Новое

Причины происхождения имён некоторых пророков, людей и названий

Комментариев нет

Из этой переведённой нами подборки хадисов от Имама Садыка, да будет мир с ним, взятых из книги шейха Садука «Илал аш-шараи’» («Причины законов»), вы узнаете о причинах происхождения имён таких пророков ислама, как Адам, Нух, Якуб и Исмаил ибн Хизкиль, да будет мир над ними всеми, а также других людей и названий.

Причина, по которой Адам был назван «Адамом»

Имам Садык, да будет мир с ним, сказал: «Адам был назван „Адамом“, потому что он был сотворён из верхней коры (أديم — адим) земли».

Шейх Садук (автор книги) сказал: «Название четвёртой земли — „адим“ (أديم), и Адам был сотворён из неё. Поэтому сказано, что он был сотворён из „адима“ (верхней коры) земли» («Илал аш-шараи’», т. 1, глава 10, хадис 1).

Причина, по которой Хавва (Ева) была названа «Хаввой»

Имам Садык, да будет мир с ним, сказал: «Хавва была названа „Хаввой“, потому что она была создана из жизни (حَي — хай) [живого существа]. Великий и Всемогущий Аллах сказал: „О люди! Бойтесь вашего Господа, Который сотворил вас из одной души и сотворил из неё пару ей“ (4:1)».

 Причина, по которой женщина была названа «женщиной»

Имам Садык, да будет мир с ним, сказал: «Женщина была названа „женщиной“ (اَلْمَرْأَةَ — аль-мар’ата), потому что она была сотворена [из глины] мужчины (اَلْمَرْء — аль-мар’э), имея в виду сотворение Хаввы из Адама» («Илал аш-шараи’», т. 1, глава 15, хадис 1).

Причина, по которой человек был назван «человеком»

Имам Садык, да будет мир с ним, сказал: «Человек был назван „человеком“ (إنسان — инсан), потому что он забывает (يَنْسَى — йанса), и Великий и Всемогущий Аллах сказал: „Мы прежде уже заключили завет с Адамом, но он забыл, и не нашли Мы в нём стойкости“ (20:115)» («Илал аш-шараи’», т. 1, глава 11, хадис 1).

Причина, по которой Нух был назван «Нухом»

Имам Садык, да будет мир с ним, сказал: «Имя Нуха было Абдул-Малик (в других версиях этого хадиса — „Абдул А’аля“ или „Абдул-Гаффар“), и он был назван „Нухом“ („Оплакивающим“), потому что плакал пять сотен лет» («Илал аш-шараи’», т. 1, глава 20, хадисы 2—3).

Причина, по которой Якуб был назван «Якубом» и причина происхождения названия народа Исраиля

Имам Садык, да будет мир с ним, сказал: «Якуб и Айс были близнецами: сначала на свет появился Айс, затем родился Якуб. И он был назван „Якубом“, потому что появился после (عَقَبْ — акаб) своего брата Айса. И Якуб — это Исраиль, и „Исраиль“ означает „Слуга Аллаха“, потому что „Исра“ (اِسْرَا) — это „слуга“, а „Ил“ (اِيْل) — Аллах, Великий и Всемогущий» («Илал аш-шараи’», т. 1, глава 39, хадис 1).

Было также передано в другом хадисе, что «Исра» (اِسْرَا) — это «сила», а «Ил» (اِيْل) — это Аллах, поэтому «Исраиль» означает «Сила Аллаха» («Илал аш-шараи’», т. 1, глава 39, хадис 2).

В одном длинном хадисе Имам, да будет мир с ним, говорит: «Имя Исраиля — „Исраиляллах“, потому что Якуб служил в Священном доме (Бейт аль-мукаддас), и он был первым, кто вошёл в него и вышел из него. И он зажигал в нём светильники и тушил их с наступлением утра».

Имам продолжил: «Однажды он провёл ночь в мечети Священного дома и там был джинн, который тушил светильники. Он схватил его и привязал к столбу мечети. Когда настало утро, Якуб увидел, что он по-прежнему был пленником (اَسِيرْ — асир). И этого джинна звали Айл. Таким образом произошло название „Исраиль“» («Илал аш-шараи’», т. 1, глава 39, хадис 3).

Примечание шейха Садука Поскольку это предание очень длинное, то мы взяли из него лишь небольшой фрагмент. Полностью он приведён в книге «Китаб ан-нубувват» («Книге пророчества»).

Причина, по которой Исмаил ибн Хизкиль был назван «Правдивым в обещаниях»

Сулейман аль-Джафари передал: «Имам Реза, да будет мир с ним, спросил: „Знаешь ли ты почему Исмаил был назван правдивым (صَادِقْ — садык)?“. Я ответил: „Не знаю“. Он сказал: „Он дал обещание одному человеку, и сидел, ожидая его, годами“» («Илал аш-шараи’», т. 1, глава 67, хадис 1).

Имам Садык, да будет мир с ним, сказал: «Исмаил, о котором Великий и Всемогущий Аллах говорит в Своей Книге: „И вспомни в книге Исмаила: поистине, он был правдив в обещанном и был посланником, пророком“ (19:54) — был не Исмаилом ибн Ибрахимом, но он был пророком из пророков, которого Аллах послал к его людям. Они схватили его и содрали кожу с его головы и лица. Тогда к нему явился ангел и сказал: „Всемогущий Аллах послал меня к тебе с приказом исполнить любое твоё желание“. И он сказал: „Для меня пример в том, как обойдутся с Хусейном!“» («Илал аш-шараи’», т. 1, глава 67, хадис 2).

Причина, по которой Фир’аун (Фараон) был назван в Коране «Обладателем кольев»

Аббан аль-Ахмар передал: «Я спросил у Имама Садыка, да будет мир с ним, о словах Аллаха „…И с Фир’ауном, обладателем кольев (зи аль-аутад) (89:90): почему он был назван „Зи аль-аутад“? Он ответил: „Потому что он пытал людей, иногда поворачивая их лицом к земле, вытягивая им руки и ноги и забивая в них колья, а бывало, что расстилал на доске, забивая колья в ноги и руки. Затем он оставлял их в таком положении пока они не умирали. Поэтому Великий и Всемогущий Аллах прозвал Фир’ауна „Зи аль-аутад“ (ذِي الْأَوْتَادِ — „Обладателем кольев“)» («Илал аш-шараи’», т. 1, глава 60, хадис 1).

Поделиться
Отправить
Класснуть
Плюсануть

Похожие публикации

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Scroll Up