).

Имам Саджад, да будет мир с ним, сказал: «Когда выступит Каим, чтобы править миром, Аллах избавит наших последователей (шиитов) от всех болезней, сделает их сердца [твёрдыми], как железо, и дарует каждому из них силу сорока мужчин, и они будут правителями земли» (372).

Имам Бакир, да будет мир с ним, сказал: «Когда кто-либо из наших [истинных] последователей (шиитов) встаёт на молитву, за ним встают на молитву ангелы, чьё число равно числу наших врагов, и они молятся за него, пока он не завершит молитву» (377).

Пророк Мухаммад, да благословит Аллах его и его род, сказал: «Никто не познает истинную веру, пока не полюбит меня сильнее, чем себя, мою семью — сильнее своей семьи, моих детей — сильнее своих детей и мою суть — сильнее своей сути» (380).

Имам Али, да будет мир с ним, сказал: «Не посвящайте всё своё время семьям и детям, ибо если они — друзья Аллаха, то Аллах не забывает своих друзей, а если они — враги Аллаха, то почему вы должны так беспокоиться о врагах Аллаха?» (408)

Пророк Мухаммад, да благословит Аллах его и его род, сказал: «Не умерщвляйте ваши сердца чрезмерным приёмом пищи и питьём, ибо они подобны сельскохозяйственным угодьям, что приходят в негодность из-за излишней влаги» (420).

Имам Али, да будет мир с ним, сказал: «Является лжецом тот, кто полагает, что его рождение было законным, но при этом поедает людскую плоть, [и поедание человеческого мяса означает] распускание сплетен» (426).

Имам Садык, да будет мир с ним, сказал: «Когда один из наших последователей (шиитов) выходит из дома и возвращается, в книгу его деяний добавляются благие записи за все оскорбления, что он услышал [в свой адрес], даже если в пути он не совершил ни одного благого поступка» (441).

Имам Садык, да будет мир с ним, передал, что когда Аллах желал явить следующие аяты Корана, они оставались на небесах и восклицали: «О Аллах! Ты хочешь отправить нас к тем, кто [погряз] в ошибках и грехах?» Аллах велел им снизойти [к Пророку], сказав:

«Клянусь Славой Моей и Величием, Я сделаю так, что всякий последователь членов Дома Мухаммада, читающий эти аяты после каждой молитвы, будет пребывать в Раю, [наслаждаясь] всем, что в нём есть! [Более того, в ближнем мире] Я буду окидывать его добрым взглядом семьдесят раз в день, при каждом взгляде исполняя семьдесят его нужд, самой малой из которых является прощение его грехов!»

И вот эти аяты:

  1. «И, поистине, он [находится] в Матери Писания (в Хранимой Скрижали) у Нас, несомненно, [он] возвышен, мудр!» (43:4);
  2. «Аллах — нет божества, [заслуживающего поклонения], кроме Него, Живого, Вечносущего. Не охватывают Его [ни] дремота, ни сон. Ему [принадлежит] то, что на небесах, и то, что на земле. Кто заступится [за другого] пред Ним без соизволения Его? Знает Он то, что впереди них, и то, что позади них. И не охватывают [творения] ничего из знания Его, кроме того, что пожелал Он. Объемлет Трон Его [всевластия] небеса и землю, и не тяготит Его хранение их, и Он — Всевышний, Великий. Нет принуждения в [принятии] религии. Ведь прояснился [путь] правильный [и отличился] от заблуждения. Кто же отречётся от бесчинствующего [дьявола и его слуг] и уверует в Аллаха — тот уже ухватился за связь надёжнейшую, которой не разорваться. И Аллах — Слышащий, Знающий. Аллах — Покровитель тех, которые уверовали. Выводит Он их из мрака [неверия и невежества] к свету [истины]. И тех, которые не уверовали, — покровителями их [являются] бесчинствующий [дьявол и слуги его, которые] выводят их из света к мраку. Эти — обитатели огня [адского, и] они в нём [будут] вечно пребывающими» (2:255—257);
  3. «Засвидетельствовал Аллах [устами пророков], что, поистине, нет божества, [заслуживающего поклонения], кроме Него, и ангелы, и обладающие знанием [также засвидетельствовали, что Аллах] — Вершитель справедливости [и что] нет божества, [заслуживающего поклонения], кроме Него, Непоколебимого, Мудрого!» (3:18);
  4. «Скажи: „О Аллах! Властитель царства! Даёшь Ты власть кому пожелаешь и отнимаешь власть у кого пожелаешь. И возвеличиваешь, [даруя могущество] кому пожелаешь, и унижаешь, [покоряя власти Своей] кого пожелаешь. В деснице (власти) Твоей — [всё] благо. Поистине, Ты над всякой вещью Могущий“» (3:26) (443).

