Новое

Проповедь Имама Садыка о многочисленных свойствах разума и невежества

Комментарии

Предлагаем вам ознакомиться с крайне необычной хутбой, в которой Имам Садык, да благословит его Аллах, рассказывает о сотворении одного из величайших и самых первых Господних творений — разуме и его антиподе — невежестве, перечисляя более восьмидесяти их свойств, которые в хадисе названы противостоящими друг другу «воинствами». Эта проповедь важна тем, что помогает разобраться в происхождении большинства добродетелей и пороков. Его светлость также утверждает в ней, что если верующий сможет обуздать всё «воинство» разума и полностью отстранится от «воинства» невежества, то он станет обладателем таких же нравственных качеств, какими обладали пророки и Имамы из рода Мухаммада, да будет над ними всеми мир и Божье благословение, и тем самым уподобится их возвышенному положению.

Шейх Барки передал в «Аль-Махасин», что Самат ибн Михран и некоторые друзья Имама Садыка, да будет мир с ним, находились рядом с ним, когда завели разговор о разуме и невежестве. Его светлость сказал: «Узнайте же о разуме и его воинстве и о невежестве и его воинстве, дабы быть наставленными!». Самат воскликнул: «О [Абу Абд-Аллах]! Да буду я твоим преданным слугой! Мы не знаем ничего, кроме того, чему ты нас обучаешь!».

Тогда Имам начал свою проповедь: «Аллах, Возвышенный в Своей славе, создал разум, который был одним из первых Его творений. Он создал Его из света, [сияющего] на правой стороне Трона. Он приказал ему отступить, — и он отступил. Затем Он приказал ему выступить, — и он выступил. И сказал Аллах: „Создал Я тебя творением великим и превознёс над всеми созданиями Моими!“. Затем Аллах создал невежество. Он приказал ему отступить, — и оно отступило. Затем Он приказал ему выступить, — и оно ослушалось. И сказал Аллах: „Ты восстало [против воли Моей]!“, и проклял его.

Когда невежество узрело то, что Аллах даровал разуму, то стало его [непримиримым] врагом и пожаловалось [на него Творцу]: „О Аллах! Ты создал его, превознёс и укрепил его, [а ведь] он — такое же творение, как и я! У меня нет сил, чтобы противостоять ему, так что, прошу тебя, надели меня [таким же многочисленным] воинством, которым Ты наделил его!“. Аллах сказал: „Хорошо, Я сделаю это, но если ты ослушаешься меня [снова], я выброшу тебя и твоё воинство за границы Своей милости!“. Невежество осталось довольным, и ему было предоставлено воинство из [более чем] семидесяти пяти [качеств]. И вот эти качества:

