Новое

Проповедь Имама Али, произнесённая им в Басре после «Верблюжьей битвы»

Комментарии

Эта важная политическая хутба Повелителя верующих Али ибн Абу Талиба, да будет мир с ним, приведённая в книге его сподвижника Сулейма ибн Кайса, была произнесена им после битвы Джамаль. В ней его светлость рассказывает об обстоятельствах узурпации его права на халифат Абу Бакром, Умаром и Усманом и объясняет причины, по которым он был вынужден присягнуть им, отвергает слова о том, что Аиша является его «матерью», заявляя, что через её смуту Аллах испытывает мусульман, указывает на противоречия трёх тиранов в вопросе определения халифа, предсказывает свои грядущие сражения с изменниками в Сиффине и Нахраване, порицает своего убийцу Абд ар-Рахмана ибн Мульджама, сравнивая его с худшими людьми прошлого, объявляет, что все грехи уммы лежат на Абу Бакре и Умаре, а в конце приводит слова Пророка Мухаммада, да благословит Аллах его и его род, о двенадцати Имамах прямого пути и двенадцати имамах заблуждения, которые отвратят его общину от истины.

Сулейм ибн Кайс аль-Хиляли сказал: «Я видел Али, да будет мир с ним, когда Зияд ибн Убейда вернулся с „Верблюжьей битвы“, тогда дом был заполнен сподвижниками Посланника Аллаха, да благословит Аллах его и его род, среди которых были Аммар, Абу аль-Хейсам, Абу Айюб и примерно семьдесят человек, участвовавших в битве при Бадре. Зияд находился в большом доме для гостей и странников, когда к нему явился человек с письмом от шиита из Сирии. В нём было сказано, что Муавия подстрекает людей, призывая их отомстить за кровь Усмана. Среди его доводов указывалось, что Али убил Усмана и предоставил его убийцам убежище, а также что он ругает Абу Бакра и Умара и утверждает, что является истинным наместником (халифом) Посланника Аллаха, и обладает большим правом на власть, чем они. Муавия поселил ненависть к Али в сердцах простых людей и чтецов Корана, и они присягнули ему, кроме немногих».

Слова Повелителя верующих об узурпации власти (халифата)

Сулейм продолжил: «Али восславил Аллаха и сказал: „С чем мне только не пришлось столкнуться после смерти Посланника Аллаха! Умар и его товарищи, которые выступили против меня, выдвинули кандидатуру Абу Бакра и присягнули ему в то время, как я был занят омовением тела Посланника Аллаха и его захоронением! Они присягнули ему и обманули ансаров при помощи моего довода и моего права. Клянусь Аллахом, он и все, кто восстал против меня, знали, что это право принадлежит мне, и я более достоин этого, чем Абу Бакр! Затем, когда я увидел, что они присягнули ему и предали меня, я заклял их Аллахом, а потом посадил Фатиму на осла, взял Хасана и Хусейна за руки [и ушёл], надеясь, что они одумаются. Я просил помощи у мухаджиров и ансаров, участников битвы при Бадре, призывая их восстать и заклиная именем Аллаха, но они не ответили на мой призыв и не помогли мне. И вам, о участники сражения при Бадре, известно, что я говорю правду! Они сказали: «Ты прав, о Повелитель верующих! Мы просим Аллаха простить нас за это!»“.

Повелитель верующих продолжил: „И люди вновь приблизились к состоянию невежества, [которое было до ислама]. Я стал опасаться, что община Мухаммада разделится и станет разногласить, и вспомнил, что Посланник Аллаха рассказал мне о том, как поступят люди, велев мне, если я найду помощников, бороться против [узурпаторов], а если не найду, то не поднимать оружие и не проливать свою кровь.

Затем Абу Бакр передал власть Умару, зная, что я достойнее и имею больше прав на это, чем Умар. Я не желал разделения, так что присягнул ему. Затем Умар назначил меня одним из шести кандидатов, назначив главным Ибн Ауфа, который отказался в пользу Ибн Аффана и присягнул ему, договорившись, что Ибн Аффан затем передаст власть ему. Я же снова не пожелал разделения и разногласий. Усман предал Ибн Ауфа, и власть ушла от него. Ибн Ауф отрёкся от Усмана, а затем умер, завещая перед этим, чтобы Усман не участвовал в молитве за него, и потомки Ибн Ауфа считали, что Усман отравил его. Затем Усман был убит, и люди совещались в течение трёх дней, а потом пришли ко мне и присягнули по своей воле, не будучи принуждёнными к этому.

Аллах испытал мусульман посредством их «матери» Аиши

Вскоре Зубейр и Тальха пришли ко мне и попросили разрешения совершить малое паломничество (умру). Я взял с них слово, что они не нарушат присягу и не предадут меня, и они отправились в Мекку, а затем в Басру вместе с Аишей и внушили невежественным людям нарушить присягу мне и пролить мою кровь“.