Пророк Мухаммад, да благословит Аллах его и его род, сказал: «Семьдесят тысяч человек из моей общины войдут в Рай без расчёта». Имам Али, да будет мир с ним, спросил у него: «О Посланник Аллаха! Кто же они?» Пророк ответил: «Это — твои последователи (шииты), и ты — их предводитель (Имам)» (457)

Имам Садык, да будет мир с ним, сказал: «Ругань в адрес верующего — разновидность неподчинения Аллаху. Борьба с ним — разновидность неверия. Распускание сплетен за его спиной — [из числа] запретных [деяний], что приравнивается к поеданию его плоти» (470).

Имам Садык, да будет мир с ним, сказал: «[Аллах установил] завесу между любыми двумя верующими братьями, которую он уберёт, если один из них оскорбит другого; и растворится как соль в воде вера того, кто поступит подобным образом!» (500)

Имам Садык, да будет мир с ним, сказал: «Тот, кто обвиняет верующего в совершении греха, не умрёт, пока сам не совершит такой же грех» (515).

Пророк Мухаммад, да благословит Аллах его и его род, сказал: «Всемогущий Аллах радуется всякий раз, когда вы каетесь [перед Ним в своих грехах], так же как радуетесь вы, когда находите то, что потеряли» (529).

Имам Садык, да будет мир с ним, сказал: «Когда Аллах желает кому-то блага, он не привязывает его к этому миру, делает его знающим в религии и признающим свои ошибки. И обладателю этих качеств дарованы блага этого мира и следующего» (565).

Имам Садык, да будет мир с ним, сказал: «Тот, кто борется за [блага] этого [ближнего] мира, вредит своему [положению] в мире дальнем. Аллах дарует хлеб насущный тому, кто отдаёт предпочтение будущей жизни, и он встретит своего Господа в процветании» (567).

Пророк Мухаммад, да благословит Аллах его и его род, сказал: «Воздержание [от мирских благ] не означает, что вы должны носить грубую одежду и есть невкусную пищу — это [лишь] значит, что [следует] умерять свои желания» (568).

Имам Саджад, да будет мир с ним, сказал: «Давуд, да будет мир с ним, страшился [гнева] Аллаха всякий раз, когда ошибался, и его страх был таким [сильным], что [от дрожи] смещались его суставы. Затем он вспоминал милость Аллаха и его помощь грешникам и обретал успокоение» (601).

Имам Саджад, да будет мир с ним, сказал: «Даже если [представить, что неожиданно] умрут все люди на Востоке земли и на Западе [земли, кроме меня], не убоюсь я одиночества, пока со мной [находится] Коран!» (602)

Одна из молитв Пророка Мухаммада, да благословит Аллах его и его род, звучала следующим образом: «О Аллах, пожалуйста, даруй Мухаммаду и его семейству целомудрие и достаток [в хлебе насущном], а врагам Мухаммада и его семейства предоставь блага [мира сего] обширные и потомство многочисленное!» (629)

Имам Али, да будет мир с ним, сказал: «Вы должны одновременно и испытывать нужду в людях, и быть независимыми от них; быть вежливыми и приятными [в общении с ними], но в то же время защищать свои честь и достоинство» (634).

Имам Садык, да будет мир с ним, сказал: «Когда раб Божий не может достичь [определённой] степени близости к Аллаху своими деяниями, Аллах делает его больным или насылает бедствия на его детей и имущество, дабы он достиг этой степени» (641).

