Новое

Значение ислама и имана (веры)

Комментариев нет

Кто может лучше рассказать о явных и тайных смыслах исламской религии и декларируемой ею веры в Единого Бога, кроме Его Последнего Пророка, да благословит Аллах его и его род, и его законного преемника и наместника в мусульманской общине — Имама Али ибн Абу Талиба, да будет мир с ним? Если вам потребуется объяснить кому-то значение ислама и веры, например, новообращённому брату или сестре или просто интересующемуся человеку, то просто сошлитесь на этот хадис и обязательно прочитайте его сами, не обращая внимания на кажущуюся простоту заявленной им темы, ибо тема эта — гораздо сложнее, чем может показаться на первый взгляд, и вы наверняка откроете для себя что-то новое.

Абан ибн Абу Айяш передал от Сулейма ибн Кейса аль-Хиляли, который сказал: «Я слышал, как один мужчина спросил Али ибн Абу Талиба, да будет мир с ним: „О Повелитель верующих, расскажи мне о вере (имане). Не спрашивал я об этом раньше и не спрошу больше никого другого“. Али сказал: „Один человек как-то пришёл к Посланнику Аллаха и спросил его тоже самое, что спросил ты. Он стал вести беседу с ним, а затем сказал: «Сядь». Человек сказал: «Я уверовал»“.

Затем Али повернулся к этому мужчине и сказал: „Не ведомо ли тебе, что как-то раз Джабраил явился к Посланнику Аллаха в облике человека и спросил его: «Что является исламом?». Он ответил: «Свидетельство, что нет бога, кроме Единого Бога, и что Мухаммад — Его Посланник, а также совершение молитвы, выплата закята, хадж, пост в месяц Рамадан, омовение от ритуальной нечистоты (гусль аль-джанаба)». Джабраил спросил: «А что является верой (иманом)?». Пророк ответил: «Для этого необходимо верить в Аллаха, Его ангелов, Его Писания, Его посланников, жизнь после смерти и предопределение, будь он хорошим или плохим».

Когда этот человек встал, Посланник Аллаха сказал: «Это — Джабраил, который явился, чтобы обучить вас религии». И всякий раз, когда Посланник Аллаха что-либо говорил Джабраилю, он отвечал: «Это правда». Джабраил спросил: «Когда наступит час [Судного дня]?». Посланник Аллаха сказал: «Спрошенный не знает более об этом, чем спрашивающий». Он сказал: «Это правда»“.

Затем Али сказал: „Поистине, вера зиждется на четырёх столпах: на ясности, терпении, справедливости и усердии [на пути Аллаха]. У ясности есть четыре ветви: стремление, опасение, аскетизм и ожидание. Кто стремиться войти в Рай, тот сторонится [запретной] страсти. Кто опасается адского огня, боится совершать запрещённое. Кто проявляет аскетизм в этом мире, тот с лёгкостью перенесёт все трудности. Кто ожидает смерть, тот спешит совершать благие поступки.

У терпения также четыре ветви: ясное понимание, размышление над мудростью, познание с извлечением назидания, традиции первых людей. Кто обладает ясным пониманием, тот постигает мудрость. Постигнув мудрость, он извлекает урок. Осознав его, он понимает истинный смысл мудрости. Познав его, он понимает назидание, и словно оказывается среди первых людей.

Справедливость также имеет четыре ветви: глубина понимания, море знания, цветы мудрости и сады мягкости. Понимающий толкует знания во всей их полноте. Обладая знанием, он способен постигнуть законы мудрости. По характеру мягкий, он не будет небрежным в своём деле и будет жить среди людей, восхваляемый. У усердия [на пути Аллаха] также — четыре ветви: призыв к благому и отвращение от порицаемого, честность в поступках, гнев и ненависть ради Аллаха. Кто призывает к благому, тот помогает верующему стать сильнее. Кто отвращает от порицаемого, тот унижает нечестивца. Кто искренен в делах, тот решит их [без проблем], а кто гневается на нечестивцев и ненавидит их ради Аллаха, за того Аллах проявит Свой гнев на них. Это — вера (иман), таковы столпы его и ветви!“.

Минимальная степень веры, неверия и заблуждения

Мужчина сказал ему: „О Повелитель верующих, какова минимальная степень веры человека, минимальная степень неверия и заблуждения?“. Он ответил: „Ты спросил, так слушай же ответ! Что касается веры, то это — познание Аллаха, признание Его Господства, Единства, затем признание Его Пророка и познание Его довода на земле, Его свидетеля над творениями и подчинение ему“.

Он спросил: „О Повелитель верующих, даже если он будет не знать о прочих вещах, кроме тех, что ты мне описал?“. Али ответил: „Да. То же, что делает человека неверующим, — это когда он следует чему-то, полагая, что Аллах велел ему, хотя Аллах запретил это, а затем этот человек делает из этого свою религию, отрекается и подчиняется [кому вздумается] и считает, что поклоняется Аллаху. А самой минимальной степенью, когда человек становится заблудшим, — это отсутствие познания довода Аллаха на земле и Его свидетеля над творениями, которому Аллах приказал подчиняться и принять его руководство (вилаят)“.

Указание (насс) Посланника Аллаха на двенадцать Имамов

Затем этот человек сказал: „О Повелитель верующих, расскажи мне, кто эти люди!“. Али сказал: „Это те, о ком Всевышний Аллах сказал: «Повинуйтесь Аллаху и повинуйтесь Посланнику [Его] и обладателям [права] повеления из [семьи Пророка] вашего» (4:59)“. Он ответил: „Проясни для меня [значение этого аята]“. Али сказал: „Это те, о ком Посланник Аллаха сказал в последней своей проповеди:

«Я оставляю среди вас две вещи, придерживаясь которых, вы никогда не собьётесь с верного пути: Книгу Аллаха и моё семейство, Ахль аль-Бейт. Они подобны этим двум пальцам».

И он поднял два указательных пальца. Затем, подняв указательный и средний одной руки, сказал: «Не этим двум пальцам, ибо один из них короче другого. Поистине, Милостивый и Знающий сообщил мне, что они не разделятся, пока не встретятся со мной у райского водоёма. Так придерживайтесь же этого и следуйте за ними, дабы не сбиться с пути. Не выдвигайте себя вперёд них, ибо погибнете, не отставайте от них, ибо разделитесь, и не пытайтесь обучить их чему-то, ибо они гораздо более знающие, чем вы»“.

Он сказал: „Повелитель верующих, назови мне их имена“. Али ответил: „Это тот, кого назначил Посланник Аллаха в Гадир Хуме, сообщив, что он ближе к верующим, чем они сами, и велев рассказать это всем отсутствующим“. Мужчина спросил: „Это ты, Повелитель верующих?“. Али ответил: «Я — первый из них и лучший из них, затем мой сын Хасан станет их покровителем, затем мой сын Хусейн, затем преемники Пророка, один за другим, пока не встретятся с ним у райского водоёма“.

Мужчина встал, поцеловал голову Али и сказал: „Ты прояснил всё для меня и избавил моё сердце от сомнений!“».

«Книга Сулейма ибн Кейса аль-Хиляли», хадис 8

Поделиться
Отправить
Класснуть
Плюсануть

Похожие публикации

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Scroll Up