Новое

Жертвы когнитивного программирования или чему нас учит история пророка Юсуфа

Комментариев нет

В нынешнее время благодаря различным средствам глобализации люди всё чаще сталкиваются с манипуляциями, которые вынуждают совершать какое-либо действие — хочет того человек или нет. Как защитить себя от лжи и обмана и выбраться невредимым из этой современной медиа-ловушки?

Попробуем разобраться в обозначенной проблеме, проанализировав одну её сторону через историю пророка Юсуфа, да будет мир с ним. Эта знакомая всем история описана в двенадцатой суре Корана и в Библии (Бытие, 37), где рассказывается о трудностях, которые пришлось пережить пророку. Из-за своего избранничества, доброты и невероятной красоты пророк Юсуф не раз становился объектом клеветы. Даже находясь в тюрьме, где он провёл многие годы из-за лживого навета влюблённой в него жены египетского вельможи и где все его очень любили и уважали, он обратился к своему сокамернику с просьбой не любить его, поскольку все трудности и беды в его жизни происходят из-за чрезмерной любви. С чего же начались все невзгоды пророка?

Юсуф был сыном пророка Якуба (Иакова), да будет мир с ним, любившего его больше остальных одиннадцати сыновей. Эта искренняя и открыто проявленная любовь отца явилась причиной бед сына. Братья очень ревновали отца к Юсуфу и не хотели принимать во внимание фактор избранничества брата и видели в нём лишь врага и соперника. Юсуф однажды рассказал о своём сне, где ему поклонялись одиннадцать звёзд, луна и солнце. Братья растолковали этот сон так, что луна — это их мать, солнце — отец, а одиннадцать звёзд — это они. Зависть в сердцах братьев стала ещё сильнее и привела их к преступлению и лжи. Но лежит ли вся вина и ответственность за то, что впоследствии произошло с Юсуфом, только лишь на них, или же присутствовали ещё какие-то факторы, повлиявшие на их решение?

Однажды сыновья пророка Якуба подошли к нему и попросили отпустить Юсуфа с ними на пастбище. В Священном Коране говорится: «Сказал [им Иаков]: „Поистине, печалит меня, что уведёте вы его, и боюсь, что съест его волк, когда вы к нему [будете] невнимательны“» (12:13).

Этими словами Якуб не просто сподвигнул сыновей на враньё, но и невольно подал идею о том, каким образом оправдать свой злой поступок. Интересно заметить, что подобное явление, связанное с внушением определённой мысли, отражается и на повседневной жизни людей XXI века и нередко используется в таких областях, как реклама и медиапланирование. С помощью этой маркетинговой стратегии целевая аудитория обеспечивается рекламным сообщением, в соответствии с которым аудитория впоследствии и действует. Маркетинговые психологи занимаются психологическим программированием людей и работают над тем, как сделать так, чтобы до масс дошла определённая мысль (о покупке новой ненужной иномарки, например).

Немецкий учёный Б. Витис, занимавшийся вопросом психологии рекламы, сказал, что люди в своём мышлении имеют «параллель к даваемому им через посредство органов чувств, это способность духа перенимать готовые мысли и суждения других мыслящих существ и давать этим суждениям возможность оказывать на них своё интеллектуальное действие». Это явление получило название «интеллектуальной рецепции».

С точки зрения Б. Витиса, интеллектуальная рецепция может влиять на человеческое поведение определяющим образом и способно даже противодействовать собственному мышлению и личному мнению.

«Слышанное слово, сообщение, воззрение действуют и оказывают часто бессознательное влияние на наше поведение».

Победит чужое или собственное представление при мотивации, в первую очередь, зависит лишь от живости и силы инерции, так как воля следует лишь наиболее сильному импульсу. Причём неважно — чужому или своему, а разум часто оказывается бессильным противодействовать этой силе.

