Новое

Толкование аята «И держитесь крепко за вервь Аллаха [все] вместе и не разделяйтесь!» (3:103)

Комментариев нет

Наши читатели попросили нас перевести хадисы от Святого Пророка и Пречистых Имамов его семейства, да будет над ними всеми мир и благословение Всевышнего, растолковывающие 103-й аят суры «Али Имран» («Род Имрана»), в котором Великий и Всемогущий Аллах призывает всех верующих «крепко держаться за Свою вервь и не разделяться». Ознакомившись с подготовленными нами преданиями, вы получите чёткий и ясный ответ на вопросы о том, что имеется в виду под «вервью Аллаха» и в чём конкретно должно заключаться единство всех мусульман.

«И держитесь крепко за вервь Аллаха [все] вместе и не разделяйтесь! И вспомните благо, [оказанное] Аллахом вам, когда были вы врагами, и [сплотил Он вас, и] соединил сердца ваши, поэтому стали вы по благости Его братьями, и были вы на краю пропасти из огня [адского], и спас Он вас от него. Так разъясняет Аллах для вас знамения Свои — быть может, вы пойдёте [по пути верному]» (3:103).


1. Джабир передал, что Имам Бакир, да будет мир с ним, сказал: «Потомство Мухаммада — оно и есть „вервь Аллаха“, за которую Он приказал крепко держаться, сказав: „И держитесь крепко за вервь Аллаха [все] вместе и не разделяйтесь!“ (3:103)» («Тафсир Аййаши», т. 1, с. 123).

2. Али ибн Ибрахим передал от Абу аль-Джаруда, что Имам Бакир, да будет мир с ним, сказал относительно слов «и не разделяйтесь»: «Аллах, Благословенный и Высокий, знал, что после [смерти] Пророка [люди из его общины] будут разделены, а потому Он запретил им разделяться, так же, как Он запретил [разделяться] тем, кто был до них. Так что Аллах приказал им объединиться на руководстве потомков Мухаммада и не разделяться» («Тафсир Кумми», т. 1, с. 108).

3. Ибн Аббас передал: «Однажды я находился вместе с Посланником Аллаха, да благословит Аллах его и его род, когда к нему подошёл мужчина и спросил об этом аяте. „Кто есть «вервь Аллаха»“, — спросил он. „Я — Пророк Аллаха, а Али — вервь Аллаха“, — ответил Пророк“. И этот человек ушёл, сказав напоследок: „Я уверовал в Пророка Аллаха и крепко держусь за вервь Аллаха!“» (Фурат аль-Куфи, «Тафсир», с. 14).

4. Ибн Язид передал: «Я спросил Абу Хасана, да будет мир с ним, об аяте „И держитесь крепко за вервь Аллаха [все] вместе и не разделяйтесь!“ (3:103). Он сказал: „Али и есть эта крепкая вервь Аллаха“» («Аль-Бурхан», т. 1, с. 194).

5. Было передано сейидом Аль-Рази в его книге «Аль-Хасаис Амир аль-Му’минин» («Качества Повелителя верующих») от Харуна ибн Мусы, от Ахмада ибн Мухаммада ибн Амара, от Абу Мусы Исы аль-Зарира аль-Баджали, от Имама Али, да будет мир с ним, в проповеди, которую Посланник Аллаха, да благословит Аллах его и его род, произнёс во время своей болезни, а также в хадисе: «Позовите ко мне моего дядю [Аббаса]», — попросил Пророк. Его позвали. И тогда Али и Аббас вывели Пророка [к людям]. Он помолился с ними и сел. Затем они помогли ему взобраться на минбар. Жители Медины из числа переселенцев (мухаджиров) и помощников [Пророка] (ансаров) собрались, [чтобы услышать речь Посланника Аллаха], с таким интересом, что молодые девушки выглядывали из своих накидок. Люди плакали и кричали, будучи опечаленными [состоянием Пророка]. Посланник Аллаха попытался заговорить, но замолчал на какое-то время [от слабости]. И из того, что он тогда произнёс, были его слова: «О группа переселенцев и [моих] помощников, а также те, кто присутствует [здесь] в этот день и в этот час из числа людей и джиннов! Присутствующие должны донести до отсутствующих, что я, поистине, оставил среди вас Книгу Аллаха, в которой — Свет и Наставление, и объяснение [ваших] обязанностей пред Аллахом, Благословенным и Высоким, Довод Аллаха к вам, и мой Довод, и мой Хранитель. И я оставляю среди вас великое знамя, знамя Религии [Аллаха] и Свет Наставления и его сияние, и это — Али ибн Абу Талиб. Воистину, он есть „вервь Аллаха“»!

