Зверства, пороки и несправедливость Усмана ибн Аффана

Комментарии

В идеологии противников Ахль аль-Бейт Усман ибн Аффан является третьей почитаемой фигурой после Абу Бакра и Умара. Они, как и в случае с двумя его предшественниками, считают Усмана «благочестивым и справедливым человеком», а также «законным халифом мусульман». Мы перевели одно интересное предание из книги «Аль-имама уас-сияса», которого достаточно для того, чтобы опровергнуть эту, ни на чём не основанную, идеологию.

Ибн Кутейба передал: «Собралась группа из числа сподвижников Пророка и написала Усману письмо, в котором указали ему на то, в чём он противоречит сунне Посланника Аллаха и двух его сподвижников (то есть Абу Бакра и Умара). Среди этого они упомянули то, что Усман подарил Марвану хумс провинции Ифрикия, который принадлежит Аллаху, Его Посланнику, родне Пророка, сиротам и беднякам; что он раздал провинции своим родственникам и родственникам сына его дяди из рода Омейядов, которые не были сподвижниками Посланника Аллаха и у которых не было опыта в управлении; они упомянули Валида ибн Укбу, наместника Куфы, который, будучи пьяным, прочитал утреннюю молитву в четыре раката, и что Усман задерживал наказание по отношению к нему; что он оставил мухаджиров и ансаров и никого из них не привлёк к управлению государством, не прислушивался к их мнению; раздал земли, фермы и деньги людям, которые не были сподвижниками Посланника Аллаха, не участвовали в завоеваниях или защите…»

Затем они решили передать это письмо Усману. Их было десять человек, и среди них был Аммар ибн Ясир и Микдад ибн Асвад. Они отправились передать письмо, которое было в руках Аммара. Он оказался один перед дверью его дома, и попросил разрешения войти. В один из зимних дней ему разрешили войти. Аммар зашёл в дом, и увидел возле Усмана Марвана ибн Хакама и его родственников из числа Омейядов. Он передал Усману письмо, тот зачитал его и спросил: „Ты написал это письмо?“ Аммар сказал: „Да“. Усман спросил: „Кто ещё был с тобой?“ Аммар сказал: „Группа людей, которые разошлись, [опасаясь тебя]“. Усман спросил: „Кто эти люди?“ Аммар сказал: „Я не назову тебе их имён“. Усман сказал: „Почему ты один набрался храбрости выступить против меня?“

Марван ибн Хакам сказал Усману: „О повелитель верующих, этот чёрный раб (то есть Аммар) воодушевил людей восстать против тебя. Если ты убьёшь его, это станет примерным наказанием для тех, кто с ним [выступил против тебя]!“ Усман сказал: „Побейте его!“ Люди стали избивать Амара и Усман вместе с ними, пока не разорвался его желудок, и он не упал в обморок. Они оттащили его и бросили у двери дома. Его нашла Умм Саляма, жена Пророка, и его отнесли в свой дом. Узнав об этом, разгневались дети Мугиры ибн Абд-Аллаха, поскольку Аммар был их другом. Когда Усман вышел для совершения полуденной молитвы, Хишам ибн Мугира сказал: „Клянусь Аллахом, если Аммар умрёт от этого, мы убьём многих мужчин из числа Омейядов!“»

«Аль-имама уас-сияса», т. 1, с. 50

Данное предание говорит о множестве важных вещей:

  1. Против Усмана восстали не какие-то люди с улицы и неизвестные смутьяны, как это часто пытаются представить противники Ахль аль-Бейт, но в том числе и сами сподвижники Посланника Аллаха. Сам этот факт уничтожает их идеологию о справедливости и благочестии всех сподвижников, поскольку группа сподвижников восстала против другого сподвижника — Усмана, как раз из-за его несправедливости. Противники Ахль аль-Бейт — между двух огней. Именно поэтому они так стремятся скрыть то, что в действительности произошло тогда.
  2. Свидетельство сподвижников о несправедливости Усмана и его противоречии сунне Посланника Аллаха.
  3. Усман вернул Хакама ибн Абу Аса и его сына Марвана в Медину, несмотря на то, что их изгнал Посланник Аллаха, и предшественники Усмана — Абу Бакр и Умар отказывались вернуть его в город.
  4. Согласно убеждению противников Ахль аль-Бейт запрещено ругать кого-то из сподвижников, однако в данном предании Аммара оскорбляет Марван ибн Хакам. Кроме этого, его не просто оскорбляют, но и избивают, и в этом участвует сам Усман. Далее — нигде не сказано, что Усман покаялся за то, что сделал и выплатил он или кто-то из его родственников возмещение Аммару за нанесённые ему удары, из-за которых Аммар упал в обморок и которые привели к разрыву его желудка. А ведь по шариату человек обязан возместить за нанесение удара другому человеку!

