Новое

Наставления Непорочных Имамов о передаче хадисов и методология их принятия

Комментариев нет

Мусульмане постоянно спорят о достоверности тех или иных преданий от нашего Пророка и членов его безгрешного семейства, да будет над ними всеми мир и благословение Аллаха, в связи с чем рождается масса неверных представлений о том, как работает подлинное хадисоведение. Чтобы закончить эти спекуляции, мы перевели большую подборку преданий от Пречистых Имамов, в которых они инструктируют своих последователей о том, как следует передавать их слова и описывают принципы аутентификации их дошедших до нас речений.

Наставления Ахль аль-Бейт о передаче хадисов

1. Имам Садык, да будет мир с ним, сказал о словах Аллаха в Священном Коране: «Обрадуй же рабов Моих, которые прислушиваются к речи и следуют за прекраснейшим из неё!» (39:17—18): [Это о] человеке, который изучает хадисы и передаёт их так же, как он узнал [их], без какого-либо дополнения и упущения» («Аль-Кафи», т. 1, с. 51, хадис 1).

2. Мухаммад ибн Муслим передал: «Я спросил у Имама Садыка, да будет мир с ним: „Могу ли я добавить [некие слова к хадису] или убрать [их] из хадиса, который я слышу от тебя?“. Он ответил: „В этом нет ничего плохого, если ты сохранишь смысл“» («Аль-Кафи», т. 1, с. 51, хадис 2).

3. Давуд ибн Фаркад передал: «Я сказал Имаму Садыку, да будет мир с ним: „Я слышу твои речи и хочу передать их так же, как слышал их от тебя, но у меня не получается передать их точно…“. Имам спросил: „Ты делаешь это умышленно?“. Я ответил: „Нет“. Имам спросил: „Ты хочешь передать смысл?“. Я ответил: „Да“. Тогда он сказал: „В этом нет ничего плохого“» («Аль-Кафи», т. 1, с. 51, хадис 3).

4. Абу Басыр передал: «Я спросил Имама Садыка, да будет мир с ним: „Могу ли я передать хадис, что я слышу от тебя, от имени твоего отца, а хадис, что я слышал от твоего отца, передать от твоего имени?“. Он ответил: „Это одно и то же, но для меня будет более желанным, если ты передаешь его от имени моего отца“. Затем Имам сказал Джамилю: „Всё, что ты слышал от меня, передавай от имени моего отца!“» («Аль-Кафи», т. 1, с. 51, хадис 4).

5. Абдуллах ибн Синан передал: «Я сказал Имаму Садыку, да будет мир с ним: „Люди приходят ко мне послушать хадисы, что я передаю им от тебя, и [когда они оказываются длинными], меня одолевает слабость и усталость…“. Имам сказал: „[В таком случае] рассказывай их с начала; [можешь также рассказывать их] с середины, [а можешь] — с конца“» («Аль-Кафи», т. 1, с. 51—52, хадис 5).

6. Имам Садык, да будет мир с ним, сказал: «Пересказывайте наши хадисы ясно, ибо мы, [Ахль аль-Бейт], — из числа людей красноречивых» («Аль-Кафи», т. 1, с. 52, хадис 13).

7. Имам Бакир, да будет мир с ним, сказал: «Воздерживаться в сомнительных обстоятельствах лучше, чем предаваться гибели, и отказаться от передачи хадиса, который вы не проверили, лучше, чем передавать [такой] хадис» («Аль-Кафи», т. 1, с. 50, хадис 9).

Методология принятия хадисов от Ахль аль-Бейт

8. Имам Садык, да будет мир с ним, передал слова Посланника Аллаха, да благословит Аллах его и его род: «Над каждой правдой есть [подлинная] действительность, и выше всякого действительного есть свет. Всему, что согласуется с Книгой Аллаха, вы обязаны следовать, а то, что не согласуется [с ней, необходимо] оставить» («Аль-Кафи», т. 1, с. 69, хадис 1).

9. Абдуллах ибн Абу Йафур передал: «Это было передано мне Хусейном ибн Абу аль-А’аля, который был на встрече вместе с Ибн Абу Йафуром, и он спросил у Имама Садыка, да будет мир с ним, о различиях в хадисах, что переданы от людей, заслуживающих доверия и от людей, которым мы не доверяем. Имам ответил: „Если вы столкнётесь с хадисом и найдёте подтверждение [ему] в Священном Коране или [другом] хадисе от Посланника Аллаха, [то примите его]. В противном случае следуйте тому, что пришло к вам от первой [группы людей] (т. е. от людей заслуживающих доверия)“» («Аль-Кафи», т. 1, с. 69, хадис 2).