Пророк Мухаммад, да благословит Аллах его и его род, сказал: «Старайтесь стать [в религии] учёными или [их] учениками, и не тратьте своё время на [суетные] развлечения» (681).

Имам Али, да будет мир с ним, сказал: «Учёный, скрывавший свои знания [от людей при жизни], в Судный день станет источать чудовищную вонь и будет проклят всеми существами земли, даже самыми крошечными» (686).

Пророк Мухаммад, да благословит Аллах его и его род, сказал: «Стремитесь получать знания, даже если за ними [придётся отправиться] в [далёкий] Китай, ибо получение знаний — обязанность, [возложенная на] всех мусульман!» (699)

Имам Садык, да будет мир с ним, сказал: «Выучить [какую-либо] отрасль [исламской] науки — лучше, чем совершить тысячу желательных молитв, даже если вы не станете практиковать то, что вы [из неё] постигнете» (703).

Имам Садык, да будет мир с ним, сказал: «В Судный день Аллах соберёт всех людей в одном месте и взвесит их деяния [на весах справедливости]; кровь мучеников будет взвешена вместе с чернилами учёных, и чернила перевесят кровь» (705).

Имам Садык, да будет мир с ним, сказал: «Тот, кто использует [наши] хадисы ради [обретения] мирской выгоды, не получит благ будущей жизни, но Аллах дарует блага обоих миров тому, кто использует их ради [обретения] загробных благ» (723).

Имам Садык, да будет мир с ним, сказал: «Если вы обнаружите, что [какой-то исламский] учёный любит этот мир [с его преходящими благами], — осуждайте его относительно вашей религии, поскольку тот, кто любит что-то, является рабом этого. Аллах ниспослал в откровении пророку Давуду, да будет мир с ним: „Не позволяйте учёным, привязанным к [ближнему] миру, быть посредниками между вами и Мной, ибо станут они препятствовать вам любить Меня. Такие люди являются грабителями по отношению к тем, кто ищет Меня [и стремится ко Мне]. И самым малым [наказанием], которому Я их подвергну, станет лишение их сладости [обращённых ко] Мне молитв“» (725).

Имам Хусейн, да будет мир с ним, сказал: «Тот, кто отправится на встречу с правителем-тираном и станет читать Коран ради мирской награды, будет проклят десять раз за каждую прочитанную им букву, а все внимающие ему — за каждую букву, что они услышат» (726).

Пророк Мухаммад, да благословит Аллах его и его род, сказал: «Тот, кто полагается на наши хадисы, улаживая разногласия внутри моей общины, получит награду, [равную награде] ста мучеников, [павших за веру]» (793).

Имам Садык, да будет мир с ним, сказал: «Всякий противящийся [нашим] хадисам является неверующим» (795).

Имам Садык, да будет мир с ним, сказал: «Действуйте в соответствии со всеми дошедшими до вас [нашими] хадисами, если они согласуются с Кораном, переданы ли они человеком правдивым или грешным! И отвергает Коран тот, кто не следует сему велению!» (805)

Имам Садык, да будет мир с ним, сказал: «Молитвы того, кто смотрит на своих родителей с враждой, не будут приняты, даже если [правда на его стороне, а] они позволяют себе угнетать его» (869).

Имам Садык, да будет мир с ним, сказал: «Раздавайте милостыню, и будьте уверены, что получите вознаграждение позже! И знайте, что тот, кто не повинуется Аллаху и не раздаёт милостыню, будет в итоге страдать, тратя средства на совершение грехов» (1028).

Однажды Пророк Мухаммад, да благословит Аллах его и его род, проходил мимо Биляля, да будет доволен им Аллах, у которого было некоторое количество фиников, и сказал ему: «О Биляль! Уверен ли ты, что не попадёшь в Ад из-за этих фиников? Раздай часть из них в качестве милостыни и не бойся бедности!» (1029)

Имам Садык, да будет мир с ним, сказал: «Не возлагайте ни малейшей надежды на то, что находится в руках людей! Это сделает вас независимыми [от них]. И не будьте жадными, ибо жадность — корень [всей] существующей бедности!» (1035)

Имам Садык, да будет мир с ним, сказал: «Вы должны сообщать своим братьям по вере, когда для вас [наступают] тяжёлые времена, и не следует вам полагаться [в бедах] лишь на самих себя, иначе они одолеют вас!» (1044)

Имам Садык, да будет мир с ним, сказал: «Тот, кто общается со своим братом по вере только лишь потому, что ему что-то [от него] нужно, и он не желает ему блага, подобен тому, кто предал Аллаха и Его Посланника» (1047).