Братья пророка Юсуфа, возможно, рассматривали несколько вариантов того, как избавиться от брата, однако решающим толчком стала информация, переданная им собственным отцом и его страхами. Казалось бы, отец лишь озвучил свои страхи и не хотел никому зла, тем более — любимому сыну. Однако последняя информация, вышедшая из его уст, переключила внимание сыновей на месть и стала мотивацией для их последующих действий. В результате интеллектуальной рецепции в подсознании братьев активизировалась мысль, которая привела их к действию.

Западная наука выработала много психологических схем. Английские аббревиатуры AIDA и AlDMA (attention, interest, desire, motivation, action) описывают поведение человека в виде следующей схемы (Ш. Коди):

Внимание → Интерес → Желание → Мотивация → Действие

Из этой формулы явствует то, в каком направлении должен действовать человек для того, чтобы побудить своего оппонента к действию. Алгоритм абсолютно незатейлив: стоит только обратить внимание человека на какой-либо объект, пробудить в нём интерес и желание, которые, в свою очередь, станут для него мотивацией для того, чтобы осуществить то или иное действие. Людей, как оказалось, довольно легко «вести», и о такого рода поведенческой психологии говорили учёные-бихевиористы.

Один из основателей бихевиоризма (букв. «наука о поведении»; направление в психологии, которое изучает поведение человека и способы влияния на его поведение), известный психолог Джон Б. Уотсон, считал, что люди действуют, как машины, и что их поведение можно контролировать и предсказывать, как поведение других машин. Для того чтобы управлять человеком, «необходимо лишь поставить перед ним фундаментальный или условный эмоциональный стимул… сказать ему что-то такое, что скуёт его страхом, или вызовет лёгкое раздражение, или вызовет приступ нежности и любви, или коснётся глубоко запрятанных психологических или житейских потребностей».

«Обделённые» отцовской любовью братья Юсуфа испытывали ненависть к брату и желали наказать его за несправедливое отношение отца. Под воздействием необдуманных слов отца их намерения и планы получили более чёткое оформление и вылились в то, что они захотели убить брата, но впоследствии всё же решили оставить его в живых и сбросить в колодец, чтобы проходящий мимо караван увёз его далеко от дома. Забрав с собой рубашку Юсуфа, они испачкали её кровью животного, и, придя к отцу, объявили ему, что произошло то, чего он так боялся: его любимого сына растерзал волк.

Порой произвольно или же непроизвольно мы оказываемся в роли пророка Якуба и провоцируем людей на совершение какого-либо поступка, а иногда — в роли его братьев, то есть жертвами — жертвами собственных неправильных мыслей, которые утрированы воздействием внешних психологических факторов. В обоих случаях необходимо в полной мере осознавать масштабы ответственности и делать так, чтобы в этой внутренней борьбе побеждали позитивные эмоциональные стимулы.

Интересно заметить, что существует особая — хоть и научно и академически не признаваемая — область практической психологии, которая изучает структуру субъективного опыта людей и занимается разработкой языка его описания, раскрытием механизмов и способов моделирования опыта с целью совершенствования и передачи выявленных моделей другим людям. Эта психологическая область именуется не иначе как «нейролингвистическое программирование» (НЛП). Иными словами, НЛП изучает те нейрологические процессы, которые отвечают за хранение и переработку информации, а также особенности и значения механизмов языка и коммуникации.

НЛП используется в таких областях, как преподавание, коммуникации, искусство, творчество, терапия, бизнес — везде, где необходимо задействовать ресурсы человеческого мышления и поведения. В настоящее время эта область когнитивного воздействия на людей получила широкое распространение в большинстве развитых стран. В Россию нейролингвистическое программирование пришло совсем недавно и существует, в основном, в фирмах, профессионально применяющих НЛП-консалтинг.

В отличие от бихевиористов исследователи в области НЛП пошли дальше и продвинули изучение человеческого опыта и понимание того, что находится на «входе» (информация, которую мы получаем из внешнего мира) и как это связано с «выходом» (т. е. как полученная информация реализуется в поведении и общении). Так называемые «НЛПеры» создали инструменты, позволяющие изменять иерархию ценностей и структуру убеждений, которые можно использовать в свою пользу.