[И он прочитал этот аят]: «И держитесь крепко за вервь Аллаха [все] вместе и не разделяйтесь! И вспомните благо, [оказанное] Аллахом вам, когда были вы врагами, и [сплотил Он вас, и] соединил сердца ваши, поэтому стали вы по благости Его братьями, и были вы на краю пропасти из огня [адского], и спас Он вас от него. Так разъясняет Аллах для вас знамения Свои — быть может, вы пойдёте [по пути верному]» (3:103).

[Затем Посланник Аллаха продолжил]: «О люди! Это — Али! Тот, кто любит его и дружит с ним сегодня и [во все] последующие дни, тот исполнил то, о чём Аллах заключил с ним Завет. А тот, кто враждует с ним и ненавидит его сегодня и [во все] последующие дни, тот предстанет в Судный день глухим и слепым и не будет иметь пред Аллахом никаких доводов в свою пользу» («Хасаис Амир аль-Му’минин», с. 74).

6. Было передано от Абу Умара Абд аль-Вахида ибн Мухаммада ибн Абдуллаха ибн Мухаммада ибн Махди, от Абу Аббаса Ахмада ибн Мухаммада ибн Саида ибн Абд аль-Рахмана ибн Укдата аль-Хафиза, от Джафара ибн Али ибн Наджиха аль-Кинди, от Хасана ибн Хусейна, от Абу Хафса аль-Са’ига, от Абу Аббаса (Умара ибн Рашида Абу Сулеймана), который передал слова Имама Садыка, да будет мир с ним, относительно слов Аллаха «Затем будете вы спрошены в тот День о благах» (102:8): «Мы (Ахль аль-Бейт) и есть блага». Имам также сказал об аяте «И держитесь крепко за вервь Аллаха [все] вместе и не разделяйтесь!» (3:103): «Мы и есть вервь Аллаха» («Аль-Амали», т. 1, с. 378).

7. Имам Али передал слова Посланника Аллаха, да будет над ними обоими мир и благословение Аллаха: «О Али! С вами [всеми], [с Имамами моего рода], Аллах начал это дело (имамат), и с вами [всеми] его завершит. Так что будь терпеливым, ибо благой исход [уготован] лишь тем, кто стоит на страже против зла, страшась Аллаха! Ты — армия Аллаха, а твои враги — армия шайтана. Благословен тот, кто подчинился тебе, и горе тем, кто противостоит тебе! Ты — Довод Аллаха над Его творением и Его крепкая вервь. Придерживающийся этого — обретёт подлинное наставление, а отбрасывающий это — собьётся с [истинного] пути. Я прошу Аллаха даровать тебе Рай, [ибо] никто не превзойдёт тебя в покорности пред Аллахом, а потому ты более достоин его, [чем кто-либо]» (Муфид, «Аль-Амали», глава 12, хадис 9).

8. Джабир ибн Абдуллах аль-Ансари передал: «К Посланнику Аллаха, да благословит Аллах его и его род, прибыли жители Йемена. Пророк сказал: „Жители Йемена пришли к вам торопясь“. А когда они вошли к Посланнику Аллаха, он сказал: „Это люди с мягкими сердцами и крепкой верой. Из них с семьюдесятью тысячами выступит победитель, который поможет моему наместнику и наместнику моего преемника. Ножны их мечей из пальмовых волокон“.