Затем Повелитель верующих вспомнил Аишу, как она покинула свой дом и что совершила после этого. Аммар сказал: „О Повелитель верующих, не говори о ней, ибо она — твоя мать!“. Повелитель верующих стал говорить о другом, затем вновь вспомнил её, и его речь о ней в этот раз была жёстче, чем в прошлый раз. Аммар повторил свою просьбу. Повелитель верующих ненадолго забыл о ней, а затем вспомнил в третий раз, и его речь о ней в этот раз была ещё жёстче. Аммар вновь сказал: „О Повелитель верующих, не говори так о ней, ибо она — твоя мать!“. Повелитель верующих ответил: „Нет же! Я — с Аллахом против тех, кто противостоит Ему! Поистине, Аллах испытал вас вашей «матерью», дабы прояснилось, на Его ли вы стороне или на её!“».

Противоречие узурпаторов в вопросе определения правителя (халифа)

Сулейм продолжил: «Затем Али вспомнил присягу Абу Бакру, Умару и Усману и сказал: „Клянусь Аллахом, всё не так, как они говорят!“. Имам не говорил некоторое время, и Аммар спросил: „А что они говорят?“. Али сказал: „Они заявили: «Поистине, Посланник Аллаха не назначил преемника, и нам было предоставлено право советоваться друг с другом», а затем поступили не в соответствии со своим же заявлением! Они присягнули Абу Бакру, ни с кем не советуясь по этому поводу, а затем принудили присягнуть меня и моих сторонников. Затем Абу Бакр велел присягнуть Умару, ни с кем не посоветовавшись по этому поводу. После него Умар назначил совет из шести человек, исключил всех остальных мухаджиров и ансаров, велев Сухейбу возглавлять молитву в течение трёх дней! Он велел, если пройдёт три дня, но правитель так и не будет избран, отрубить им головы, а если четверо сойдутся на ком-то, но двое будут против, убить этих двоих. После убийства Усмана люди совещались в течение трёх дней, а затем присягнули мне в соответствие с их общим решением, но вскоре, вы сами знаете, что они совершили!.

«[Муса] сказал: „О Харун! Что помешало тебе, когда увидел ты, что сбились они [с пути истинного], последовать [примеру] моему? Неужели ослушался ты приказа моего?“. Сказал [ему Харун]: „О сын матери моей! Не хватай за бороду мою и не [тяни за волосы на] голове моей! Поистине, я боялся, что скажешь ты: «Внёс ты раскол среди сынов Израилевых и не исполнил слова моего»“» (20:92—94). Я по отношению к Пророку подобен Харуну по отношению к Мусе.

Посланник Аллаха велел мне, чтобы я, когда собьётся с пути его община, боролся против них, если найду помощников, а если не найду, чтобы не поднимал оружия и не проливал свою кровь.

Повелитель верующих рассказывает о сражениях при Сиффине и Нахраване

Когда я нашёл себе помощников для исполнения воли Аллаха, оживления [Его] Книги и сунны [Его Посланника], я перестал удерживать себя и стал сражаться с этими вероломными предателями. И вскоре, если на то будет воля Аллаха, я буду сражаться с изменниками Сирии в месте, что называется «Сиффин», а затем с отступниками на земле Ирака в месте, что называется «Нахраван». Посланник Аллаха велел мне сражаться с ними в этих трёх местах. Я удерживал себя не от бессилия, трусости или нежелания встречи с Господом, но лишь проявлял послушание Посланнику Аллаха и сохранял его завет. Когда я нашёл себе помощников, то увидел перед собой лишь два возможных пути: борьбу на пути Аллаха, призыв к благому и отвращение от порицаемого; или же неверие в Аллаха, отрицание того, что было ниспослано Им, выход из ислама и томление в адском огне!

Повелитель верующих рассказывает о своём убийце

Посланник Аллаха сообщил мне, что я стану мучеником, и моя борода окрасится от крови, что будет течь из моей головы. Мой убийца — самый несчастный из числа первых и последних, он подобен самудиту, что убил верблюдицу, подобен Кабилю, убийце своего брата Хабиля, подобен одному из фараонов и тому, кто спорил с Ибрахимом о Его Господе, а также двум мужчинам из сынов Израилевых, что исказили их Писание и изменили их сунну. Затем Посланник Аллаха добавил: «Он также подобен двум мужчинам из моей общины (Абу Бакру и Умару)»“.

Все грехи общины Мухаммада — на Абу Бакре и Умаре

Затем Али сказал: „Поистине, на них двоих — все грехи общины Мухаммада! Каждая пролитая капля крови и незаконно присвоенное имущество, каждое прелюбодеяние и несправедливое решение — на их плечах! При этом эти грехи не снимаются с тех, кто их совершил“. Аммар сказал: „О Повелитель верующих, скажи нам, кто они, чтобы мы их проклинали!“.

