Новое

Страдания Имама Казыма в тюрьмах аббасидского режима

Комментариев нет

Сегодня, 25-го числа месяца Раджаб, — шахадат седьмого Имама Мусы ибн Джафара Казыма, да будет с ним мир и благословение Всевышнего. По воле Аллаха Муса ибн Джафар, лучший из людей своего времени, большую часть своей жизни провёл в тюрьмах аббасидского режима в жесточайших условиях, без света и тепла, и был отравлен по приказу Харуна ар-Рашида. Он был худым от недоедания, а постоянное отсутствие света в камерах, где он сидел, сильно ухудшило его зрение.

В последние несколько лет своей жизни он был заперт в особо страшном зиндане, в узкой каморке, куда не проникали лучи солнца. Одному его шииту удалось пробраться туда и поговорить с Имамом. Его светлость сказал:

«Готовьтесь, в пятницу вы увидите моё освобождение…».

Шиит донёс эту весть до остальных, и в пятницу около багдадского моста собралась огромная толпа людей, ждавших когда их господин будет, наконец, освобождён из несправедливого заточения. Но они увидели лишь погребальные носилки, на которых выносят тело отравленного Имама…

Об этом «тюремном» периоде жизни Имама Казыма до нас дошло очень мало преданий. Но мы, тем не менее, собрали и перевели всё, что смогли найти.

1. Харун ар-Рашид (аббасидский халиф) встал у могилы Посланника Аллаха, да благословит Аллах его и его род, и сказал: «О Посланник Аллаха! Прошу прощения за моё решение по поводу твоего потомка, Мусы ибн Джафара. В глубине души я не хотел заточать его в тюрьму, но я боюсь кровопролития в халифате…». И он отдал приказ, чтобы Имама Казыма, да будет мир с ним, который молился у могилы Пророка, арестовали. Его светлость отправили в Басру и заточили в темницу. Один год Имам провёл в басрийской тюрьме, принадлежавшей Исе ибн Джафару, который, поразившись нраву Мусы ибн Джафара, написал Харуну: «Забери его (Имама) от меня, или в противном случае я освобожу его». И по приказу Харуна, Имама перевели в Багдад и заточили возле Фазла ибн Раби. Затем некоторое время спустя Имам Казым, да будет мир с ним, находился с Фазлом ибн Яхьёй. В конце концов его перевели к Синди ибн Шахаку, где он впоследствии и принял мученичество.

Причина этих непрерывных перемещений заключалась в том, что халиф каждый раз просил тюремщиков, чтобы они убили Имама. Но никто из них не хотел быть повинным в его смерти. Только последний надсмотрщик, Синди ибн Шахак, по указанию Харуна отравил его светлость Имама Казыма. Прежде чем совершить убийство, были подготовлены специальные люди, которые заявили бы, что никто не покушался на жизнь Имама, и что его смерть в застенках была обусловлена естественными причинами. Этим обманом Харун намеревался оправдать Аббасидов от причастности к смерти Имама, а также предотвратить возможное возмущение его сторонников. Но сметливость и прозорливость Имама свела на нет замысел Харуна. Имам, отравленный большой дозой яда, сильно ослабленный, сказал свидетелям: «Меня отравили, угостив девятью финиками. Завтра моё тело позеленеет, а послезавтра я покину этот мир» (Туси, «Аль-Гайба», с. 22).

2. Саубани рассказал об Имаме Казыме, да будет мир с ним, когда тот был в тюрьме: «Абу Хасан Муса ибн Джафар в течение десяти лет каждый день после восхода солнца совершал земной поклон и пребывал в нём до полудня. Временами Харун поднимался на крышу тюрьмы и заглядывал внутрь камеры Имама через щель, и каждый раз видел его в земном поклоне. Как-то раз Харун спросил у Раби (тюремщика): «Что это за одежда, которую я вижу там каждый день?». Раби ответил: «О повелитель верующих, это не одежда — это Муса ибн Джафар, который каждый день после восхода солнца до полудня простирается в земном поклоне». Харун сказал мне: «Действительно, он из благочестивых людей рода Хашим». Раби спросил: «Тогда почему вы заточили его в тюрьму и приказали обращаться с ним сурово?». Харун ответил: «Жаль, что нет иного выхода…» («Аль-Иршад», с. 281).

3. Когда Имам Казым, да будет мир с ним, попал в тюрьму, он обратился к Аллаху со словами: «О Милостивый, сколько же времени прошло, как я просил Тебя предоставить мне свободное для поклонения время! Хвала тебе за то, что Ты принял и исполнил мою просьбу!» («Хаят аль-Имам», т. 1, с. 140).

4. Однажды Харун подослал к Имаму Казыму, да будет мир с ним, красивую служанку в качестве прислуги: если Имам проявил бы к ней своё расположение, то халиф использовал бы это против него. Имам сказал человеку, доставившему ему служанку: «Ты увлечён и гордишься ею — я же не нуждаюсь в подобных дарах». Харун разгневался и распорядился отвести девушку в тюрьму и передать его светлости следующие слова: «Мы посадили тебя в тюрьму не по твоему желанию» (показывая тем самым, что для присутствия служанки ему не требуется согласие узника). Прошло немного времени, как соглядатай Харуна, уполномоченный сообщать об отношениях между Имамом и служанкой, донёс ему, что девушка большую часть своего времени проводит в земном поклоне. Харун воскликнул: «Клянусь Аллахом, Муса ибн Джафар околдовал её!». Он позвал служанку и допросил её, но она говорила лишь о том, как благочестив Муса ибн Джафар. Харун приказал своим слугам, чтобы они держали служанку при себе и никому не рассказывали о случившемся. Эта девушка продолжала поклоняться Всевышнему Аллаху до тех пор, пока не покинула этот мир. Это случилось за несколько дней до смерти Имама Казыма, да будет мир с ним («Аль-Манакиб», т. 4, с. 297).

Поделиться
Отправить
Класснуть
Плюсануть

Похожие публикации

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Scroll Up