Новое

Можно ли мусульманам праздновать Новый год?

комментариев 7

Этот вопрос в преддверии новогодних праздников задают так часто, что я решил написать небольшую публикацию на этот счёт, чтобы кратко разобрать проблему и дать пояснения для интересующихся. Надеюсь, что эта заметка поможет вам разобраться в вопросе. Если она вам понравилась — распространите её среди друзей и знакомых, и да воздаст вам Аллах наилучшим воздаянием! Ваши комментарии по теме также крайне приветствуются.

Для каждого мусульманина очевидно, что Новый год не является исламским праздником. По большому счёту этот календарь нас и вовсе не должен касаться, просто уж так вышло, что мы имеем с ним дело, так как он повсеместно используется. Более того, даже первое число месяца Мухаррам, которое является «новым годом» по исламскому календарю, никаким праздником в исламе никогда не было и не отмечается, а уж для последователей истинного пути — пути Мухаммада и его семейства, да будет мир над ними всеми, месяц Мухаррам и вовсе — время траура по Имаму Хусейну, да будет мир с ним, и другим шахидам Кербелы. Но значит ли это, что отмечать Новый год по российскому или какому-то другому календарю (например, новруз, отмечаемый в Иране), а также поздравлять с ним — запрещено?

Очевидно, что каких-то прямых запретов, упоминающих именно Новый год, нет ни в Священном Коране, ни в хадисах от Пророка и Имамов, а как вам известно, у нас в исламском законе всё считается дозволенным (относящимся к категории «мубах»), пока не будет каких-либо указаний на запрет, обязательность или что-то ещё.

Конечно, никакой шариатской нужды отмечать его нет, но вопрос-то стоит о запрете, ведь у многих есть и собственное желание посетить какие-то праздничные мероприятия или же необходимость поддерживать отношения с родственниками, коллегами и друзьями, которые планируют отмечать этот праздник. Собственно, это и заставляет людей задавать вопросы по теме.

Если говорить кратко, то отношение к Новому году такое же, как и к другим внешним по отношению к исламу праздникам и поводам торжества вроде иранского новруза, российского 9-го мая или Дня независимости в США.

Отмечать их сами по себе не запрещено, но только при условии, что праздничное мероприятие не будет приводить к совершению чего-либо запретного, как то, например, употребление опьяняющих напитков или даже нахождение за одним столом с теми, кто их употребляет в тот момент, совместные танцы между посторонними мужчинами и женщинами, а также любые запретные действия, которые, к сожалению, часто сопровождают эти праздники.

Если вы можете посетить праздничное мероприятие и избежать запрещённого, то само это посещение дозволено, ну и уж тем более нет ничего запретного в том, чтобы поздравить кого-то из близких вам людей с этим праздником.

Тут кто-либо может возразить, что ведь у нас есть запрет уподобляться последователям других религий, а значит и Новый год должен быть запретным праздником. Такой запрет действительно существует и нельзя о нём забывать. Согласно хадисам, мы не должны использовать какие-либо вещи, ставшие отличительными особенностями представителей других религиозных направлений. Например, нельзя носить рясу и крест, подобно христианским священникам, или хасидскую шляпу; также это может относиться и к действиям вроде зажигания свечей на еврейскую хануку и подобных им.

Но является ли празднование Нового года отличительной особенностью какой-то определённой религии, и если да, то какой? По крайней мере, в тех частях России, о которых у меня есть достаточно информации, Новый год — это просто государственный праздник, по большому счёту верующие христиане и вовсе не придают ему какого-то значения, а некоторые из них и вовсе не терпят этого праздника, так как он был основан в своё время, дабы заменить столь важное им рождество. Есть даже те, кто запрещает его отмечать для христиан, так что считать Новый год христианским праздником было бы довольно странно. Насколько видно мне — это просто государственный праздник в России вроде Дня победы, который одинаково относится ко всем жителям и не принадлежит какой-то определённой религиозной общине. Исходя из этого, хадисы, касающиеся уподобления неверным, не касаются этого праздника.

Конечно, нельзя исключать теоретическую возможность, что где-то есть, допустим, село, в котором какая-нибудь церковь канонизировала Новый год и где его отмечают только христиане или ещё какая-нибудь отдельная религия. В таком случае в той местности это действительно будет уподоблением неверным и запретным деянием, но для большей части России это, судя по всему, не так.

Задача специалистов по исламскому закону состоит лишь в том, чтобы объяснить положение шариата в общих терминах, то есть рассказать, что уподобление запрещено и что такое уподобление. А определять является ли конкретный праздник в вашей местности уподоблением кому-либо — задача уже человека в той местности, потому что это всё может отличаться в зависимости от географического местоположения или исторического периода.

Думаю, каждый может посмотреть вокруг и увидеть, чем для него является Новый год, а чем — нет, а потом поступить соответствующим образом.

Поделиться
Отправить
Класснуть
Плюсануть

Похожие публикации

Комментариев — 7

  1. Данияр пишет:

    Во имя Аллаха! Ас-саламу алейкум, братья.

    Разве «упоболение» ограничивается лишь религиями? Или же это касается запрета уподобления всем неверным?

    Обязательно ли, что чтобы новый год стал запретным, его должны присвоить ахле кетаб?

