Новое

Полное омовение

Комментариев нет

В некоторых случаях для совершения намаза и для других действий, которые необходимо совершать с малым омовением, совершение полного омовения (гусл) становится обязательным. В данной статье рассмотрены: процедура и условия совершения полного омовения, его разновидности, деяния, которые запрещены для осквернённого, омовение покойника, ритуальное омовение после прикосновения к покойнику, а также виды гусла, предназначенные для женщин.

Процедура совершения полного омовения

Положение 107. Необходимо полностью омыть тело, голову и шею как для обязательного полного омовения  (например, гусл джанаба — омовение, вызванное половым контактом или поллюцией), так и для желательного (например, гусл джум’а — пятничное омовение). Все виды гусла не имеют между собой различий в исполнении — разница состоит лишь в намерениях.

Положение 108. Гусл можно выполнить двумя способами:

  • тартиби — омовение всех частей тела по порядку;
  • иртимаси — одновременное омовение всех частей тела;

Совершая гусл тартиби и определив его как таковой, в порядке обязательной предосторожности необходимо вымыть сначала голову и шею, а затем всё тело. При этом желательно сначала омыть правую часть тела, а затем — левую.

Ритуальное омовение гусл иртимаси будет верным, если, определив его для себя как таковое, совершающий это омовение полностью окунётся в воду сразу или будет погружаться в воду постепенно до тех пор, пока тело полностью не скроется под водой. Для совершения гусл иртимаси необходимо такое количество воды, чтобы человек смог полностью погрузиться в неё.

Условия совершения полного омовения

Положение 109. Все условия, которые уже оговаривались в отношении правильного выполнения малого омовения¹: чистота воды, принадлежность воды совершающему омовение и т. д. — являются также обязательными и для полного ритуального омовения (гусл). Однако при совершении полного омовения нет необходимости мыть тело сверху вниз, а при совершении гусл тартиби нет необходимости после мытья одной части тела сразу начинать мыть другую её часть.

Положение 110. Тот, кто должен совершить несколько полных омовений, может совершить один гусл одним намерением о совершении всех их разом.

Положение 111. Тот, кто совершил полное ритуальное омовение тела после полового контакта (гусл джанаба) не должен делать малое омовение для намаза. Можно совершать намаз и после других видов полного омовения (даже после желательного омовения гусл мустахаб), но после полного омовения, вызванного средним уровнем выделений² (гусл истихада мутавассита) женщинам нельзя совершать намаз. Необходимо, помимо данного вида гусла, совершить и малое омовение.

Положение 112. Во время полного омовения категории иртимаси или тартиби необязательно, чтобы всё тело было чистым. Если тело очистится от скверны погружением в воду или обливанием воды с намерением омовения тела, то омовение будет считаться действительным.

Положение 113. Гусл джабира³ в совершении подобен вуду’ джабира.

Обязательные виды полного омовения

Положение 114. Существует семь видов обязательного полного омовения (гусл):

  1. гусл джанаба — полное омовение тела после полового контакта или поллюции;
  2. гусл масс маййит — полное омовение, вызванное прикосновением к усопшему;
  3. гусл майит — полное ритуальное омовение тела усопшего;
  4. гусл хайд — полное ритуальное омовение, вызванное менструацией;
  5. гусл истихада — полное омовение, вызванное женскими выделениями;
  6. гусл нифас — полное омовение, вызванное послеродовыми кровотечениями;
  7. гусл назр — обязательное омовение, совершаемое в результате обета, т. е. обязательства человека совершить омовение.

Гусл джанаба

Положение 115. После семяизвержения, произошедшего от полового контакта или во сне (даже если сперма не выйдет наружу), мужчина становится осквернённым (муджниб), и для совершения намаза и других деяний, для которых нужно очищение (тахара), ему необходимо совершить гусл джанаба.

Положение 116. Если сперма придёт в движение, но не выйдет наружу, то это не является причиной осквернения (джанаба).

Положение 117. Тот, кто знает, что сперма вышла наружу, или знает, что то, что вышло наружу является спермой, становится муджнибом (осквернённым) и обязан совершить гусл.

Положение 118. Если из полового органа мужчины выйдет жидкость, и он не знает, моча это, сперма или что-то другое, то необходимо понять, что спермой является та жидкость, которая выходит с чувством вожделения и резкими брызгами, и после этого тело становится бессильным. Однако если перечисленные признаки отсутствуют или имеются лишь некоторые из них, то эта жидкость не является спермой. Но в отношении больного человека, чтобы оскверниться, достаточно одного из этих признаков (например, семяизвержение с чувством вожделения).

Положение 119. После семяизвержения желательно испустить мочу. Если мужчина не испустил мочу и после совершения гусла из полового органа выйдет жидкость, и мужчина не знает сперма это или нет, то эту жидкость следует считать спермой.