Али спросил: „О Аммар, разве ты не подчинялся Посланнику Аллаха и не отрекался от его врагов?“. Аммар сказал: „Верно!“. Али спросил: „О Аммар, разве ты не подчиняешься мне и не отрекаешься от моих врагов?“. Аммар сказал: „Верно!“. Али сказал: „Достаточно, Аммар! Ты отрекаешься от них и проклинаешь, даже если тебе неизвестны их имена“. Аммар сказал: „О Повелитель верующих, если бы ты назвал их имена своим сподвижникам, и они отреклись бы от них, было бы лучше, чем если бы ты этого не сделал!“. Али сказал: „Да помилует Аллах Салмана, Абу Зарра и Микдада, ибо не было того, кто более них знал бы [о пороках] этих двоих и более них отрекался бы от этих двоих и проклинал их!“.

Аммар сказал: „О Повелитель верующих, да буду я жертвой за тебя, назови их, чтобы мы засвидетельствовали, что дружим с теми, с кем дружишь ты, и отрекаемся от всех, от кого отрекаешься ты!“.

Али сказал: „О Аммар, тогда будут убиты мои сторонники, и отделится от меня моё окружение и моё войско, а также многие, кого ты видишь рядом со мной!

Основной принцип в подчинении и отречении

О Аммар, кто подчинился Мусе и Харуну и отрёкся от их врагов, отрёкся от «тельца» (Абу Бакра) и «самаритянина» (Умара). А кто подчинился «тельцу» и «самаритянину» и отрёкся от их врагов, отрёкся от Мусы и Харуна, сам того не зная!

О Аммар, кто подчинился Мухаммаду и его семейству, подчинился мне и отрёкся от моих врагов, тот отрёкся и от этих двоих. А кто отрекается от врагов этих двоих, тот отрекается от посланника Аллаха, сам того не зная!“.

Мухаммад ибн Абу Бакр — достойный человек из порочного семейства

Мухаммад ибн Абу Бакр сказал: „О Повелитель верующих, не говори их имён, ибо я знаю, кто они! Да будет Аллах свидетелем, что мы подчиняемся тебе и отрекаемся от всех твоих врагов, близких и далёких, первых и последних, живых и мёртвых, присутствующих и отсутствующих!“. Повелитель верующих сказал: „Да помилует тебя Аллах, о Мухаммад! У каждого народа есть достойный человек, свидетель их дел, заступник для подобных ему. И самый достойный из них тот, кто является таковым, хоть он и из порочной семьи. И ты, Мухаммад, благородный человек своего семейства!

Посланник Аллаха предостерегает Абу Бакра и Умара от узурпации власти

Я расскажу тебе, как Посланник Аллаха позвал меня, и у него находились Салман, Абу Зарр и Микдад. Затем он отправил Аишу и Хафсу за их отцами и свою дочь за её мужем Усманом. Когда все пришли, Посланник Аллаха восславил Аллаха, а затем сказал:

«О Абу Бакр, о Умар, о Усман! Я видел ночью двенадцать человек, восседающих на моём минбаре, что сбивали мою общину с прямого пути. Побойтесь Аллаха, примите власть Али после меня и не оспаривайте её, не угнетайте его и не восставайте никто против него!».

Они сказали:

«О Пророк Аллаха, мы прибегаем к Аллаху от этого! Пусть Аллах лучше умертвит нас!».

Посланник Аллаха говорит о двенадцати Имамах в присутствии Абу Бакра, Умара и Усмана

Посланник Аллаха сказал: «Я призываю вас всех в свидетели, что Али ибн Абу Талиб — мой наместник в общине и повелитель каждого верующего. Когда его не станет, то его место займёт мой внук Хасан, а затем — мой внук Хусейн». И он положил руку сначала на плечо Хасана, потом на плечо Хусейна, а затем продолжил: «После Хусейна будет девять его потомков, [приходящих] один за другим, это о них всех Аллах сказал: „О те, которые уверовали! Повинуйтесь Аллаху и повинуйтесь Посланнику [Его] и обладателям [права] повеления1 из [семьи Пророка] вашего“ (4:59)».

Посланник Аллаха говорит об узурпаторах

Затем, когда ушли Абу Бакр, Умар и Усман, и остался я, Абу Зарр, Салман, Микдад, Фатима, Хасан и Хусейн, а затем ушли жёны Пророка и его дочери, кроме Фатимы, он сказал: «Я видел, как эти трое (Абу Бакр, Умар, Усман) и девять человек из числа Омейядов собьют мою общину и обратят её вспять»“.

Али рассказывал это в то время, как дом Зияда был заполнен сподвижниками Посланника Аллаха. Затем он приблизился к ним и сказал: „Запомните то, что услышали! О Зияд, поберегись Аллаха в отношении к моим последователям (шиитам) после меня!“. Когда он миновал Зияда, то обратился к нам со словами: „Поистине, Муавия склонит его на свою сторону, и он будет убивать моих приверженцев, да проклянёт его Аллах!“».

«Книга Сулейма ибн Кайса аль-Хиляли», хадис 67

Поделиться
Отправить
Класснуть
Плюсануть


Комментарии приветствуются

Scroll Up