    Ведь, по имеющим на сегодня данным, сам новый год имеет языческие корни в далекое прошлое, а календарь внес Петр Первый (могу ошибаться). А сегодня этот день стал массовым поводом для явного ослушания законов Аллаха: от запретной музыки и прелюбодеяний до распития алкогольных напитков и даже порой до убийств (упаси Аллах).

    Но даже если поступки неверных не меняют положение самого праздника как такового (ведь кто-то грешит, а кто-то и нет), то ведь это не изменит того факта, что:

    а) У него языческие корни.
    б) Этот праздник — отличительная черта неверующих (не обязательно христиан)

    Да воздаст вам Аллах благом.

  2. Шахназ пишет:

    Благодарю за подробный ответ! Пусть Аллах будет доволен Вами и Вашими трудами! и одарит Вас своими благами!

  3. Мухаммад пишет:

    Ас Саляму Алейкум, весь месяц ..Празник ин шаа Ллах!
    «День бакр» (День вспарывания живота), праздник Захры, мир ей, день сошествия Умара в Ад!

    День смерти Умара (Л) — величайший праздник Ахль аль-Бейт

    Имам Али Ан-Наки, мир ему, сказал: «Какой же день является более почтенным для Ахль аль-Бейт, мир им, чем этот день (день смерти Умара)? Мой отец, мир ему, передал, что Хусейфа ибн Йаман пришел в девятого числа месяца раби аль-авваль к моему деду Посланнику Аллаха, да благословит Аллах его и род его. И сказал Хусейфа: «Я видел моего господина Повелителя верующих, да будет мир с ним, с его сыновьями — Хасаном и Хусейном. Они принимали пищу с Посланником Аллаха, да благословит Аллах его и род его, который улыбался им. И сказал он Хасану и Хусейну: «Наслаждайтесь благословением этого дня, ведь в этот день Аллах умертвит Своего врага и врага вашего деда. И ответит на мольбу вашей матери. Это день, в который сломается шип ненависти к вашему деду. Поистине, это день, в которой погибнет Фараон людей моего дома (Ахль аль-Бейт), их угнетатель и узурпатор их прав» («Деляили аль-имама», Шейха Мухаммада Табари).

    Абдуль-Хусейн Нишапури писал: «В двадцать третем году по хиджре, ночью девятого месяца раби аль-авваль скончался Умар ибн Хаттаб. Как утверждают люди толпы, он умер 3-ого в месяце Зуль-хиджи. Этот день является радостным днем для Ахль аль-Бейт, мир им, Пророка, да благословит Аллах его и род его, ангелов, и друзей Повелителя верующих Али. Это очень великий день. Шииты и их Имамы в радости, отмечают этот день, как праздник. Пророк, да благословит Аллах его и род его, объявил этот день праздником, и повелел, чтобы люди также праздновали этот день и претворяли в жизнь его сунну. Кто в этот день даст милостыню, Аллах простит его. В этот день желательно угощать братьев по вере, надеть новую одежду, умащаться духами, благодарить Аллаха. Для этого дня в хадисах отмечены названия и его превосходства. Среди них: «Величайший праздник Аллаха», «Второй Гадир», «Второй праздник фитр», «День гордости шиитов», «Праздник Ахль аль-Бейт», «День смерти лицемера», «День принятия деяний», «День, когда притесненный победил», «День дружбы верующих», «День отстранения от больших грехов», «День благодарности», «День уничтожения заблуждения и ереси» («Ахль аль-Бейт таквими», стр. 87-88).

    Абу Али Исфахани писал: «Девятое число месяца раби аль-авваль день смерти Умара является великим днём для Ахль аль-Бейт, мир им, и считается большим и одним из самых важных праздников. И Имамы сами праздновали эту дату, что говорит о большой значимости этого благословенного дня» («Фархатуз-захра», стр. 11).

  4. Уа алейкум ас-салам уа рахматуллахи уа баракятух, уважаемый Данияр! Вы можете привести те упоминаемые Вами данные, согласно которым Новый год имеет языческие корни?

  5. Денис пишет:

    Я могу привести данные, и вы можете почитать в интернете, праздник этот был введён в 45г. до рождества Христова. поклонялись Богу Янусу ( древнеримский или(и) древнегреческий Бог) С этого и новый год отмечается в январе.

  6. Уважаемый Денис! Из интернета можно почерпнуть очень много всего, как достоверного, так и выдуманного. Доводом в данном случае будет являться чья-то научная работа, выдержки из исторических книг авторитетных историков и т. д. То есть смену календарных вех начали отмечать именно в конкретный год? Где? То, что название месяца январь связано связано с Янусом — никак не доказывает языческое происхождение Нового года. Кто автор этого исследования? Это именно исследование или чьи-то предположения из какого-то блога? Постарайтесь подкрепить свои слова ссылками на достоверные источники. Это и интересно, и полезно.

  7. Тагир Зякиев пишет:

    Да,эти христианские праздники,несомненно,нам,мусульманам не следует в этом участвовать,так же нам,татарам и не только не следует уподоблятся христианам,а мы так в этом усердствуем,отмечая 40-овой день,годовщину и др.дни усопшего мусульманина,глядя на всё это становится так противно,как же нас,татар,так искусно ОПУСТИЛ Иван Грозный,что же наши имамы-они охотно в этом участвуют по понятным причинам.Люди,татары,мусульмане,ведь за всё это придётся держать ответ перед Аллахом,что мы скажем-БАБАЙЛАРДАН КАЛГАН ЭШ…перед Аллахом это не прокатит…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Scroll Up