Деяния, которые запрещены для осквернённого

Положение 120. С того времени, как человек стал муджнибом, и до тех пор, пока он не очистится, совершив гусл или тайаммум (в случае если он не может совершить гусл), ему запрещается совершать следующие деяния:

  • прикасаться к записям Священного Корана и имени Всевышнего. Желательно также не прикасаться к именам пророков и Имамов, да будет мир над ними всеми;
  • входить в Запретную мечеть (Масджид аль-харам) в Мекке и в Мечеть Пророка (Масджид ан-наби) в Медине, даже если входить в одну дверь и выходить из другой;
  • останавливаться в других мечетях, а также, согласно обязательной предосторожности, останавливаться в храмах Святых Имамов, да будет мир над ними всеми, но проходить через мечеть не является предосудительным;
  • согласно обязательной предосторожности, входить в мечеть для того, чтобы взять что-либо, а также класть там что-либо, даже если человек сам не входит в мечеть;
  • чтение сур Священного Корана, которые имеют обязательный земной поклон. Запрещается чтение даже одной буквы этих сур. Названия сур с обязательным земным поклоном приведены ниже:
  • Сура «Ас-Саджда» («Земной поклон»);
  • Сура «Фуссилат» («Разъяснение»);
  • Сура «Ан-Наджм» («Звезда»);
  • Сура «Ал-‘Алак» («Сгусток»).

Положение 121. Если кто-либо определил в своём доме или на работе место для совершения намаза, то он должен знать, что шариатские положения, касающиеся мечети, не касаются этого места.

Положение 122. Останавливаться в храмах потомков двенадцати Имамов, да будет мир над ними всеми, в осквернённом состоянии непредосудительно, однако запрещено останавливаться в мечетях, которые расположены около храмов.

Омовение покойника

Положение 123. Мусульманина, покинувшего этот мир, необходимо омыть, завернуть в саван, совершить по нему намаз и похоронить.

Ритуальное омовение после прикосновения к покойнику

Положение 124. Человеку, прикоснувшемуся к уже окоченевшему телу усопшего, которое ещё не омыли, необходимо совершить гусл масс майит — полное ритуальное омовение после прикосновения к покойнику.

Виды омовения, предназначенные для женщин

Положение 125. Существует три вида полного омовения, предназначенные для женщин:

  • гусл хайд;
  • гусл истихада;
  • гусл нифас.

Причиной, вызвавшей эти виды омовения, является кровь, которая вытекает из матки и для которой имеются свои особые предписания.

Омовение, вызванное менструацией

Положение 126. Женщине после менструальных кровотечений для совершения намаза и других деяний, нуждающихся в очищении, необходимо совершить полное омовение тела.

Положение 127. Менструальное кровотечение не происходит до девятилетнего возраста, и если до этого времени девочка увидит кровь, то её не следует считать кровью, которая вытекает после девятилетнего возраста.

Положение 128. Период менструаций продолжается минимум три дня. Если кровотечение длится меньше указанного срока, то эта кровь по шариатским правилам не равна той крови, период которой длится больше трёх дней.

Положение 129. Период менструаций не продолжается больше десяти дней. Если кровотечение длится больше указанного срока, то эту кровь не следует понимать как кровь, период которой длится от трёх до десяти дней.

Положение 130. Кровь при менструации обычно бывает густой, тёплой и тёмной, она идёт с давлением и с небольшим жжением.

Положение 131. Женщине в период менструаций запрещается совершение нижеприведённых действий:

  • совершение намаза и ритуальный обход вокруг Святой Каабы (таваф);
  • совершение действий, которые запрещены осквернённому (муджнибу): например, останавливаться в мечетях.

Положение 132. Во время менструаций совершение намаза и соблюдение поста не является обязательным и нет необходимости совершать пропущенный из-за менструации намаз, но пропущенный пост необходимо восполнить.

Положение 133. Нет разницы между гуслом, вызванным менструацией, и гуслом осквернённого семяизвержением. Разница лишь в намерении.

Омовение, вызванное женскими выделениями

Положение 134. Истихада — это ещё один вид крови, вытекающей из матки девочки или женщины.

Положение 135. Кровь истихада обычно бывает жёлтой, холодной, она вытекает без давления и жжения и не бывает густой, но иногда может быть тёмной, тёплой, густой и вытекать с давлением.

Положение 136. Так как кровь истихада бывает разной (она может вытекать в большом, среднем и малом количествах), она делится на три вида. Если кровь будет в малом количестве, то гусл истихаза совершать не нужно, однако эта кровь аннулирует малое омовение. Если крови будет больше, то совершение полного ритуального омовения становится обязательным.

Омовение, вызванное послеродовыми кровотечениями

Положение 137. Омовение, вызванное послеродовыми кровотечениями, связано с рождением ребенка, и в другое время такого кровотечения не бывает. Женщина в результате послеродовых кровотечений должна совершить омовение гусл нифас.


Комментарии

  1. Для получения информации по поводу условий правильного выполнения малого омовения см. положение 74.
  2. Полное ритуальное омовение тела, вызванное выделениями, относится к женщинам.
  3. Для получения информации по поводу вуду’ джабира, см. положения 91—101.
  4. Деяния, запрещённые осквернённому (муджнибу), оговорены в положении 120.

Великий аятолла сейид Али Систани

Поделиться
Отправить
Класснуть
Плюсануть

Похожие публикации

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Scroll Up