Только подумайте, в наше время, если происходит разрыв желудка, человека отправляют на операцию, поскольку подобное повреждение вызывает сильную боль и может привести к смерти. Представьте, какой ущерб нанёс Усман и его компания Аммару, тем более если учесть, что на тот момент Аммару было за восемьдесят лет!

Возможно, противники Ахль аль-Бейт могут заявить, что книгу «Аль-имама уас-сияса» написал не Ибн Кутейба, но ему лишь приписали её, хотя некоторые крупные учёные из их числа заявляли, что она написана именно Ибн Кутейбой. Однако, чтобы подкрепить всё то, что описано в этом предании, мы рассмотрим другие из других их источников.

Усман избивает Аммара

Ибн Абу Шейба передал от Салима ибн Абу Джуды, который сказал: «Сподвижники Мухаммада, да благословит Аллах его (и его род) и приветствует, написали письмо с осуждением Усмана и сказали: „Кто отправится с ним к Усману?“ Аммар сказал: „Я“. Он отправился к Усману, зачитал письмо, и Усман сказал: „Да унизит тебя Аллах!“ Аммар сказал: „Абу Бакра и Умара тоже“. Усман встал и стал бить Аммара ногами так, что он упал в обморок. Затем Тальха и Зубейр сказали Аммару: „Выбери одно из трёх: либо прости его, либо получи выкуп [за нанесённый ущерб], либо соверши возмездие“. Аммар сказал: „Я не приму от них ничего, пока не встречусь с Аллахом!“».

«Мусаннаф», т. 7, с. 265

Аль-Балязири пишет: «Говорят, что Микдад ибн Амру, Аммар ибн Ясир, Тальха и Зубейр, а также группа сподвижников Посланника Аллаха написали письмо, в котором перечислили все нововведения Усмана, призвали его к богобоязненности и предостерегли его, что применят силу, если он не уйдёт [с места правителя]. Аммар пришёл к Усману с письмом и зачитал его. Усман спросил: „Почему ты опередил их, выступив против меня (то есть зачитав письмо)?“ Аммар сказал: „Потому что из них я — лучший советчик для тебя“. Усман сказал: „Ты лжёшь, сын Сумайи!“ Аммар сказал: „Да, я, клянусь Аллахом, сын Сумайи и Ясира!“ И Усман велел двум юношам схватить Аммара за руки и за ноги, затем он ударил Аммара ногой, и у него случился разрыв [желудка]. Он был слабым и старым и поэтому упал в обморок».

«Ансаб аль-ашраф», т. 6, с. 162

В данном предании, конечно же, сторонник Усмана может придраться к словам «говорят», мол Аль-Балязири здесь пересказывает чьи-то слова, а не высказывает свою точку зрения. Однако нигде мы не видим, чтобы он опроверг эти слова или написал, что это ложь.

Мы видим, что данные два предания подтверждают факт избиения Аммара Усманом и его соратниками, а также оскорбления в его адрес. Во втором из приведённых предания Усман называет Аммара «сыном Сумайи». Среди арабов того времени было распространено подобное оскорбление, когда один человек хотел назвать другого человека незаконнорождённым, то обращался к нему «сын матери», намекая на то, что он не сын своего отца. В данном случае, подобное обращение, несомненно, является оскорблением, потому что нигде не говорится, что Ясир — не отец Аммара, и Усман тем самым лишь хотел принизить и оскорбить Аммара, за что также по шариату должен был ответить!

Усман возвращает Хакама ибн Аса и его сына Марвана, изгнанных Посланником Аллаха из Медины

Ибн Абд аль-Бирр пишет:

«Хакам ибн Абу Ас ибн Умайя ибн Абд аш-Шамс ибн Манаф аль-Кураши аль-Умауи. Дядя Усмана ибн Аффана и отец Марвана ибн Хакама. Был с сыном изгнан из Медины Посланником Аллаха, остановился в Таифе» («Аль-истиаб фи маарифати-ль-асхаб», т. 1, с. 106).