Они спросили: „О Посланник Аллаха, кто твой преемник?“. Он сказал: „Он тот, о ком Аллах приказал вам держаться за него. Великий и Всемогущий сказал: «И держитесь крепко за вервь Аллаха [все] вместе и не разделяйтесь!» (3:103)“. Они сказали: „О Посланник Аллаха, разъясни нам, что это за вервь!“. Он сказал: „Это слова Аллаха: «Если только не [окажутся они под покровительством и] с вервью от Аллаха и с вервью от людей» (3:112). «Вервь Аллаха» — это Его Книга, а «вервь людей» — это мой преемник“.

Они спросили: „О Посланник Аллаха, кто твой преемник?“. Он сказал: „Он тот, о ком Аллах ниспослал: «[Эти заповеди даны для того], чтобы [не] сказала [никакая] душа: „О, горе мне за то, что упустила я по отношению к стороне Аллаха!“» (39:56)“.

Они спросили: «О Посланник Аллаха, кто он — „сторона Аллаха“?» Он сказал: „Он — тот, о ком Аллах говорит: «И в тот День, когда [от горя] будет кусать несправедливый руки свои, говоря: „О, если бы я выбрал с Посланником путь [свой]!“» (25:27). Он — мой преемник и путь ко мне после меня“.

Они сказали: „О Посланник Аллаха! Ради Того, кто послал тебя с истиной, покажи нам его, ибо мы желаем увидеть его“. Он сказал: „Он — тот, кого Аллах сделал знамением для внимательных верующих. Если вы взглянете на него взглядом «у кого [есть] сердце (разум) или кто [внимательно] прислушивается [к назиданиям], и он [сам всецело] присутствующий» (50:37), то узнаете, что он мой преемник, как знаете вы, что я ваш Пророк. Так пройдите через ряды и всмотритесь в лица. Тот, к кому устремятся ваши сердца, — это он, ибо Великий и Всемогущий Аллах говорит в Своей Книге: «Сделай же [так, чтобы] сердца людей желали их» (14:37), то есть к нему и к его потомству“».

Затем передатчик хадиса сказал: «И тогда встали Абу Амир аль-Ашари из Ашаритов, Абу Гирра аль-Хауляни из Хаулянитов, Забйан и Усман ибн Кейс из Бану Кейс, Урана Дауси из Дауситов и Ляхик ибн Иляка. Они прошли через ряды, всмотрелись в лица, взяли за руку остриженного мужчину (Имама Али) и сказали: „К нему устремились наши сердца, о Посланник Аллаха!“. Пророк сказал: „Вы — благородные рабы Аллаха. Вы узнали преемника Посланника Аллаха до того, как он был представлен вам. Как же вы узнали, что это он?“. Они возвысили свои голоса, заплакали и сказали: „О Посланник Аллаха, мы всмотрелись в людей, но наши сердца не устремились к ним! А когда мы увидели его, наши сердца задрожали. Затем наши души успокоились, наши глаза наполнились слезами, наши груди обрадовались, как будто он для нас отец, а мы — его сыновья“. Тогда Пророк сказал: „И [никто] не знает толкования его, кроме Аллаха и крепких в знании“ (3:7). Вы из них по благой степени, которая предшествовала вам, и вы отдалены от огня“».

Передатчик хадиса сказал: «И остались эти названные люди, и присутствовали с Повелителем верующих Али, да будет мир с ним, в Верблюжьей битве и битве Сиффин, и они были убиты в битве Сиффин, да помилует их Аллах. Пророк обрадовал их Раем и поведал им, что они примут мученическую смерть с Али ибн Абу Талибом» («Аль-Гайба», хадис 13).

Поделиться
Отправить
Класснуть
Плюсануть

Похожие публикации

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Scroll Up