Повлиять на поведение и мышление людей не так сложно, если знать за какие струны жизненных ценностей тянуть. Именно поэтому люди часто становятся жертвами психологического давления шарлатанов и преступников, подверженными влиянию запрещённой литературы или же жертвами навязанных глобализацией псевдоценностей. Разум и гуманность должны играть первостепенную роль в жизни каждого из людей.

Что же нужно делать для того, чтобы оградить себя и близких от неблаготворного влияния данного психологического фактора? На первом этапе важно понимать, что некоторые наши мысли уже сами по себе могут являться грехом. Причём в данном вопросе ислам коррелирует и с христианством, в котором мысли, наполненные похотью, жестокостью и несправедливостью считаются греховными. Вовремя остановив себя от какой-либо неправильной мысли и не доводя её до практики, можно предотвратить ещё больший грех.

Согласно исламу, сама по себе мысль не является грехом, однако она может стать причиной дальнейшего совершения греха. В Коране говорится: «О те, которые уверовали! Сторонитесь многих предположений [и подозрений]! Поистине, некоторые предположения — грех» (49:12).

Во-вторых, в исламе одним из средств защиты от окружающего воздействия является чтение Корана. В Священном Писании говорится: «И когда читаешь ты Коран, устанавливаем Мы между тобой и теми, которые не веруют в [жизнь] Последнюю, завесу [и преграду] сокрытую» (17:45).

Этот аят был ниспослан в связи с тем, что группа язычников досаждала Пророку Мухаммаду, да благословит Аллах его и его род, когда он в уголке Каабы по ночам читал Коран. Они бросали в него камни и перегораживали ему дорогу, когда он шёл к людям с призывом принять ислам. Господь по Своей милости не позволил им причинить ему вред. Таким образом, чтение сакральных текстов Корана служит своего рода щитом от внешних угроз.

В-третьих, для того, чтобы не подвергаться воздействию описанной выше интеллектуальной рецепции необходимо чётко разграничивать круг своего общения и стараться не иметь контакт с людьми, которые способны оказать отрицательное психологическое влияние и подтолкнуть к совершению неправильного действия: «О те, которые уверовали! Не водите дружбу с людьми, на которых разгневался Аллах» (60:13); «И в тот День, когда [от горя] будет кусать несправедливый руки свои, говоря: „…Горе мне, [лучше] бы не брал я такого-то [заблудшего] другом [своим]!“» (Коран, 25:27—28).

С целью же обезопасить себя от воздействия пресловутой маркетинговой игры и рекламы можно обратиться к следующему аяту Корана: «О те, которые уверовали! Если принесёт вам нечестивец весть, то выясните [правдивость вести этой], дабы [не] поразили вы [несправедливостью] людей по неведению и дабы [не] оказались вы о том, что сделали, сожалеющими» (49:6).

Многие забывают удостовериться в правильности и истинности услышанного и спешат довериться недостоверному источнику, хотя в нынешних условиях наличия огромного количества информационного сора проверку стоит делать регулярно.

Перед совершением какого-либо деяния правильно и искренне озвученный для себя ният (с араб. «намерение») также способен изменить многое: предотвратить негативное воздействие на собеседника или же избежать становления жертвой психологического брейнсторма.

Нельзя спешить поддаваться влиянию окружающих, ведь люди постоянно сталкиваются с манипуляторами, которые навязывают своё мнение невольно или же прессингом и агрессией. Это психологическое насилие нужно пресекать на корню, и очень важно построить внутреннее сопротивление, которое огородит от ментальной и физической опасности. Только таким образом можно не поддаваться влиянию со стороны.

Поделиться
Отправить
Класснуть
Плюсануть

Похожие публикации

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Scroll Up