Новое

Сборник хадисов «Рисалят аль-мута’» («Послание о временном браке») шейха Муфида

Комментарии

Имам Али, да будет мир с ним, сказал: «Да проклянёт Аллах [Умара] ибн Хаттаба! Если бы не он, то не совершил бы прелюбодеяния никто, кроме несчастного и несчастной, потому что мусульмане могли бы довольствоваться временным браком и не совершали бы прелюбодеяние». Временный брак (мута’) — это благородная сунна Пророка Мухаммада, да благословит Аллах его и его род, соблюдение которой не только решает проблемы многих мусульман, но и позволяет снискать довольство Аллаха. Мы перевели небольшой сборник хадисов шейха Муфида «Рисалят аль-мута’» («Послание о временном браке»), в котором желающий оживить эту несправедливо забытую традицию найдёт ответы на все свои основные вопросы.

1. Было передано от Абу аль-Касима Джафара ибн Мухаммада аль-Кулювейха, от его отца, от Са’да ибн Абд-Аллаха, от Ахмада ибн Мухаммада ибн Исы, от Ибн Абу Умейра, от Хашима ибн Салима, от Имама Садыка, да будет мир с ним, который сказал: «Желательно мужчине заключать временный брак, и мне неприятно, если он покидает этот мир, не заключив временный брак хотя бы один раз».

2. Было передано от Ибн Исы, от Бакра ибн Мухаммада, что Имам Садык, да будет мир с ним, сказал, когда его спросили про временный брак: «Мне неприятно, когда человек покидает этот мир, не совершив что-либо из того, что совершал Посланник Аллаха, да благословит Аллах его и его род».

3. Было передано от Ибн Исы, от Ибн Хаджаджа, от А’ля, от Мухаммада ибн Муслима, который сказал: «Имам Абу Абд-Аллах (Имам Садык), да будет мир с ним, спросил меня: „Ты совершал временный брак?“. Я ответил: „Нет“. Имам сказал: „Не покидай этот мир, не оживив сунну“».

4. Было передано от Ахмада ибн Мухаммада, от Ибн Ашима, от Марвана ибн Муслима, от Исмаила ибн Фадля аль-Хашими, который сказал: «Имам Абу Абд-Аллах (Имам Садык), да будет мир с ним, спросил меня: „Ты совершаешь временный брак, когда [из-за каких-то обстоятельств] находишься далеко от своей семьи?“. Я ответил: „Аллах избавил меня от нужды в этом“. Имам сказал: „Даже если ты можешь обойтись без этого, [соверши], ибо я люблю, когда оживляют сунну Посланника Аллаха, да благословит Аллах его и его род“».

5. Было передано от Ахмада ибн Мухаммада ибн Халида, от Са’да ибн Са’да, от Исмаила аль-Джуфи, который сказал: «Имам Абу Абд-Аллах, да будет мир с ним, спросил меня: „Совершал ли ты «мута’»?“. Я ответил: „Да“. Имам сказал: „Я имею ввиду не хадж-таматту (совершение хаджа с умрой), а заключение временного брака с женщинами“. Я сказал: „С красивой рабыней-берберкой“. Имам сказал: „О Исмаил, совершай временный брак с кем сможешь, даже с женщиной из Синда!“».

6. Было передано от Ахмада ибн Мухаммада ибн Исы, от Али ибн Абу Хамзы аль-Батаини, от Абу Басыра, который сказал: «Я пришёл к Имаму Абу Абд-Аллаху (Имаму Садыку), да будет мир с ним, и он спросил меня: „О Абу Мухаммад, заключал ли ты временный брак с женщинами, когда оставлял свою семью?“. Я ответил: „Нет“. Имам спросил: „Почему?“. Я ответил: „Мне не хватает средств, [чтобы дать махр¹]“. Имам велел дать мне динар и сказал: „Когда окажешься в своём жилище, заключи его“. И я сделал это».