Пророк Мухаммад, да благословит Аллах его и его род, сказал: «Не выискивайте недостатки в верующих, дабы Аллах не стал искать недостатки в вас, и вы не были бы публично унижены, даже если бы вы находились при этом в [своих] жилищах» (1072).

Имам Джавад, да будет мир с ним, сказал: «Когда женщины присягали Пророку, он погружал руку в ёмкость с водой, и они делали то же самое. Таким образом они выражали свою веру в Аллаха, признавали Пророка и принимали законы ислама» (1163).

Пророк Мухаммад, да благословит Аллах его и его род, сказал: «[Продолжительное] пребывание в мечети — разновидность арабского монашества. Мечеть — место общественного собрания верующих, но их „монастырями“ должны служить их жилища» (1173).

Имам Али, да будет мир с ним, сказал: «Аллах избавит от болей в ушах и зубах того, кто при чихании говорит: „Хвала Господу обоих миров во всех состояниях!“» (1190)

Пророк Мухаммад, да благословит Аллах его и его род, сказал: «Самые жестокие люди — правители, самые гадкие — гордецы, самые низкие — оскорбляющие других» (1332).

Имам Садык, да будет мир с ним, сказал: «В Судный день надменные люди будут находиться под ногами [других] людей в уменьшённом облике, пока Аллах не завершит расчёт» (1338).

Имам Реза, да будет мир с ним, сказал: «Один израильтянин поклонялся Аллаху сорок лет. Затем он совершил жертвоприношение, но оно не было принято, и он подумал, что причина — в нём. Тогда Всемогущий Аллах внушил ему [в откровении]: „Твоя самокритичность — лучше, чем сорок лет поклонения!“» (1448)

Пророк Мухаммад, да благословит Аллах его и его род, сказал: «Больше всего я опасаюсь, что [люди из] моей общины станут следовать страстям и питать большие надежды, ибо страсти отстраняют от прямого пути, а большие надежды заставляют забыть о будущей жизни» (1454).

Имам Садык, да будет мир с ним, сказал: «В Коране есть решение всех [проблем], из-за которых разногласят люди, но у них не хватает разума, чтобы постичь его» (1474).

Пророк Мухаммад, да благословит Аллах его и его род, сказал: «Не восхищайтесь тем, что кто-то принял ислам, пока не поймёте во что он твёрдо верит [и каковы его настоящие убеждения]» (1491).

Пророк Мухаммад, да благословит Аллах его и его род, сказал: «Аллах не создавал ничего лучше разума среди Своих слуг. И сон умного [человека] — лучше бодрствования глупца. Аллах довёл до совершенства разум всякого назначенного им пророка, чтобы он был самым умным человеком среди своего народа, даже если кто-то будет стараться поклоняться Аллаху более усердно, чем он» (1493).

Шейх Барки передал в «Аль-Махасин», что Самат ибн Михран и некоторые друзья Имама Садыка, да будет мир с ним, находились рядом с ним, когда завели разговор о разуме и невежестве. Его светлость сказал: «Узнайте же о разуме и его воинстве и о невежестве и его воинстве, дабы быть наставленными!» Самат воскликнул: «О [Абу Абд-Аллах]! Да буду я твоим преданным слугой! Мы не знаем ничего, кроме того, чему ты нас обучаешь!»