Аз-Захаби пишет:

«Его (то есть Марвана) отца изгнал Посланник Аллаха в Таиф, а затем Усман вернул его в Медину, потому что он его дядя» («Сиараалям ан-нубаля», т. 3, с. 476).

Ибн Кутейба пишет:

«Его отца, Хакама ибн Абу Аса, изгнал Посланник Аллаха, и он оставался изгнанником при жизни Посланника Аллаха, а также при правлении Абу Бакра и Умара. Затем Усман вернул его и даровал ему сто тысяч дирхамов» («Аль-Маариф», т. 1, с. 353).

Ибн Асир передал от Джубейра ибн Мутима, от его отца, который сказал:

«Мы находились с Посланником Аллаха, и мимо нас прошёл Хакам ибн Абу Ас. Посланника Аллаха сказал: „Горе моей общине от того, который находится в его чреслах (то есть от Марвана)!“ Ибн Асир сказал: „Посланник Аллаха изгнал его из Медины в Таиф, а с ним — его сына Марвана“» («Усд аль-габа», т. 2, с. 48).

Усман отдаёт хумс Ифрикии своему двоюродному брату Марвану ибн Хакаму

Аль-Балязири передал от Умм Бакр ибн Масрур, которая сказала: «Когда Марван построил дом в Медине, он позвал людей отведать еды [в нём]. Среди тех, кого он позвал, был Масрур. Марван сказал: „Клянусь Аллахом, я не взял для [строительства] своего дома и дирхама из денег мусульман!“ Масрур сказал: „Лучше бы ты ел свою еду и молчал! Ты участвовал вместе с нами в завоевании Ифрикии, и было у тебя меньше всех денег, рабов, соратников, а затем Ибн Аффан дал тебе хумс Ифрикии, и стал ты работать с пожертвованиями, и присвоил деньги мусульман!“ И Марван пожаловался Урве: „Он жесток со мной, а ведь я оказал ему почтение“».

«Ансаб аль-ашраф», т. 2, с. 265

Усман дарует Харису ибн Хакаму триста тысяч дирхамов и рынок мусульман

Ибн Кутейба пишет: «Харис ибн Хакам ибн Абу Ас. Зять Усмана. Усман подарил ему триста тысяч дирхамов, верблюдов с закята и рынок Медины, который люди называли „Махруз“, и который Посланник Аллаха дал мусульманам в качестве милостыни» («Аль-Маариф», с. 195; а также: Ибн Абд ар-Раббих, «Аль-икд аль-фарид», т. 4, с. 283; Ибн Абу Хадид, «Шархнахдж», т. 1, с. 67).

Усман назначает нечестивца и пьяницу Валида ибн Укбу наместником Куфы

Валид ибн Укба — также родственник Усмана и человек, о котором был ниспослан аят: «О те, которые уверовали! Если принесёт вам нечестивец весть, то выясните [правдивость её]» (49:6).

Ибн Асир пишет:

«Нет среди знатоков толкования Корана разногласий, что аят „О те, которые уверовали! Если принесёт вам нечестивец весть, то выясните [правдивость её]“ (49:6) был ниспослан о Валиде ибн Укбе. Это потому, что Посланник Аллаха отправил его за закятом бану Мусталик, а он (Валид) сказал, что они отреклись от ислама и ничего не дали ему» («Усд аль-габа», т. 5, с. 451).

Был известен тем, что пил вино. Аз-Захаби пишет:

«Был наместником Куфы при Усмане, сражался в Шаме, а когда был убит его брат Усман, не сражался ни на чьей стороне. Он был шейхом, поэтому и пил вино» («Сиараалям ан-нубаля», т. 3, с. 414).