10. Имам Али, да будет мир с ним, сказал: «Существует два вида сунны. Есть сунна в обязательных [предписаниях], и следование ей — руководство, а оставление её — заблуждение. И есть сунна в необязательных [вопросах], и следование ей — добродетель, а оставление [второстепенных вопросов] — грех» («Аль-Кафи», т. 1, с. 71, хадис 12).

11. Мухаммад ибн Муслим передал: «Я спросил у Имама Садыка, да будет мир с ним: „Почему люди передают [хадис] от такого-то и такого-то и от Посланника Аллаха, да благословит Аллах его и его род, и они не обвиняют их во лжи, а [хадис], что приходит от вас, противоположен этому?“. Имам ответил: „Хадис отменяется [другим хадисом], подобно [аятам] Священного Корана“» («Аль-Кафи», т. 1, с. 64—65, хадис 2).

12. Мансур ибн Хазим передал: «Я сказал Имаму Садыку, да будет мир с ним: „Меня смущает то, что когда я спрашиваю тебя о чём-то, ты даёшь мне ответ, но когда приходит другой человек, ты отвечаешь ему на тот же самый вопрос иначе“. Имам сказал: „Мы отвечаем людям развёрнуто и сокращённо“. Тогда я спросил: „А сподвижники Пророка, да благословит Аллах его и его род, говорили правду или лгали, передавая от него [тот или иной] хадис?“. Имам ответил: „Они говорили правду“. Тогда я спросил: „Почему же тогда [у хадисов] есть различия [между собой]?“. Он ответил: „Ты не учёл того, что когда [некий] человек приходил к Посланнику Аллаха и задавал [свой] вопрос, он отвечал ему, а потом он отвечал то, что отменяло его предыдущий ответ. Так одни хадисы отменялись другими хадисами“» («Аль-Кафи», т. 1, с. 65, хадис 3).

13. Имам Садык, да будет мир с ним, спросил у одного из своих последователей: «О Зияд! Что бы ты сказал, если бы мы дали фетву одному из наших сподвижников в состоянии сокрытия убеждений (такыйи)?». Он ответил: «Ты знаешь об этом лучше, да буду я жертвой за тебя!». Имам ответил: «Принятие этого решения лучше для него и имеет большую награду». И в другом предании сказано: «Приняв это, он будет вознаграждён, а оставив это — согрешит» («Аль-Кафи», т. 1, с. 65, хадис 4).

14. Имам Садык, да будет мир с ним, сказал: «Тем, кто знает, что мы не говорим ничего, кроме правды, нужно считать достаточным то, что они узнали от нас. Если же они услышат [нечто] отличное от того, что они знают, то должны отметить, что это — наш способ защитить их» («Аль-Кафи», т. 1, с. 65—66, хадис 6).

15. Сама’т передал: «Я спросил Имама Садыка, да будет мир с ним, о человеке, которому двое из людей его религии передали разные [сведения] относительно [некоего] вопроса: один из них сказал, что [выполнение этого] обязательно, а другой — что это запрещено. Как ему следует поступить? Имам ответил: „Он должен ждать, пока не найдётся тот, кто известит его [об этом]. И до тех пор, пока он его не встретит, он ничем не стеснён“». И в другом предании сказано: «Какому из них последовать, повинуясь [одному из наших решений], — решать вам» («Аль-Кафи», т. 1, с. 66, хадис 7).

16. Имам Садык, да будет мир с ним, спросил одного из сподвижников: «Если ты придёшь ко мне за ответом на вопрос, и я отвечу тебе в общем виде, а затем ты снова придёшь ко мне и я дам тебе ответ, противоположный [первому], то чему ты последуешь?». Передатчик ответил: «Я последую последнему». Имам сказал: «Да благословит тебя Аллах!» («Аль-Кафи», т. 1, с. 67, хадис 8).

17. Му’алля ибн Хунайс передал: «Я спросил Имама Садыка, да будет мир с ним: „Если до нас доходит хадис от первых из вас, [Ахль аль-Бейт], и от последующих из вас, то какому [из хадисов] нам нужно следовать?“. Имам ответил: „Следуйте этому, пока до вас не дойдёт [указание] от живого Имама. Когда же [указание] от живого Имама до вас дойдёт, следуйте его словам“. Затем Имам сказал: „Клянусь Аллахом, мы не подвергаем вас чему-либо, за исключением того, что для вас легче!“» И в другом другом предании: «Возьмите последний [хадис]» («Аль-Кафи», т. 1, с. 67, хадис 9).

Поделиться
Отправить
Класснуть
Плюсануть

Похожие публикации

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Scroll Up