Тогда Имам начал свою проповедь: «Аллах, Возвышенный в Своей славе, создал разум, который был одним из первых Его творений. Он создал Его из света, [сияющего] на правой стороне Трона. Он приказал ему отступить, — и он отступил. Затем Он приказал ему выступить, — и он выступил. И сказал Аллах: „Создал Я тебя творением великим и превознёс над всеми созданиями Моими!“

Затем Аллах создал невежество. Он приказал ему отступить, — и оно отступило. Затем Он приказал ему выступить, — и оно ослушалось. И сказал Аллах: „Ты восстало [против воли Моей]!“, и проклял его. Когда невежество узрело то, что Аллах даровал разуму, то стало его [непримиримым] врагом и пожаловалось [на него Творцу]: „О Аллах! Ты создал его, превознёс и укрепил его, [а ведь] он — такое же творение, как и я! У меня нет сил, чтобы противостоять ему, так что, прошу Тебя, надели меня [таким же многочисленным] воинством, которым Ты наделил его!“ Аллах сказал: „Хорошо, Я сделаю это, но если ты ослушаешься меня [снова], я выброшу тебя и твоё воинство за границы Своей милости!“ Невежество осталось довольным, и ему было предоставлено воинство из [более чем] семидесяти пяти [качеств].

И вот эти качества: доброта — служитель разума, а злоба — служитель невежества; вера — от разума, а неверие — от невежества; принятие [истины] — от разума, а противление [ей] — от невежества; надежда — от разума, а отчаяние — от невежества; справедливость — от разума, а угнетение — от невежества; довольство — от разума, а недовольство — от невежества; благодарность — от разума, а неблагодарность — от невежества; недостаток в надежде [на Божью милость] — от разума, а скупость до надежды [на Божью милость] — от невежества; уверенность в Аллахе — от разума, а скряжничество [в этом чувстве] — от невежества; мягкосердечие — от разума, а безжалостность — от невежества; милость — от разума, а гнев — от невежества; знание — от разума, а незнание — от невежества; понимание — от разума, а бестолковость — от невежества; целомудрие — от разума, а пошлость — от невежества; воздержание [от мирских удовольствий] — от разума, а материализм — от невежества; доброжелательность — от разума, а неприветливость — от невежества; величавость — от разума, а наглость — от невежества; кротость — от разума, а надменность — от невежества; спокойствие — от разума, а суета — от невежества; терпение — от разума, а слабоумие — от невежества; молчание — от разума, а болтливость — от невежества; податливость — от разума, а тщеславие — от невежества; покорность — от разума, а подавление — от невежества; прощение — от разума, а враждебность — от невежества; любезность — от разума, а грубость — от невежества; уверенность — от разума, а сомнение — от невежества; упорство — от разума, а тревожность — от невежества; милосердие — от разума, а мстительность — от невежества; самодостаточность — от разума, а скудость — от невежества; размышление — от разума, а халатность — от невежества; запоминание — от разума, а забывчивость — от невежества; любвеобилие — от разума, а неприязнь — от невежества; подчинение — от разума, а бунтарство — от невежества; удовлетворённость — от разума, а ненасытность — от невежества; правосудие — от разума, а бесправие — от невежества; дружба — от разума, а вражда — от невежества; преданность — от разума, а предательство — от невежества; смирение — от разума, а заносчивость — от невежества; истина — от разума, а заблуждение — от невежества; здоровье — от разума, а недуг — от невежества; любовь — от разума, а ненависть — от невежества; честность — от разума, а лживость — от невежества; благонадёжность — от разума, а изменчивость — от невежества; искренность — от разума, а испорченность — от невежества; храбрость — от разума, а трусость — от невежества; понимание — от разума, а безграмотность — от невежества; признание — от разума, а отрицание — от невежества; смирение с незначительными ошибками других людей — от разума, а предание их огласке — от невежества; хранение чужих секретов — от разума, а их разбалтывание — от невежества; сокрытие — от разума, а раскрытие — от невежества; молитва — от разума, а её оставление — от невежества; пост — от разума, а его [беспричинное и преждевременное] прерывание — от невежества; участие в священной войне (джихаде) — от разума, а отказ от свидетельства [веры] — от невежества; паломничество — от разума, а нарушение завета — от невежества; сохранение тайн — от разума, а клевета — от невежества; доброе отношение к родителям — от разума, а их проклинание — от невежества; правда — от разума, а лицемерие — от невежества; добро — от разума, а зло — от невежества; прикрытие [женщиной] своих [срамных мест] — от разума, а дразнение [посторонних мужчин] своими прелестями — от невежества; утаивание — от разума, а разглашение — от невежества; честность — от разума, а обман — от невежества; прихорашивание [женщины] для [своего] мужа — от разума, а прелюбодеяние — от невежества; чистота — от разума, а нечистоплотность — от невежества; стыдливость — от разума, а бесстыдство — от невежества; [взвешенное] избрание позиции посредника — от разума, а злопыхательство — от невежества; благоустроенность — от разума, а [изнеможение от] тяжёлой работы — от невежества; лёгкость — от разума, а трудности — от невежества; обилие благословений — от разума, а их скудость — от невежества; здоровье — от разума, а болезни — от невежества; умеренный достаток — от разума, а накопление [богатств и расточительство] — от невежества; мудрость — от разума, а [следование] собственным страстям — от невежества; [чувство собственного] достоинства — от разума, а приниженность — от невежества; процветание — от разума, а безвременье — от невежества; покаяние — от разума, а упорство в совершении грехов — от невежества; испрашивание прощения — от разума, а высокомерие — от невежества; защищённость — от разума, а беспризорность — от невежества; вознесение мольб — от разума, а отказ от них — от невежества; радость — от разума, а тоска — от невежества; счастье — от разума, а уныние — от невежества; близость [между супругами] — от разума, а размолвка [между ними] — от невежества; щедрость — от разума, а жадность — от невежества.