7. Было передано от Ахмада ибн Мухаммада ибн Исы, от Мухаммада ибн Хасана, от Мухаммада ибн Абд-Аллаха, от Салиха ибн Укбы, от его отца, который спросил Имама Бакира, да будет мир с ним: «Есть ли награда за совершение временного брака?». Имам ответил: «Да, если ты совершишь его ради Аллаха и наперекор решению Умара [ибн Хаттаба, запретившего его]».

8. Было передано от Ахмада ибн Мухаммада ибн Хасана, от Мусы ибн Садана, от Абд-Аллаха ибн Касима, от Абд-Аллаха ибн Синана, от Имама Садыка, да будет мир с ним, который сказал: «Воистину, Всевышний Аллах запретил нашим шиитам все опьяняющие напитки, дозволив им взамен временный брак!».

9. Было передано от Ахмада ибн Али, от Имама Бакира, который передал слова Пророка Мухаммада, да будет над ними обоими мир и благословение Аллаха: «Во время Ночного путешествия (Исра’) меня настиг Джабраил и сказал мне: „О Мухаммад, Всевышний Аллах говорит: «Поистине, Я простил грехи совершающих временный брак с женщинами!»“».

10. Было передано от Ахмада ибн Мухаммада, от Мусы ибн Али ибн Мухаммада аль-Хамадани, от Имама Садыка, да будет мир с ним, который сказал: «Всякий раз, когда мужчина сходится во временном браке с женщиной, а затем совершает большое омовение, Аллах создаёт из каждой капли воды семьдесят ангелов, которые просят за него прощения до Судного дня, а также проклинают того, кто избегает временного брака, [считая его запретным или порочным]».

11. Было передано от Ибн Кулювейха, от Мухаммада ибн Якуба, от Мухаммада ибн Яхьи, от Ахмада ибн Мухаммада, от Али ибн Хакама, от Башара ибн Хамзы, от одного из курайшитов, который сказал: «Ко мне явились от дочери моей тёти с её словами: „Многие мужчины хотели жениться на мне, но я не соглашалась. До меня дошло, что Аллах дозволил временный брак в Своей Книге, и это — сунна Посланника Аллаха, да благословит Аллах его и его род, которую запретил Умар. Я желаю подчиниться Аллаху и Его Посланнику и ослушаться Умара, и хочу, чтобы ты заключил со мной временный брак!“. Я ответил ей: „Сначала я посоветуюсь с Имамом Абу Джафаром (Имамом Бакиром), да будет мир с ним…“. Я посоветовался с Имамом, и он сказал мне: „Заключай“».

12. Было передано от Ибн Якуба, от Али ибн Ибрахима, от его отца, от Ибн Махбуба, от Али ас-Саи, который сказал: «Я сказал Имаму Абу Хасану, да будет мир с ним: „Я заключил временный брак, а затем он стал мне неприятен, и я дал клятву Аллаху между рукном и макамом [в мечети Пророка], что не буду заключать его. Вскоре я пожалел, что сделал это, и у меня не было сил не заключать его“. Имам сказал мне: „Ты поклялся Аллаху, что не будешь подчиняться Ему? Клянусь Аллахом, если ты не подчинишься Ему, то непременно ослушаешься его!“».

13. Было передано от Ибн Кулювейха, от Али ибн Хатима, от Ахмада ибн Идриса, от Ахмада ибн Мухаммада ибн Исы, от Ас-Сурри, от Хасана ибн Али ибн Яктина, от Имама Казыма, да будет мир с ним, который сказал: «Минимально достаточные [слова, которые необходимо] произнести [для заключения временного брака, звучит так]: „Я заключаю с тобой временный брак на основании Книги Аллаха и сунны Его Пророка за «такой-то» махр и на «такое-то» время“».

14. Было передано от Ахмада ибн Мухаммада ибн Исы, от других передатчиков, среди которых был Мухаммад ибн Муслим, передавший слова Имама Садыка, да будет мир с ним: «Нет проблемы в том, чтобы жениться на девственнице без разрешения её отца, если она этого желает».

