Новое

Толкование аята «[Помяни тот] День, [когда] призовём мы все [общины] людей с имамом их…» (17:71)

Комментариев нет

Некоторые наши читатели попросили нас прокомментировать один важный аят суры «Аль-Исра’» («Ночное перенесение»): «[Помяни тот] День, [когда] призовём мы все [общины] людей с имамом их…» (17:71). А так как никто не знает Священный Коран лучше Посланника Аллаха и Пречистых Имамов его семейства, да будет над ними всеми мир и благословение Аллаха, то мы собрали и перевели почти полтора десятка преданий из самых старых и почтенных книг, которые дают исчерпывающее (а для многих, пожалуй, и неожиданное) толкование этого коранического стиха.

1. Было передано от Мухаммада ибн Яхьи, от Ахмада ибн Мухаммада, от Хасана ибн Махбуба, от Абдуллаха ибн Галиба, от Джабира, что Абу Джафар (Имам Бакир), да будет мир с ним, сказал: «Когда был ниспослан этот аят: „[Помяни тот] День, [когда] призовём мы все [общины] людей с имамом их…“ (17:71), мусульмане вопросили: „О Посланник Аллаха, разве не ты Имам всего человечества?“. На что он ответил: „Я — Посланник Аллаха ко всем людям, но будут установлены после меня среди людей Имамы их от Аллаха из моего Дома (Ахль аль-Бейт); будут они оболганы, и станут их угнетать имамы неверия и заблуждения и их приверженцы.

И тот, кто дружит с ними, [Имамами из моего Дома], и следует за ними, и подтверждает их [право на предводительство], он — от меня, и со мной, и будет ко мне приставлен [в День суда]. А тот, кто угнетал их [сам] и помогал в этом [другим], и возводил на них навет, он — не от меня, и не со мной, и я отрекаюсь от него!“» («Аль-Кафи», т. 1, Книга божественной власти, глава 25, хадис 1; «Басаир ад-дараджат», часть 1, глава 16, хадис 1).

2. Было передано от Али ибн Ибрахима, от Мухаммада ибн Исы, от Юнуса ибн Абд аль-Рахмана, от Хаммада, от Абду А’алы, который сказал: «Я слышал как Абу Абдуллах (Имам Садык), да будет мир с ним, говорил: „Выслушивание и повиновение — врата добродетели. Смиренный слушатель — нет довода против него, и не смиренный слушатель — нет довода для него; и Предводитель (Имам) мусульман завершит свой довод и своё обоснование в тот День, когда встретится он с Великим и Всемогущим Аллахом“.

Затем он сказал: „Аллах, Высокий и Благословенный, говорит: «[Помяни тот] День, [когда] призовём мы все [общины] людей с имамом их…» (17:71)“» («Аль-Кафи», т. 1, Книга божественной власти, глава 8, хадис 17).

3. Было передано от Мухаммада ибн Якуба, от Хусейна ибн Мухаммада, от Моулы ибн Мухаммада, от Мухаммада ибн Джамхура, от Сафвана ибн Яхьи, от Мухаммада ибн Марвана, от Фузейла ибн Ясара, который сказал: «Я спросил Абу Абдуллаха (Имама Садыка), да будет мир с ним, о словах Великого и Всемогущего Аллаха: „[Помяни тот] День, [когда] призовём мы все [общины] людей с имамом их…“ (17:71), и он сказал: „О Фузейл, признай своего Имама! Ибо признание его не окажет на вас дурного воздействия (то есть будет благом для вас), [независимо от того], исполнится ли это дело (восстание Каима) или будет отложено. Тот, кто признает своего Имама, затем умрёт до восстания Повелителя дел, будет иметь такое же положение, как и те, кто сидел в его войске — нет! — такое же положение, как и те, кто сидел под его знаменем!“» («Аль-Кафи», т. 1, Книга божественной власти, глава 84, хадис 1).

4. Фузейл ибн Ясар также передал: «И он (Имам Садык) сказал: „Некоторые из его сподвижников будут иметь такое же положение, как и те, кто принял мученическую смерть вместе с Посланником Аллаха“» («Аль-Кафи», т. 1, Книга божественной власти, глава 84, хадис 2).