[Несмотря на то, что] всеми качествами, являющимися воинством разума, обладают только пророки, [Непорочные] Имамы, а также верующие, чьи сердца были испытаны на веру, некоторые наши друзья, имея лишь часть этих качеств, могут со временем снискать оставшиеся из них, избегая воинство невежества, и уподобиться в конце возвышенному нраву пророков и [Безгрешных] Имамов. Этого [духовного] благоденствия можно достичь исключительно через познание [и принятие] воинства разума и отстранение от воинства невежества. Да поможет Аллах вам и нам в служении и угождении Ему!» (1498)

Пророк Мухаммад, да благословит Аллах его и его род, сказал: «Четыре действия губят сердце и взращивают лицемерие, как вода взращивает дерево: слушание пустопорожних и непристойных разговоров, вхождение в двери дворца правителя и занятие охотой» (1506).

Имам Садык, да будет мир с ним, сказал: «В книге Имама Али, да будет мир с ним, сказано, что мир сей подобен змее, что мягка на ощупь, но содержит внутри смертельный яд; она привлекает [лишь] невежд, тогда как мудрые люди [стараются] её избегать» (1555).

Имам Бакир, да будет мир с ним, сказал: «Жадного человека в этом мире можно сравнить с шелковичным червём: чем больше шёлка он свивает вокруг себя, тем сложнее ему выбраться [из кокона, и он продолжает выбираться из него] до самой смерти» (1556).

Пророк Мухаммад, да благословит Аллах его и его род, сказал: «Мир [сей] для верующего — тюрьма и источник горестей, но для многобожников он — „рай“ и уютное пристанище» (1564).

Пророк Мухаммад, да благословит Аллах его и его род, сказал: «[Ничтожность благ] этого мира по сравнению [с благами] мира грядущего можно понять, если погрузить палец в море: подумайте, сколько влаги останется на нём, когда вы вынете его из воды…» (1570)

Пророк Иса ибн Марьям, да будет мир с ним, сказал: «Сущность взаимосвязи между этим миром и следующим можно описать через ситуацию с мужчиной, у которого есть две жены: какой бы из них он ни угождал, другая [всегда] будет на него сердиться» (1571).

Имам Садык, да будет мир с ним, сказал: «Ничто не причиняет такой вред верующему, как получаемое им имущество. И хуже этого лишь слова, произнесённые тому, кто просит руки твоей дочери: „Я не позволю тебе жениться на моей дочери, ибо ты — беден!“» (1593)

Имам Бакир, да будет мир с ним, сказал: «Мы любим богатство, но тратим его лишь на благие цели. Тот, кто обретёт большой достаток в этом мире, лишится некоторых благ в мире следующем. И тот, кто накопил сто тысяч дирхамов, не является нашим последователем (шиитом)» (1602).