15. Джумейл ибн Даррадж передал, что Имам Садык, да будет мир с ним, сказал, когда его спросили о временном браке с девственницей: «[В этом] нет проблемы, если это не опорочит её семью».

16. Было передано от Ахмада ибн Мухаммада ибн Исы, от Ибн Махбуба, от Джумейля ибн Дараджа, от Имама Садыка, да будет мир с ним, который сказал: «Временный брак не бывает без двух вещей: установленного срока и установленного вознаграждения».

17. Мухаммад ибн Муслим ас-Сакафи передал, что Имам Садык, да будет мир с ним, сказал, когда его спросили о том, каков должен быть махр: «Такой, которым она останется довольным, и на срок, который пожелают мужчина и женщина».

18. Мухаммад ибн Нуман аль-Ахваль сказал: «Я спросил Имама Абу Абд-Аллаха (Имама Садыка), да будет мир с ним: „За какой минимальный махр можно заключить временный брак?“. Имам ответил: „Горсть пшеницы“».

19. Ибн Бакар передал, что Имама Садыка, да будет мир с ним, спросили: «Что делать, если мужчина женился на женщине на месяц, но не назвал его, а затем явился спустя два года?». Имам сказал: «Он имеет право на этот месяц, если обозначил его. Если же нет, то ему не дозволена эта женщина».

20. Мухаммад ибн Фадль передал, что Имам Абу Хасан, да будет мир с ним, сказал, когда его спросили о том, разрешено ли жениться на распутнице на день или более: «Если известно, что она прелюбодейка, то не заключайте с ней брак».

21. Хасан ибн Джурейра сказал: «Я спросил Имама Абу Абд-Аллаха (Имама Садыка), да будет мир с ним, разрешено ли заключить временный брак с женщиной, которая совершает прелюбодеяние». Имам спросил: «Ты видел это?». Я сказал: «Нет, но её обвиняют в этом». Имам сказал: «Да, заключи с ней временный брак, но запри свою дверь».

22. Хасан передал, что Имама Садык, да будет мир с ним, сказал, когда его спросили о дозволенности временного брака с распутницей: «[Это] дозволено, если он подождёт, когда пройдёт её идда², и после того, как она покается».

23. Сама’ передал: «Я сказал Имаму Абу Абд-Аллаху (Имаму Садыку), да будет мир с ним: «Женщина [при заключении временного брака] поставила условие, что мужчина не будет вступать с ней в половую связь, но может наслаждаться ею всеми иными способами». Имам сказал: «Он обязан соблюдать это условие».

24. Иса ибн Язид сказал: «Я написал [в письме] Имаму Садыку, да будет мир с ним: „У мужчины есть в доме служанка. Он старался не смотреть на неё [с вожделением], и заключил с ней временный брак с условием, что не будет вступать с ней в половую связь“. Имам ответил мне: „В этом нет проблемы, если это временный брак“».

25. Было передано от Сахля ибн Зияда, от Мухаммада ибн Хасана ибн Шимуна, который сказал: «Имам Абу Хасан, да будет мир с ним, написал некоторым из своих шиитов: „Не проявляйте излишества с временным браком — вам необходимо [лишь] совершить сунну, и пусть он не отвлекает вас от ваших постелей и ваших постоянных жён“».

26. Хаммад ибн Иса сказал: «Я спросил Имама Садыка, да будет мир с ним, ограничивается ли временный брак четырьмя женщинами. Имам сказал: „Нет, и даже семьюдесятью“».

Муфид, «Рисалят аль-мута’»


Комментарии

  1. Махр — оговоренное имущество, которое мужчина выделяет женщине при заключении брака.
  2. Идда — период выжидания после развода или кончины мужа, в течение которого женщина не имеет права выйти замуж за другого мужчину.
Поделиться
Отправить
Класснуть
Плюсануть


Комментарии приветствуются

Scroll Up