Новое

О правильности шиитского ритуала омовения

Комментариев нет

Одним из различий в ритуальной области фикха между шиитским и суннитским направлениями ислама является вопрос о совершении малого омовения (вузу), требуемого перед молитвой (намазом). В частности, суннитские правоведы считают недозволенным обтирание ног (при этом дозволяя совершать обтирание поверх обуви и носков, что считается шиитами позднейшим нововведением). Шиитские же правоведы полагают обтирание (масх) не только дозволенным, но и единственно верным способом завершения ритуала малого омовения, находящимся в соответствии с 6-м аятом 5-й суры «Аль-Маида» («Трапеза»).

«О вы, которые уверовали, когда встаёте на молитву, то омывайте ваши лица и руки до локтей, и обтирайте ваши головы и ноги до щиколоток…» (5:6).

В русском переводе мы не видим никаких проблем, однако, в арабском тексте возникли разногласия по поводу его понимания из-за огласовки выражения «…и ноги», характеризующей рассогласование падежей. Говоря проще, то, что по-русски произносится как «и обтирайте ваши головы и ноги» должно по-арабски звучать следующим образом:

وَامْسَحُواْ بِرُؤُوسِكُمْ وَأَرْجُلِكُمْ
«Уамсаху би-руусикум уа арджули́кум».

Тем не менее, в арабском тексте Корана стоит:

وَامْسَحُواْ بِرُؤُوسِكُمْ وَأَرْجُلَكُمْ
«Уамсаху би-руусикум уа арджула́кум».

То есть, понятия «головы» — «руус» и «ноги» — «арджуль» — стоят в разных падежах, по причине чего суннитские правоведы утверждают, что повеление об обтирании не относится к ногам, а только к голове. К сожалению, даже некоторые братья-шииты попадаются на эту грамматическую уловку суннитских правоведов, при этом если и не меняют свой мазхаб, то, пусть и нехотя, признают, что повеление Корана об обтирании, дескать, туманно и неоднозначно, и для уточнения вопроса приходится прибегать к помощи хадисов. Так ли это на самом деле? Возможно ли средствами русского языка выразить кораническую мысль более точно, чтобы проиллюстрировать какое упущение было сделано нашими оппонентами — как арабоязычными правоведами, так и переводчиками их трудов?

Рассмотрим приставку «би», предшествующую понятию «руус» — «головы». Она в данном случае отражает аналог дательного падежа в русском языке. То есть выражение «Уамсаху би-рууси́кум» означает «и обтирайте (буквально) по вашим головам», то есть — «совершайте обтирание по вашим головам».

Подобное выражение в русском языке не прижилось и сегодня является стилистически неверным, поэтому вместо него мы пишем: «и обтирайте головы ваши» — однако, запомним, какой смысл изначально в него вкладывался.

Далее. Никаких вопросов не возникло бы, будь падежи согласованы — в этом представители и шиитских, и суннитских школ единодушны. То есть, если бы стояло: «Уамсаху би-рууси́кум уа арджули́кум», где «би» относится как к первому понятию (головы), так и ко второму (ноги). Равносильно можно было бы сказать: «Уамсаху би-рууси́кум уа би-арджули́кум», или по-русски буквально: «И совершайте обтирание по вашим головам и по вашим ногам». Однако «би» перед «ногами» (в винительном падеже) отсутствует, поэтому (опять-таки буквально) с падежными рассогласованиями мы могли бы писать по-русски следующим образом:

«И обтирайте по головам вашим и ноги ваши».

Да, стилистика в данном случае «хромает», но только по-русски, по-арабски же с ней всё в порядке.

Правоведы-сунниты при этом утверждают, что выражение «и ноги ваши», благо стоит в другом падеже, не относится к вопросу об обтирании. А к чему, в таком случае, оно относится? Об этом суннитское правоведение умалчивает. Зато шиитское отвечает совершенно чётко: к понятию «обтирания» обтирание ног имеет непосредственное отношение, а вот «по» — достаточно интересный предлог, заставляющий обратить на себя внимание. Он говорит о том, что, хотя обтирание относится и к голове, и к ступням ног (до щиколоток), речь идёт о разных характерах обтирания — вот и ответ на вопрос, откуда возникает падежное рассогласование!

Обтирание по голове означает то, что даже провести по ней одним увлажнённым пальцем достаточно, чтобы завершить эту часть ритуала. Обтирание же ног как таковых означает, что необходимо влажной ладонью обтереть (совершить масх) довольно широкую площадь ступни, чтобы можно было сказать: «он обтёр ногу», а не «он провёл по ноге». Качественная разница налицо, и она прекрасно подчёркнута в Коране — благодаря одной-единственной огласовке!

Тем самым, мусульмане-шииты убеждены в правильности положения своей правовой школы на основании — прежде всего — самого Священного Корана — Книги, считающейся единственно непогрешимой, хранить достоверность которой обещал нам Сам Всевышний Аллах.

Поделиться
Отправить
Класснуть
Плюсануть

Похожие публикации

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Scroll Up