Ибн Абу Хадид пишет:

«Валид был прелюбодеем и пил вино. Однажды он напился в Куфе и прочитал с людьми утреннюю молитву в четыре раката. Затем он повернулся к ним и спросил: „Я прочитал лишнее?“» («Шархнахдж», т. 17, с. 230)

Таким образом, мы видим, что Усман не был благочестивым и набожным правителем, как это пытаются представить его сторонники, а был типичным жестоким тираном, избивающим и запугивающим людей, раздающим посты и земли своим родственникам, многие их которых были нечестивцами, изгнанными Посланником Аллаха, присваивающим чужие деньги. Именно поэтому мусульмане, в том числе сподвижники, восстали против него. Более того, некоторые сподвижники были организаторами восстания против Усмана, и среди них были те, кто лично нанёс ему смертельные удары.

Сподвижники и табиины, убившие Усмана

Абд ар-Рахман ибн Удейс аль-Баляви

Ибн Са’д пишет:

«Абд ар-Рахман ибн Удейс аль-Баляви. Из числа сподвижников Пророка. Был одним из предводителей окруживших [дом Усмана] и убивших его» («Ат-табакат аль-кубра», т. 7, с. 4036).

Ибн Асакир передал от Мухаммада ибн Са’да, который сказал:

«Абд ар-Рахман ибн Удейс аль-Баляви — из числа сподвижников Пророков, слышал от него [хадисы]. Был из тех, кто отправился к Усману, когда его окружили, а затем убили, и был он также их предводителем» («Тарих ад-димашк», т. 35, с. 110).

Ибн Абд аль-Биррпишет:

«Абд ар-Рахман ибн Удейс аль-Баляви. Из Египта, присутствовал при Худайбии. Асад ибн Муса передал от Ибн Ляхии от Язида ибн Абу Хабиба, который сказал: „Абд ар-Рахман ибн Удейс аль-Баляви — из числа тех, кто присягнул Пророку под деревом“. Абу Умар сказал: „Был предводителем армии, которая окружила [дом] Усмана и убила его“» («Аль-истиаб фи маартифати-ль-асхаб», т. 2, с. 840).

Амру ибн Хамик аль-Хузаи

Аз-Захаби пишет:

«Амру ибн Хамик аль-Хузаи — был сподвижником и передавал [хадисы]. Присягнул Пророку во время его прощального паломничества. Ибн Са’д сказал: „Был одним из предводителей восставших против Усмана людей“» («Тарих аль-ислам», т. 2, с. 424).

Ибн Хаджр аль-Аскаляни передал от Ибн Сакана:

«Он (то есть Амру) был сподвижником. Абу Умар сказал: „Переселился после Худейбии“. Говорят также, что принял ислам после прощального паломничества, и первое мнение — наиболее верное. Абу Умар сказал: „Жил в Шаме, затем — в Куфе. Был в числе восставших против Усмана» («Аль-исаба», т. 4, с. 514).

Ибн Касир передал от Ибн Асакира, от Ибн Ауна, который сказал:

«Амру ибн Хамик аль-Хузаи бросился на Усмана, сел ему на грудь, посмотрел на него и нанёс ему девять ударов со словами: „Три из них — для Аллаха, а шесть — это то, что в моём сердце против него (Усмана)!“» («Аль-бидайауан-нихайа», т. 10, с. 309)

Ат-Табари пишет:

«Когда Абд ар-Рахман ибн Абд-Аллах ибн Усман ас-Сакафи увидел Амру ибн Хамика, он узнал его и написал Муавии. Муавия ответил ему, что полагает, что Амру нанёс Усману девять ударов, и что мы не должны поступать сверх этого, и ему нанесли девять ударов, как он сам нанёс Усману, и он умер от первого или второго» («Тарих», т. 5, с. 265).

Мухаммад ибн Абу Бакр

Ибн Касир пишет:

«Пришёл Мухаммад ибн Абу Бакр с тридцатью людьми, схватил Усмана за бороду и сказал: „Не помог тебе Муавия! Не помог тебе Ибн Амир!“ Усман сказал: „Отпусти мою бороду, сын моего брата!“ Усман стал просить помощи у одного человека из их числа, тот подошёл, ударил Усмана стрелой по голове, затем они поочерёдно [наносили удары], пока не убили его» («Аль-бидайауан-нихайа», т. 10, с. 305).