  1. доброта — служитель разума, а злоба — служитель невежества;
  2. вера — от разума, а неверие — от невежества;
  3. принятие [истины] — от разума, а противление [ей] — от невежества;
  4. надежда — от разума, а отчаяние — от невежества;
  5. справедливость — от разума, а угнетение — от невежества;
  6. довольство — от разума, а недовольство — от невежества;
  7. благодарность — от разума, а неблагодарность — от невежества;
  8. недостаток в надежде [на Божью милость] — от разума, а скупость до надежды [на Божью милость] — от невежества;
  9. уверенность в Аллахе — от разума, а скряжничество [в этом чувстве] — от невежества;
  10. мягкосердечие — от разума, а безжалостность — от невежества;
  11. милость — от разума, а гнев — от невежества;
  12. знание — от разума, а незнание — от невежества;
  13. понимание — от разума, а бестолковость — от невежества;
  14. целомудрие — от разума, а пошлость — от невежества;
  15. воздержание [от мирских удовольствий] — от разума, а материализм — от невежества;
  16. доброжелательность — от разума, а неприветливость — от невежества;
  17. величавость — от разума, а наглость — от невежества;
  18. кротость — от разума, а надменность — от невежества;
  19. спокойствие — от разума, а суета — от невежества;
  20. терпение — от разума, а слабоумие — от невежества;
  21. молчание — от разума, а болтливость — от невежества;
  22. податливость — от разума, а тщеславие — от невежества;
  23. покорность — от разума, а подавление — от невежества;
  24. прощение — от разума, а враждебность — от невежества;
  25. любезность — от разума, а грубость — от невежества;
  26. уверенность — от разума, а сомнение — от невежества;
  27. упорство — от разума, а тревожность — от невежества;
  28. милосердие — от разума, а мстительность — от невежества;
  29. самодостаточность — от разума, а скудость — от невежества;
  30. размышление — от разума, а халатность — от невежества;
  31. запоминание — от разума, а забывчивость — от невежества;
  32. любвеобилие — от разума, а неприязнь — от невежества;
  33. подчинение — от разума, а бунтарство — от невежества;
  34. удовлетворённость — от разума, а ненасытность — от невежества;
  35. правосудие — от разума, а бесправие — от невежества;
  36. дружба — от разума, а вражда — от невежества;
  37. преданность — от разума, а предательство — от невежества;
  38. смирение — от разума, а заносчивость — от невежества;
  39. истина — от разума, а заблуждение — от невежества;
  40. здоровье — от разума, а недуг — от невежества;
  41. любовь — от разума, а ненависть — от невежества;
  42. честность — от разума, а лживость — от невежества;
  43. благонадёжность — от разума, а изменчивость — от невежества;
  44. искренность — от разума, а испорченность — от невежества;
  45. храбрость — от разума, а трусость — от невежества;
  46. понимание — от разума, а безграмотность — от невежества;
  47. признание — от разума, а отрицание — от невежества;
  48. смирение с незначительными ошибками других людей — от разума, а предавание их огласке — от невежества
  49. хранение чужих секретов — от разума, а их разбалтывание — от невежества;
  50. сокрытие — от разума, а раскрытие — от невежества;
  51. молитва — от разума, а её оставление — от невежества;
  52. пост — от разума, а его [беспричинное и преждевременное] прерывание — от невежества;
  53. участие в священной войне (джихаде) — от разума, а отказ от свидетельства [веры] — от невежества;
  54. паломничество — от разума, а нарушение завета — от невежества;
  55. сохранение тайн — от разума, а клевета — от невежества;
  56. доброе отношение к родителям — от разума, а [заслуженное] проклятие родителей — от невежества;
  57. правда — от разума, а лицемерие — от невежества;
  58. добро — от разума, а зло — от невежества;
  59. прикрытие [женщиной] своих [срамных мест] — от разума, а дразнение [посторонних мужчин] своими прелестями — от невежества;
  60. утаивание — от разума, а разглашение — от невежества;
  61. честность — от разума, а обман — от невежества;
  62. прихорашивание [женщины] для [своего] мужа — от разума, а прелюбодеяние — от невежества;
  63. чистота — от разума, а нечистоплотность — от невежества;
  64. стыдливость — от разума, а бесстыдство — от невежества;
  65. [взвешенное] избрание позиции посредника — от разума, а злопыхательство — от невежества;
  66. благоустроенность — от разума, а [изнеможение от] тяжёлой работы — от невежества;
  67. лёгкость — от разума, а трудности — от невежества;
  68. обилие благословений — от разума, а их скудость — от невежества;
  69. здоровье — от разума, а болезни — от невежества;
  70. умеренный достаток — от разума, а накопление [богатств и расточительство] — от невежества;
  71. мудрость — от разума, а [следование] собственным страстям — от невежества;
  72. [чувство собственного] достоинства — от разума, а приниженность — от невежества;
  73. процветание — от разума, а безвременье — от невежества;
  74. покаяние — от разума, а упорство в совершении грехов — от невежества;
  75. испрашивание прощения — от разума, а высокомерие — от невежества;
  76. защищённость — от разума, а беспризорность — от невежества;
  77. вознесение мольб — от разума, а отказ от них — от невежества;
  78. радость — от разума, а тоска — от невежества;
  79. счастье — от разума, а уныние — от невежества;
  80. близость [между супругами] — от разума, а размолвка [между ними] — от невежества;
  81. щедрость — от разума, а жадность — от невежества.

[Несмотря на то, что] всеми качествами, являющимися воинством разума обладают только пророки, [Непорочные] Имамы, а также верующие, чьи сердца были испытаны на веру, некоторые наши друзья, имея лишь часть этих качеств, могут со временем снискать оставшиеся из них, избегая воинство невежества, и уподобиться в конце возвышенному нраву пророков и [Безгрешных] Имамов. Этого [духовного] благоденствия можно достичь исключительно через познание [и принятие] воинства разума и отстранение от воинства невежества. Да поможет Аллах вам и нам в служении и угождении Ему!».

«Мишкат аль-анвар», хадис 1498

Поделиться
Отправить
Класснуть
Плюсануть


Комментарии приветствуются

Scroll Up