5. Было передано от Али ибн Мухаммада, от Сахля ибн Зияда, от Мухаммада ибн Хасана ибн Шамуна, от Абдуллаха ибн Абд аль-Рахмана, от Абдуллаха ибн Касима аль-Баталя, от Абдуллаха ибн Синана, который сказал: «Я сказал Абу Абдуллаху (Имаму Садыку), да будет мир с ним, [этот аят]: „[Помяни тот] День, [когда] призовём мы все [общины] людей с имамом их…“ (17:71), [попросив дать ему толкование], и он сказал: „Их Имам будет тем, кто появится перед ними, и он — Восстающий (Каим) среди людей своего времени“» («Аль-Кафи», т. 1, Книга божественной власти, глава 128, хадис 3).

6. Было передано от Ахмада ибн Абу Абдуллаха аль-Барки, от его отца, от Назара, от Хальби, от Ибн Мускана, от Малика аль-Джахни, который передал слова Имама Садыка, да будет мир с ним: «Нет такой группы людей, которая бы следовала за своим имамом в [ближнем] мире, и он не явился бы в Судный день, проклиная их, кроме вас, [наших шиитов], и тех, [чьи убеждения] подобны вашим» («Аль-Махасин», т. 1, книга 4, хадис 42).

7. Было передано от Ахмада ибн Абу Абдуллаха аль-Барки, от его отца, от Хамзы ибн Абдуллаха, от Джамиля ибн Дараджа, от Малика ибн Айна, который сказал: «Абу Абдуллах (Имам Садык), да будет мир с ним, сказал мне: „О Малик, разве не обрадован ты тем, что все группы людей, [собранные в День суда], будут проклинать друг друга, кроме вас, [наших шиитов], и тех, кто говорит вашими речами (то есть разделяет ваши убеждения)?“» («Аль-Махасин», т. 1, книга 4, хадис 43).

8. Было передано от Ахмада ибн Абу Абдуллаха аль-Барки, от его отца, от Назара ибн Сувейда, от Ибн Мускана, от Якуба ибн Шуайба, который сказал: «Я сказал Абу Абдуллаху (Имаму Садыку), да будет мир с ним, [этот аят]: „[Помяни тот] День, [когда] призовём мы все [общины] людей с имамом их…“ (17:71), [попросив дать ему толкование], и он сказал: „Каждое поколение этой общины будет призвано вместе с их имамом“. Я сказал: „То есть Посланник Аллаха, да благословит Аллах его и его род, явится вместе со своим поколением, Али, да будет мир с ним, явится вместе со своим поколением, Хасан, да будет мир с ним, явится вместе со своим поколением, Хусейн, да будет мир с ним, явится вместе со своим поколением, и [так] каждый Имам своего поколения, при котором он ушёл из жизни?“. Он ответил: „Да“» («Аль-Махасин», т. 1, книга 4, хадис 44).

9. Было передано от Аййаши, от Абу Басыра, который передал слова Имама Садыка, да будет мир с ним: «Когда настанет Судный день, каждый будет призван вместе со своим соответствующим Имамом, во время которого он умер, так что если его [приверженность Имаму своего времени] будет подтверждена, то ему будет дана запись [его деяний] в правую руку, [как сказано в аяте]: „[Помяни тот] День, [когда] призовём мы все [общины] людей с имамом их, и кому будет дана в правую руку запись [деяний] его, те будут читать книгу свою [с радостью]…“ (17:71), и [вручение записи деяний] в правую руку подтверждает [следование] Имаму [своего времени], потому что он будет читать [эту] запись. Аллах говорит: „И что до того, кому будет дана запись [деяний] его в правую [руку], — скажет он [от радости]: «Вот вам, прочтите запись [деяний] моих!». Поистине, я убеждённо верил, что встречу расчёт [деяний] своих“ (69:19—20).

И запись [деяний] — это Имам. Поэтому тот, кто отбросит его за спину, как сказал Он: „И отбросили они его за спины свои и продали его за цену малую…“ (3:187), и тот, кто отрёкся от него, будут из числа обладателей левой стороны, о которых сказал Аллах: „И [несчастные] обладатели левой стороны. Что за обладатели левой стороны? [Окажутся они] под знойным ветром и в кипятке, и в тени чернейшего дыма [густого]“ (56:41—43)» («Тафсир Аййаши», 2/115).