Ибн Асакир передал от Абд ар-Рахмана ибн Мухаммада:

«Мухаммад ибн Абу Бакр подобрался к Усману из дома Амру ибн Хазма. С ним были Канан ибн Бишр, Саудан ибн Хамран и Амру ибн Хамик. Они нашли Усмана у его жены Наили, он читал суру „Аль-Бакара“. Мухаммад ибн Абу Бакр подошёл к нему, схватил его за бороду и сказал: „Не помог тебе Муавия, не помог тебе «такой-то» и «такой-то»“! Усман сказал: „О сын моего брата, отпусти мою бороду! Твой отец не стал бы хватать меня так, как хватаешь ты!“ Мухаммад сказал: „То, что я собираюсь сделать с тобой, ещё ужаснее!“» («Тарих ад-димашк», т. 39, с. 408)

Хаджадж ибн Амру аль-Ансари

Ибн Абд аль-Бирр пишет:

«Хаджадж ибн Амру аль-Ансари. Бухари сказал: „Он был сподвижником [Пророка]“. Ибн Хаджр сказал: „Авторы сборников хадисов засвидетельствовали, что он слышал [хадисы] Посланника Аллаха в хадже“. Ибн аль-Мадини сказал: „Он ударил Марвана в день убийства Усмана так, что он упал“» («Аль-Истиаб», т. 1, с. 372).

Рифаа ибн Рафи

Ибн Хаджр пишет:

«Рифаа ибн Рафи. От него передавал Бухари. Он — из числа присутствовавших при сражении в Бадре. Табари писал в [в своей книге] „Тарих“: „Рифаа ибн Рафи аль-Ансари, а затем Аз-Зарки напали на Марвана ибн Хакама, ударил его, сбив с ног, а когда отошёл от него, обнаружил, что убил его“» («Аль-Исаба», т. 2, с. 407).

Аиша настраивает людей против Усмана

Мы видим, что сподвижники и табиины непосредственно участвовали в убийстве Усмана и были предводителями восстания против него. Даже Мухаммад, сын Абу Бакра, был в числе выступивших и убивших Усмана! И это соответствует действительности, ибо мы знаем, что он отрёкся от своего отца и его деятельности и стал верным последователем Имама Али, а значит не признавал также законным и правление Усмана. Более того, в источниках противников Ахль аль-Бейт есть указания на то, что Аиша, дочь Абу Бакра, которая впоследствии выступила против Имама Али с лозунгом «мести за кровь Усмана», также была среди его противников и подбивала людей выступить против него и убить его!

Аль-Якуби пишет:

«Между Усманом и Аишей возникла вражда по причине, что Усман уменьшил ей выплаты по сравнению с тем, что ей выплачивал Умар ибн Хаттаб, и стал выплачивать ей столько же, сколько остальным жёнам Посланника Аллаха. Однажды Усман выступал с проповедью, и Аиша указала на рубашку Посланника Аллаха и воскликнула: „О мусульмане! Эта рубашка Пророка [ещё] не обветшала, а Усман уже отменил его сунну!“» («Тарих», т. 1, с. 176).

Ат-Табари пишет:

«Аиша направилась в Мекку, говоря: „Усман был убит угнетённым, я требую мести за его кровь!“ Ей сказал Ибн Умм Киляб: „Клянусь Аллахом, ты первая, кто выступил против него со словами: «Убейте старого дурака, он стал неверующим!»“» («Тарих», т. 4, с. 459).

Ар-Рази пишет: «Усман отложил некоторые из выплат Аише. Она разгневалась на него и говорила: „О мусульмане! Эта рубашка Пророка [ещё] не обветшала, а Усман уже отменил его сунну! Убейте старого дурака, да убьёт его Аллах!“ Аиша отправилась в Мекку, а когда совершила паломничество и возвращалась в Медину, до неё дошла новость об убийстве Усмана. Она сказала: „Ну и что?“ Ей сказали: „Люди присягнули Али ибн Абу Талибу!“ Аиша сказала: „Усман был убит угнетённым! Я требую мести за его кровь! Клянусь Аллахом, день с Усманом лучше, чем век с Али!“ Убейд ибн Умм Киляб сказал ей: „Почему ты говоришь так? Клянусь Аллахом, нет сейчас никого почтеннее перед Аллахом, чем Али ибн Абу Талиб! Почему ты не желаешь его правления? Разве ты не подбивала людей восстать против Усмана, говоря: «Убейте старого дурака!»?“ Аиша сказала: „Я говорила это, но затем передумала“» («Аль-Махсуль», т. 4, с. 343).

