Новое

Размышления о времени и предпосылках явления Имама Махди

Комментариев нет

Сегодня мы коснёмся хадиса об Имаме Махди, да будет мир с ним, — ожидаемом спасителе мира, чьё явление должно знаменовать собою Золотой век человечества, когда земля будет наполнена добром и справедливостью в той же мере, в какой ранее она была наполнена злом и тиранией. Вопрос в том, имеется ли в виду в тексте хадиса динамика наполнения мира злом, или же его концентрация в нашей реальности — стабильна? Проще говоря, действительно ли зла в мире становится всё больше, так, что, достигнув критической массы, оно неизбежно породит такую ситуацию, когда явление ниспосланного Богом Спасителя и Руководителя станет неизбежным?

К подобным взглядам, в частности, сводится учение ряда еретических течений в шиитском исламе (например, «ходжатие»), призывающих вносить в нашу реальность как можно больше беспорядка и нестабильности с тем, чтобы таким образом ускорить явление ожидаемого Махди. Но так ли всё на самом деле? Ведь подобные взгляды ставят под сомнение саму целесообразность существования нашей реальности как места испытания верующих.

Более того, обратившись к некоторым нашим исследованиям, мы обнаруживаем, что жестокость Омейядов и Аббасидов в отношении шиитских Имамов, да будет мир над ними всеми, и их последователей превосходила все мыслимые пределы. Рассуждая о правах человека в современном мире, мы, тем не менее, хвала Всевышнему, не находим ничего подобного мученичеству первых шиитов эпохи раннего ислама. В более ранней истории, пожалуй, только трагедия холокоста может быть сопоставима с участью верующих шиитов во времена омейядского и аббасидского халифата. Эти исторические примеры свидетельствуют нам о том, что зла в мире если и не стало меньше, то, по крайней мере, его не стало и больше. Иногда оно затаивается, иногда — вырывается на поверхность спорадическими вспышками массовой ненависти (подобно геноциду азербайджанцев в Ходжалы, массовому убийству мусульман Сребреницы и кровавому гражданскому конфликту в Руанде). Но оно было, есть и будет — до самого явления Спасителя — ни больше, ни меньше, ибо люди — всегда и везде — те же самые люди, и в силу этого факта рассказы из жизни первых мусульман продолжают и сегодня служить нам поучительным примером.

Значит, в любом случае, мы не можем говорить о динамике накопления зла в мире до критической массы. То есть, историческая реальность опровергает еретические эсхатологические взгляды сектантов. Но если так, встаёт встречный вопрос: каким образом можно обозначить день явления Имама Махди, если, в силу постоянства концентрации зла в нашем мире, каждый новый день в этом отношении похож на предыдущий? Почему Имам не явился в прошлом, и когда он должен явиться в будущем? В чём отличие времени его явления от всех остальных?

Обратимся за ответом к тексту достоверного хадиса, — быть может, в самой лингвистике мы обнаружим указание на искомые отличительные признаки?

Итак, текст, согласно подтверждённой сунне Посланника Аллаха, выглядит в оригинале следующим образом:

Абу Саид передал слова Посланника Аллаха, да благословит Аллах его и его род: «Не наступит Час, покуда не станет властвовать на земле человек из моего семейства, который наполнит её справедливостью также, как была она наполнена злом, и власть его будет продолжаться семь лет».

Фатима Захра, да будет мир с ней, сказала: «…И наполнит землю справедливостью, как была она наполнена злом».

Абу Саид Хадари передал слова Посланника Аллаха, да благословит Аллах его и его род: «Возвещаю вам о Махди, который выйдет из моей общины, когда людей, подобно землетрясению, будут потрясать разногласия, и наполнит землю справедливостью и правдой, подобно тому, как была она наполнена злом и тиранией, и будут им довольны обитатели небес и обитатели земли, и будет он распределять богатство „правдами“». И спросил его один человек: «А что это значит — „правдами“?». Он ответил: «Равномерно среди людей».

Итак, при взгляде на эти и другие хадисы, мы обнаруживаем, что о наполнении земли злом и тиранией говорится как о свершившемся факте, а не как о динамике процесса. Справедливости ради стоит привести слова того же Абу Саида, который один из передаваемых хадисов начинает словами: «…Исполнится земля несправедливостью и злом», однако, эти слова в будущем времени также не обязательно понимать как динамический процесс — скорее, как констатацию факта, что на момент прихода ожидаемого Махди, да ускорит Аллах его приход, земля будет исполнена несправедливостью и злом. Вполне возможно — также, как и сейчас, и в прошлом, в пользу чего говорят все прочие хадисы, переданные от этого достоверного передатчика.

То есть вопрос не в том, будет ли зла и несправедливости в мире больше. Проблема ставится так, как указано в словах:

«Когда людей, словно землетрясения, будут потрясать разногласия».

Иными словами, несмотря на перманентное состояние гнёта и тирании, на напряжённость, присутствующую постоянно и в неизменной величине, в некоторый определённый исторический момент общество станет одолевать усталость от сложившейся обстановки, что вызовет непреодолимые разногласия — очевидно, между сторонниками сложившегося положения вещей и теми, кто смотрит вперёд, в сторону более совершенного устройства мира. Этот исторический этап и должен знаменовать собой приход обетованного Реформатора.

Данный пример гораздо легче понимается по аналогии с наукой о сопротивлении материалов. Если до определённой степени согнуть палку или клинок и удерживать их в статическом состоянии некоторое время, то, при сохранении нагрузки (то есть — при неизменности графической эпюры напряжений) предмет сломается, но лишь — спустя определённое время, обнаружив то, что в сопромате именуется «усталостью материала».

Наше общество подобно согнутому в напряжении клинку, находящемуся в ожидании наступления момента усталости, когда должен наступить перелом: усталости от гнёта и несправедливости, о которых говорится в хадисах, и которыми «исполнена» (араб. — «мулиат») наша земля.

Когда чаша терпения народа неизбежно переполнится. А это — довольно длительный процесс, по крайней мере, в масштабах жизни одного поколения. Терпение, проявленное в это время — это не только мудрость Творца, направленная на испытание верующих, это — интегральная часть природы тварного мира, неизбежность в точности такая же, как и грядущая эпоха справедливости.

Поделиться
Отправить
Класснуть
Плюсануть

Похожие публикации

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Scroll Up