10. Абу Басыр передал: «Абу Абдуллах (Имам Садык) сказал о словах Повелителя верующих, да будет мир над ними обоими, о том, что „ислам начался чуждым и вернётся чуждым, как и начался, и да будут блаженны чуждые“: „О Абу Мухаммад, призывающий среди нас обратится [к людям] с новым призывом, так же как Посланник Аллаха воззвал к ним!“. Тогда я схватил его за голень и произнёс: „Я свидетельствую, что ты — мой Имам!“. Он сказал: „Каждый народ будет призван [в День суда] вместе со своим имамом: следовавшие за солнцем — вместе с солнцем, следовавшие за луной — вместе с луной, следовавшие за огнём — вместе с огнём, следовавшие за камнями — вместе с камнями“» («Тафсир Аййаши», 2/118).

11. Башир аль-Дахан передал слова Имама Садыка, да будет мир с ним: «Клянусь Аллахом, вы, [наши шииты], все на религии Аллаха!». Он зачитал этот аят: «[Помяни тот] День, [когда] призовём мы все [общины] людей с имамом их…» (17:71), а затем сказал: «Али — наш Имам, и Посланник Аллаха — наш Имам. Сколько же [ложных] имамов явятся в Судный день и станут проклинать своих последователей, а они будут проклинать их [в ответ]! И мы (Ахль аль-Бейт) — потомки Мухаммада, и наша мать — [его дочь] Фатима» («Тафсир Аййаши», 2/120).

12. Было передано от Хусейна ибн Мухаммада, от Моалы ибн Мухаммада Исфахани, от Султана ибн Марата, от Исхака ибн Хасана, от Хайсама ибн Вакида, от Али ибн Хусейна аль-Амари, от Са’да аль-Аскафа, от Асбага ибн Набата, который сказал: «Повелитель верующих, да будет мир с ним, приказал нам идти от Куфы до Мада’ина. Мы шли в воскресенье, и Амро ибн Харейс шёл сзади вместе с семью людьми. Мы пришли в место, называемое „Аль-Хурнак“ и бродили [по нему] в растерянности до среды, и Али был справа от нас. Перед тем, как мы объединились с ними (Амро ибн Харейсом и его людьми), к ним навстречу выползла ящерица. Они принялись её ловить, и Амро ибн Харейсу удалось схватить её. Тогда он протянул свою руку и сказал: „Я клянусь ей (ящерице) в верности, так же как Повелителю верующих!“. Семеро из них тоже принесли ей присягу, и Амро был восьмым.

Они продолжили путь в ночь на среду и достигли Мада’ина в пятницу, когда Повелитель верующих читал проповедь на минбаре, и они были вместе и не отделялись друг от друга пока не остановились у дверей мечети. Когда они вошли, Повелитель верующих посмотрел на них и изрёк: „О вы, люди! Посланник Аллаха доверил мне тысячу хадисов, и в каждом из хадисов — тысяча дверей, и для каждой двери есть [свой] ключ, и я слышал, как Аллах сказал: «[Помяни тот] День, [когда] призовём мы все [общины] людей с имамом их…» (17:71), и я клянусь Аллахом, что эти восемь человек среди вас будут воскрешены вместе со своим «имамом» — ящерицей! И, если хотите, я могу назвать их [всех] поимённо“».

Передатчик добавил: «Если бы вам только довелось видеть [в тот момент] Амро ибн Харейса: он был опозорен как обвиняемый [в преступлении]!» («Басаир ад-дараджат», часть 6, глава 16, хадис 15).

13. Муджахид, ссылаясь на Ибн Аббаса, рассказывает: «Посланник Аллаха, да благословит Аллах его и его род, как-то сказал: „Когда настанет День воскрешения, Господь прикажет ангелу Джабраилу сесть у ворот Рая и пускать туда только тех, у кого есть разрешение от Али ибн Абу Талиба, да будет мир с ним“» (Ибн Магазили, «Аль-Манакиб», с. 131).

14. Имам Садык, да будет мир с ним, сказал: «Разве вы не возносите хвалу Аллаху и не благодарите Его? Ведь когда настанет День воскрешения, Господь призовёт к Себе каждую общину вместе с тем, чьё руководство она приняла. Нас призовут вместе с Пророком, а вы, [наши шииты], будете находиться рядом с нами. Куда, по-вашему, вас после этого отправят? Клянусь Владыкой Каабы — в Рай!». Последнюю фразу Имам повторил три раза (Факих Имани, «Нур аль-Кур’ан»).

Поделиться
Отправить
Класснуть
Плюсануть

Похожие публикации

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Scroll Up