Таким образом, даже Аиша была противницей Усмана и настраивала людей против него. И когда весть об его убийстве дошла до неё, она не расстроилась, но как только ей сообщили, что люди присягнули Имаму Али, которого Аиша ненавидела, она мигом стала требовать мести за кровь Усмана, лишь бы выступить против законного халифа.

Где был похоронен Усман?

Известным фактом является то, что мусульмане бросили тело Усмана на три дня и не желали, чтобы он был похоронен на кладбище Баки, где хоронили мусульман.

Ибн Касир пишет:

«Что касается местоположения его (Усмана) могилы, то нет разногласий, что он был похоронен в саду „Каукаб“ (где иудеи хоронили своих покойников) на востоке от [кладбища] Баки. Во время правления Омейядов над его могилой возвели большой купол, который находится там по сей день» («Аль-бидаяуан-нихая», т. 10, с. 324).

Ибн Хаджр аль-Аскаляни пишет:

«Ибн Шабба передал в „Ахбар аль-мадина“ от Абд ар-Рахмана ибн Азхара, что, когда люди захотели похоронить Усмана, они отправились к Баки, но им помешал Джабаля ибн Амру ас-Саиди, и они похоронили его в саду „Каукаб“» («Аль-Исаба», т. 1, с. 566).

Ат-Табарани передал от Абд аль-Малика аль-Маджишуна, от Малика, который сказал:

«После того, как был убит Усман, его тело пролежало три дня на свалке бану „такого-то“. Затем за ним пришли двенадцать человек… Они отнесли его на кладбище Баки, и по нему прочитал молитву Хаким ибн Хазм или Хувейт ибн Абд аль-Узза. Затем, когда они хотели похоронить его, им помешал человек из Бану Мазин, сказав: „Если вы похороните его с мусульманами, я расскажу людям!“ И его отнесли к сад „Каукаб“» («Аль-муджам аль-кабир», т. 1, с. 78).

Ибн Са’д передал от Раби ибн Малика, от его отца, который сказал:

«Я был одним из тех, кто отнёс тело Усмана. Мы положили его на дверь, и его голова билась об неё из-за того, что мы шли быстро. Мы опасались из-за того, что делаем, и мы похоронили его в саду „Каукаб“» («Ат-табакат аль-кубра», т. 3, с. 58).

Ат-Табари передал от Абу Башира аль-Абиди, который сказал: «Тело Усмана было брошено на три дня, и никто не хоронил его. Затем Хаким ибн Хазам, Ибн Абд аль-Узза и Джубейрибн Мутим ибн Ади поговорили с Али, попросив его разрешить родственникам Усмана похоронить его, и Али разрешил… Когда они вышли к людям, они забросали то, на чём он лежал, камнями и помышляли сбросить тело. Об этом узнал Али и послал людей, и Усмана отнесли в сад „Каукаб“, где он и был похоронен. Затем Муавия велел снести стену, [разделявшую кладбище Баки и „Каукаб“], чтобы соединить с Баки, и велел людям хоронить своих покойников вокруг могилы Усмана, и их могилы соединились с могилами мусульман».

«Тарих», т. 4, с. 412

Мы привели лишь малую часть преданий о пороках Усмана ибн Аффана, но даже их достаточно, чтобы любой размышляющий человек понял, что Усман не был благочестивым человеком: он избивал и оскорблял сподвижников Посланника Аллаха, раздавал посты и деньги мусульман своим родственникам, которые были пьяницами, нечестивцами и изгнанниками, игнорировал сунну Посланника Аллаха, не прислушивался к мухаджирам и ансарам. Также как должно быть понятно, что против Усмана восстали не только какие-то новообращённые массы и смутьяны, как это желают представить противники Ахль аль-Бейт, но и сподвижники Посланника Аллаха. Более этого, такая почитаемая ими личность как Аиша настраивала мусульман восстать против Усмана и убить его, а, когда он был убит, его тело было брошено на три дня, а мусульмане не желали, чтобы он был похоронен на кладбище мусульман, и его похоронили на кладбище иудеев — «Каукаб», которое впоследствии Муавия присоединил к мусульманскому кладбищу Баки.

Поделиться
Отправить
Вотсапнуть
Класснуть
Плюсануть


Комментарии приветствуются

Scroll Up