Имам Садык, да будет мир с ним, сказал: «Не является нашим последователем (шиитом) тот, кто владеет десятью тысячами дирхамов, если только он не раздаёт милостыню сзади, спереди, справа и слева» (1604).

Имам Али, да будет мир с ним, сказал своим последователям: «После вас придут люди, которых будут пытать, убивать и порабощать из-за [их любви ко] мне. И никто не видел таких [удивительных] людей даже в предыдущих поколениях! Помните, что те из них, кто имеют [полную] уверенность в моём [руководстве] и признают [все] мои достоинства, будут обладать в Судный день таким же положением, каким обладаю я!» (1607)

Имам Садык, да будет мир с ним, сказал: «Верующий всегда сталкивается с другим верующим, который завидует ему [в чём-то] (и это — самая лёгкая из проблем), а также — с преследующим его лицемером, со сражающимся с ним врагом или с дурачащим его шайтаном» (1661).

Имам Садык, да будет мир с ним, сказал: «Апостолы Исы, да будет мир с ним, пожаловались ему на страдания, которые им причиняют люди, и он сказал: „Верующие всегда испытывают на себе людскую ненависть. В этом они подобны пшенице, что сладка и полна вредителей“» (1671).

Имам Бакир, да будет мир с ним, сказал: «Верующий всегда имеет проблемы в [налаживании] своей личной жизни, и даже если он не женат, у него будут трудности с близкими соседями» (1687).

Имам Али, да будет мир с ним, сказал: «Трудитесь [лишь] ради Аллаха без малейшего лицемерия и желания прославиться, ибо Аллах покинет всякого, кто работает не для Него!» (1810)

Всевышний Аллах сказал: «Некоторые из Моих верующих рабов просят Меня помочь им добиться успеха в поклонении Мне, но из-за того, что Я люблю их, Я не даю им преуспеть [в этом деле], так что они не становятся тщеславными» (1814).

Пророк Мухаммад, да благословит Аллах его и его род, сказал: «Когда кусок запрещённой [к употреблению] пищи достигнет живота верующего, его станут проклинать все ангелы небес и земли» (1831).

Пророк Мухаммад, да благословит Аллах его и его род, сказал: «Аллах сделает заблудившимся того, кто управляет делами мусульман и при этом вводит их в заблуждение» (1836).

Имам Садык, да будет мир с ним, сказал: «Не просите власть имущих удовлетворить ваши нужды, ибо впоследствии они станут просить вас удовлетворить их нужды в День воскрешения!» (1840)

Имам Садык, да будет мир с ним, сказал: «Не участвуйте в ссорах, иначе пострадает ваша репутация! И не спорьте с терпеливым и невеждой, ибо терпеливый одолеет вас, а невежда станет вас унижать!» (1860)

Имам Садык, да будет мир с ним, сказал: «Не разглашайте свои тайны друзьям, если только эти тайны не навредят вам, когда о них прознает ваш враг. [Ведь] однажды ваш друг может стать вашим врагом…» (1898)

Имам Садык, да будет мир с ним, сказал: «Сторонитесь властолюбцев, которые навязывают людям своё [господство, ибо], клянусь Аллахом, всякий, за чьей спиной слышны шаги [последователей], погиб сам и ведёт к погибели [всех тех, кто за ним следует]!» (1943)

Имам Садык, да будет мир с ним, сказал: «О люди, страшитесь Аллаха и не следуйте за властными людьми! Предоставьте их самим себе, пока они не осознают свои грехи! И не берите никого в покровители вместо Аллаха!» (1944)

Имам Садык, да будет мир с ним, сказал: «Худшие из вас — те, кто навязывают людям свою власть. И являются лжецами те, вокруг кого собираются люди, те, кто любят властвовать над вами, те, кто стремятся к славе, и те, кому вы доверились, [помимо нас]» (1945).

Перевод будет дополняться по воле Аллаха…

Поделиться
Отправить
Вотсапнуть
Класснуть
Плюсануть


Комментарии приветствуются

Scroll Up